Встречаясь со многими интересными людьми - простыми рабочими, сельчанами, испытателями космической техники, общественными деятелями, политиками, космонавтами и даже руководителями государств и правительств , я поняла простую истину - все люди равны перед Космосом, так же, как и перед Богом. Это ощущение становится особенно ярким именно на космодроме. Из всех 33 лет, прожитых на Байконуре, особенно отчетливо и ярко вспоминаю 1991 год. Это был триумфальный год для казахов, живущих в Ленинске. В течение этого года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев трижды посетил наш город и космодром, и мне посчастливилось как журналисту, освещать эти визиты. |
В январе 1991 года Президент тогда еще Казахской ССР прибыл на Байконур из Москвы вместе с министром общего машиностроения Олегом Шишкиным. Мы с телеоператором Ленинской студии ТВ Славой Сергаевым неотступно следовали за Президентом - площадки космодрома, Гагаринский старт, станция Торетам, международная космическая школа, горисполком. Благо, охрана тогда была совсем другой, и мы спокойно могли записывать каждое слово Нурсултана Абишевича, задавать вопросы.
Несмотря на торжественную обстановку, в воздухе витал дух беспокойства и недосказанности. Все стало ясно, когда на второй день визита Н.Назарбаев провел пресс-конференцию и назвал вещи своими именами. Он заявил, что в условиях распада СССР Байконур становится собственностью Казахстана. К тому же, как оказалось, Президент ребром поставил вопрос о полете казахского космонавта: 30 лет с казахской земли в космос летают корабли, где же представитель нашего народа? Как выяснилось позже, во время этих сложных переговоров было принято согласованное с руководством СССР решение о внеочередном полете в космос первого казаха. Но в интервью, которое мне дал в тот день Президент, он ничего не сказал об этом. Сказал о том, что Казахстан намерен участвовать в освоении космического пространства, подчеркнув при этом, что содержать и сохранить космический комплекс можно будет только вместе со всеми республиками Советского Союза. Жители города Ленинска, все казахстанцы, узнавшие эту новость, ликовали. Это был жест справедливости по отношению к нашей стране и первый шаг Казахстана навстречу космосу.
Через три месяца, в апреле 1991 года Президент Казахстана прилетел на Байконур для участия в организованном Правительством Казахстана грандиозном празднике, посвященный 30-летию полета в космос Юрия Гагарина. Это был незабываемый по масштабам, организации и эмоциям фестиваль с прямым телемостом, карнавалом, гала-концертом звезд советской эстрады, который проходил прямо на стартовых площадках космодрома! Казахстан показал всему миру, что значит казахское гостеприимство и щедрость. Это был второй визит Назарбаева на космодром и новый шаг нашей страны навстречу космосу.
Спустя еще четыре месяца, в октябре 1991 года Президент прибыл на космодром уже для того, чтобы проводить в космос первого казаха Токтара Аубакирова.
Фактически этим полетом Казахстан заявлял о себе как государство, ставшее обладателем космодрома «Байконур», ведь месяц назад, 31 августа 1991 года, Байконур, в условиях распада Союза, был объявлен собственностью Казахстана.
2 октября 1991 года Байконур с казахской щедростью и гостеприимством принимал многочисленных гостей. По приглашению Президента Казахстана на космодром прилетели руководители большинства союзных республик. Это, по всей видимости, был не только повод поздравить Казахстан с космическим прорывом, но и возможность обсудить ситуацию с распадающимся на глазах великим Советским Союзом. В выступлениях Нурсултана Назарбаева чувствовалась озабоченность будущим советского космодрома, который находился на территории Казахстана. В своем заявлении перед стартом космического корабля с первым казахским космонавтом на борту он призвал все бывшие союзные республики совместно поддержать Байконур, чтобы не потерять уникальный космический комплекс.
И вот наступило время старта. Взоры всех, кто был на площадке наблюдательного пункта, устремились на стоящую в нескольких километрах ракету. Гагаринский старт замер в ожидании, и вдруг - неожиданно прозвучала долгожданная команда: «Пуск!» Сначала плавно отошли фермы от корабля, затем ракета почти исчезла в клубах дыма, потом она вырвалась из плена гари, и под ней появилось яркое пламя, круглое, как само солнце. Белоснежный «Союз» неспешно поднялся, задержавшись буквально на секунду, словно демонстрируя свое величие и красоту. И только теперь до всех донесся мощный гул, сотрясающий землю и человеческие души. Ракета неторопливо следовала по своей обозначенной траектории, оставляя на безоблачном байконурском небе знакомый специалистам инверсионный след.
Я в это время брала интервью у космонавта Алексея Леонова, который в прямом эфире комментировал космический полет, рассказывая об ощущениях космонавтов. «Так, так, вот сейчас должно произойти разделение», - взволнованно говорил Алексей Архипович. И, дождавшись долгожданных слов о выводе корабля на орбиту, он выбросил вверх левую руку (в правой у него была видеокамера) и крикнул: «Мы победили!» Оказывается, все эти десять минут он держал скрещенными пальцы в знак везения и благополучного старта. Вокруг началось всеобщее ликование, и на трибуне наблюдательного пункта, где стояли руководители союзных республик, государственные мужи радовались, словно мальчишки.
Среди десятков лиц, одинаково искренних и неудержимых в своих эмоциях, будь то советский офицер, австрийский канцлер или союзный министр, я увидела крупным планом, как в фокусе телекамеры, лицо Президента. В этот миг спокойное выражение лица Нурсултана Абишевича стало торжественно-величественным, словно над миром поднимался ... Флаг Казахстана! Вряд ли в тот момент он думал о том, что казахстанским первопроходцем космоса стал он сам.. Но я, как очевидец этих и других исторических событий на Байконуре, была убеждена в этой абсолютной истине.
Как журналист, я часто пользуюсь собственными определениями. Например, Байконур - это отдельное государство, а байконурцы - особая нация. А люди делятся у меня в основном на две категории - обычных, и тех, кто отмечен Космосом. И, к счастью, Президент оказался нашим человеком, отмеченным Космосом. Мы, байконурцы, всегда чувствовали его искреннее отношение к судьбе Байконура.
За прошедшие 20 с лишним лет Президент укрепил свой статус первопроходца казахстанского космоса. Сегодня все знают о том, что именно он проложил путь к звездам не только Токтару Аубакирову, а затем и Талгату Мусабаеву, трижды слетавшему в космос, но и всему казахскому народу.
Сейчас казахстанский космос вышел на совершенно новый уровень поступательного развития, международного сотрудничества. И здесь так же чувствуются забота и пристальное внимание главного человека страны, которого я, как байконурский журналист, всегда называю первопроходцем казахстанского космоса.
В прошлом остались трудные решения по аренде Байконура, непростой опыт запуска первого национального спутника. Впереди - большая и реальная работа по созданию космической отрасли страны, которую Президент поручил космонавту, за которого ратовал тогда и верит сегодня. Сегодня Казкосмос во главе с летчиком-космонавтом, Героем России и Народным Героем Казахстана Талгатом Мусабаевым по поручению Главы государства формирует космическую отрасль Казахстана. И я, как летописец космических событий, корреспондент «Казинформа» на космическом комплексе «Байконур», рассказываю об этом.
Нургалиева Сара
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.588 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |