Таковы данные социологических исследований, проведенных совместными силами аналитиков Комитета национальной безопасности РК, ДВД Алматы и акимата южной столицы. Согласно результатам мониторинга общественного мнения, каждый пятый казахстанец уверен в неотвратимости обострения ситуации, а более половины граждан страны утверждают, что такой вариант развития событий маловероятен, но не исключен. То есть единодушного мнения |
в этом плане среди казахстанских граждан не наблюдается. Однако аналитики уверенно утверждают, что фобии перед обострением ситуации вокруг религиозного экстремизма подвержено практически все казахстанское общество.
В настоящее время проблема распространения религиозного экстремизма стала одной из ключевых тем для дискуссий и исследований всевозможных центров, институтов и специалистов. Кроме того, проблема обеспечения межнационального и межконфессионального согласия находится на особом контроле высшего политического руководства страны, которое в условиях идеологического кризиса и постоянной актуализации указанной проблематики прикладывает значительные усилия для сохранения стабильности в обществе и недопущения насаждения религиозно-экстремистских идей.
Как утверждают специалисты, согласно результатам социологических исследований подавляющее большинство казахстанских граждан абсолютно убеждено в том, что нашей стране удалось избежать открытых вооруженных противостояний и сохранить межэтническую и межконфессиональную стабильность, в отличие от других полиэтнических и многоконфессиональных государств, в том числе бывшего СССР.
– Примечательно, что для казахстанцев характерна высокая степень религиозной толерантности, что обусловлено многонациональным составом нашего общества и наличием двух основных религий, то есть православия и ислама, – отметил начальник департамента по делам религий акимата города Алматы Нуржан Жапаркул. – Это и определяет терпимость по отношению к другим религиозным верованиям.
Между тем, по мнению респондентов, на угрозу распространения религиозного экстремизма влияют, прежде всего, причины экономического характера. Другими по значимости фактами, способствующими росту активности приверженцев нетрадиционных религиозных течений в Казахстане, выступают экстремистские проповеди, нарушение социальной справедливости, а также нарушения законодательства со стороны государственных управленцев.
Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. И база для подобного рода идеологии заложена практически во всех религиях, а не только в исламе.
– Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному, – говорит Нуржан Жапаркул. – Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий. Современный экстремизм, в частности исламский в форме ваххабизма, поставил в качестве ключевой цели создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами.
– С экстремизмом на религиозной основе должно бороться общество и государство. Методы борьбы могут быть различными, – утверждает Нуржан Жапаркул. – Государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество – при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и других ресурсов. Государство должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия.
По словам нашего собеседника, для преодоления такого рода экстремизма могут применяться политические, социологические, психологические, информационные, силовые и другие формы борьбы. Важную роль призвана сыграть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители. Эффективность борьбы против религиозного экстремизма в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона.
Альбина АХМЕТОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.202 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |