27 моногородов с численностью населения 1,5 млн человек отобраны для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. О ходе реализации Программы развития моногородов в интервью корреспонденту рассказал начальник управления Комитета регионального развития Министерства экономического развития и торговли РК Ерасыл Жуманбаев. - Ерасыл Темирбекович, Премьер-министр Серик Ахметов сказал: «Жанаозен рассматриваем как хорошую пилотную площадку для реализации многих программ по развитию моногородов - развитие инфраструктуры, развитие МСБ, благоустройство». Как происшествия в Жанаозене повлияли на разработку Программы развития моногородов? |
- Безусловно, для разработки всех государственных или отраслевых программ имеются существенные основы, однако события в Жанаозене не являются причиной для разработки данной программы. Программа принята в реализацию Послания Главы государства Н.А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация - главный вектор Казахстана».
Как вы знаете, после распада СССР жизнедеятельность городов, возникших вокруг крупных месторождений и крупных предприятий, резко изменилась. На сегодня промышленное производство в моногородах специализируются на одной-двух отраслях, либо градообразующие промышленные предприятия перестали функционировать. Как показывает мировой опыт, снижение объемов производства или остановка градообразующих предприятий приводят к общему ухудшению социально-экономической ситуации в таких городах.
Что касается Жанаозена, на сегодняшний день вопросы социально-экономического развития города являются одними из приоритетных, находящихся на постоянном контроле правительства и заинтересованных министерств, ведомств и нацкомпаний. Еще в 2008 году правительством принят Комплексный план по решению проблем города Жанаозен в целях долгосрочного социально-экономического развития города, и по итогам его реализации в 2011 году был принят соответствующий план сроком до 2020 года.
В целом финансирование города Жанаозен осуществляется в рамках Комплексного плана, а также в рамках программ «Развитие моногородов» (Комплексный план развития моногорода Жанаозен), «Занятость 2020», «Развитие регионов» и отраслевых программ в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
- Ранее сообщалось, что правительство ознакомилось с зарубежным опытом по развитию моногородов. Какой зарубежный опыт был импортирован?
- До принятия программы проведена большая работа по анализу ситуации моногородов в целом, в том числе по изучению мирового опыта в части предпринятых мер правительством зарубежных государств по решению проблем городов, сконцентрированных на одном или группе градообразующих предприятий. Нужно отметить, что узкоспециализированные города широко распространены и в других странах мира.
В целях диверсификации экономик городов с применением новых мер в сфере услуг, торговли и т.д. города получили новое развитие. Созданы большие возможности, преференции для развития бизнеса. К примеру, можно привести опыт таких развитых стран, как США, Германия и Япония. В Германии для решения проблем, возникших в связи со спадом в угольной промышленности Рурского бассейна, государством был введен налог – «угольный пфеннинг» для субсидирования угольной отрасли. В американский город город Бирмингем, используя естественные преимущества и продуманную политику правительства по привлечению инвестиций (например, мелких производителей на свободные производственные площади, развитие инфраструктуры высшего образования и другие меры), смог решить проблемы, связанные с закрытием градообразующих металлургических предприятий.
С учетом мирового опыта и анализа имеющихся проблем моногородов в программе приоритетом являются меры государственной поддержки моногородов. Во-первых, это решение первоочередных острых проблем моногородов с низким потенциалом. Во-вторых, создание условий для развития моногородов со средним потенциалом. В-третьих, дальнейшее устойчивое развитие моногородов с высоким потенциалом.
- Как государство способствует развитию малого и среднего бизнеса в моногородах Казахстана?
- В соответствии с программой начиная с 2013 года предусмотрены меры по развитию малого и среднего бизнеса в моногородах. В данное время с банками второго уровня подготовлена работа по их вовлечению в программу кредитования в моногородах. На сегодняшний день такие банки второго уровня, как Сбербанк, БТА, Казкоммерцбанк, Центркредит и др., проявляют заинтересованность в участии в программе.
Кроме того, в рамках программы предусмотрен значительный пакет льгот для развития малого и среднего бизнеса. Будут приняты меры по субсидированию процентных ставок по кредитам без отраслевых ограничений, развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры, предоставлению грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 млн тенге, реализации партнерских программ, создание бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства. Также предлагается микрокредитование в моногородах для содействия развитию предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения.
