Успех в борьбе за урожай решает взаимодействие факторов, главными из которых являются погода, общая культура земледелия и правильные решения на каждом этапе, от уборки урожая прошлого года до окончания уборки нынешнего. Почему мир призывают отказаться от обработки почвы |
Попробуем дать оценку принимавшихся решений с учетом итогов ряда лет и проанализируем предварительные итоги освоения нового направления в мировой науке и практике земледелия, входящим в нашу действительность под названием «нулевые технологии».
До 30-х годов ХХ века весь мир применял или старался применять вспашку плугом на глубину 20–30 сантиметров, так называемую «культурную вспашку». Движение против отвальной вспашки в мире началось с «пыльного котла», возникшего на территории степей Великих Равнин в США и в Канаде после серии пыльных бурь в начале 30-х годов прошлого столетия. Сразу после этого в США была создана государственная Служба охраны почв. Одной из мер по защите почвы от ветровой эрозии стала замена отвальной вспашки плугом на плоскорезную обработку почвы. Надо сразу сказать, что в США и Канаде долгое время в степи господствовала система земледелия, основанная на паровании пашни через год, что делалось во избежание больших колебаний урожайности пшеницы по годам. Однако это намного усложняло защиту почвы. Даже применение полосного размещения пара и пшеницы не спасало. Поэтому стали постепенно заменять обработку почвы опрыскиванием сорняков гербицидами и в конце 70-х годов прошлого века вышли на химический пар, который вначале даже стали именовать экологическим. Осталась только предпосевная культивация почвы.
В это же время отдельные американские и канадские фермеры начали искать пути перехода на прямой посев без какой-либо обработки почвы. Были созданы первые образцы посевных комплексов, осуществляющих прямой посев в стоячую стерню без какой-либо обработки почвы. Это направление со временем получило всестороннюю поддержку со стороны международных организаций после подписания Киотского соглашения о мерах по предотвращению глобального изменения климата. Именно поэтому ученые развитых стран стали работать над совершенствованием системы ресурсосбережения и сокращения выброса углекислого газа в атмосферу, в чем немалую роль, как выяснилось, играет интенсивная обработка почвы, в особенности в паровых полях. После этого правительства развитых стран ввели определенные законодательные инициативы в поддержку мероприятий по сокращению выброса углекислого газа в атмосферу, а в научно-исследовательских программах по земледелию тема ресурсосбережения, в частности, усовершенствование No-Till стала приоритетной. Кроме того, такие международные организации, как ФАО стали выделять гранты на продвижение No-Till в развивающиеся страны.
Так, первый проект по этой теме в Казахстане получил СИММИТ (Международный центр по улучшению пшеницы и кукурузы), который в 2002–2004 годах совместно с НПЦЗХ им. А. И. Бараева и Карагандинским НИИЗР провел производственные испытания в нескольких крестьянских хозяйствах северного региона по адаптации прямого посева с помощью модифицированных стандартных сеялок. Эта работа позволила получить предварительные данные по возможности адаптации нулевой технологии в наших условиях.
Правильно применять новую терминологию
Многие считают, что прямой посев, нулевая обработка почвы и No-Till – это синонимы. На самом деле есть небольшие, но важные нюансы в употреблении этих терминов. Прямой посев – это разовый посев с минимальным нарушением почвенного покрова на поле, которое могло быть до этого обработано, например, осенью плоскорезом, щелевателем или чизелем. Нулевая обработка – это вариант, когда никаких обработок почвы не было от уборки предшественника до посева и при посеве культуры. No-Till – это применение нулевых технологий в системе, т. е. постоянно, не допуская никаких обработок почвы вообще. Например, в Аргентине, Бразилии, Канаде, США и в Австралии есть фермеры, которые не применяют никаких обработок почвы уже по 20–30 лет подряд. Поэтому уже сейчас можно не только заимствовать зарубежный опыт, но и присмотреться и к своим научным и производственным данным. Все варианты сокращения обработок почвы можно отнести к ресурсосберегающему земледелию.
Как использовать в нашей практике международный опыт
Использование зарубежного опыта в годы независимости стало обыденным