Кроме всего, юридическим лицам, реализующим инвестиционные стратегические проекты в моногородах с низким и средним потенциалом, будут предоставляться промышленные льготы путем возмещения или оплаты части их затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка и приобретение (строительство) зданий, сооружений.
- В моногородах предполагается организовать ремонт и восстановление, а в отдельных городах - снос аварийного и ветхого жилья. Какие моногорода особенно нуждаются в этом?
- Да, дополнительно одной из мероприятий программы является снос аварийных домов. Сегодня общее количество аварийных домов в 27 моногородах, подлежащих сносу, составляет 521 дом, из них 342 дома находятся в частной собственности, 179 - в коммунальной собственности. Из 179 аварийных домов, подлежащих сносу, основная доля расположена в Жанатасе (104 дома), Абае (56 домов), Каратау (18 домов). В Аркалыке находятся в аварийном состояний 117 домов, продолжается работа по переводу их в собственность государства. Местным исполнительным органам необходимо активизировать работу по переводу аварийных домов в коммунальную собственность.
Для сноса аварийных домов этих городов из республиканского бюджета дополнительно предусмотрены определенные средства, и эти вопросы будут решены уже к 2015 году.
- Какие меры по развитию промышленности в моногородах Казахстана будут реализованы в рамках программы?
- Согласно статистике, значительная часть промышленного потенциала страны сосредоточена в моногородах. Промышленное производство в моногородах характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо градообразующие промышленные предприятия перестали функционировать.
Развитие моногородов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.
В то же время имеется ряд моногородов с градообразующими предприятиями добывающего профиля, положение которых значительно ухудшилось вследствие спада производства, обусловленного истощением запасов полезных ископаемых, снижением спроса на продукцию. К ним относятся города Аркалык (истощение запасов бокситов), Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), Жетыкара (снижение спроса на асбест) и другие.
Предприятия обрабатывающей промышленности в моногородах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта или высоких тарифов на транспортировку (например, город Серебрянск). Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции. Среди моногородов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено до минимума промышленное производство: Жанатас, Каратау, Серебрянск.
В рамках второго направления программы предусмотрены меры по развитию промышленности. Это реализация «якорных» инвестиционных проектов, создание вспомогательных и обслуживающих предприятий градообразующими предприятиями, размещение национальными компаниями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики, привлечение стратегического инвестора для восстановления прежней специализации в отдельные моногорода. В частности, в комплексных планах развития моногородов предусмотрена реализация около 50 якорных проектов.
- К 2020 году в рамках программы планируется организация постоянных рабочих мест вне градообразующего предприятия. Какие сегодня принимаются меры по содействию занятости населения?
- За десятилетний период в моногородах накопились проблемы социального характера. В результате спада объемов производства произошло сокращение численности населения. Это связано с высоким уровнем безработицы и самозанятости, низкими денежными доходами населения и т.д.
Для решения этих проблем в программе предусмотрены меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Они будут осуществляться по аналогии с механизмами программы «Занятость – 2020». Наряду с этими мерами будем способствовать развитию малого и среднего бизнеса, наращивать новые производства вокруг крупных предприятий моногородов.
- Как заявил Премьер-министр РК Серик Ахметов, в следующем году будут приняты комплексные планы развития малых городов, не попавших в перечень моногородов. Какие именно регионы попадут в этот список?
- На сегодняшний день в стране 41 малый город не включен в число моногородов, но имеет фактически схожие с ними проблемы. Проблемы малых городов решаются в рамках программы «Развитие регионов». В таких городах, как Ерейментау, Атбасар и др., уже начата работа по реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, в рамках программ развития областей будет проводиться системная работа по развитию экономики и жизнеобеспечивающей инфраструктуры малых городов и поселков, имеющих проблемы, характерные для моногородов, путем разработки акиматами областей комплексных планов развития каждого малого города, не включенного в перечень моногородов программы, с учетом финансирования мероприятий из местного бюджета.
Марал АМАНЖОЛОВА
Финансовый портал bnews.kz Время загрузки страницы 0.339 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |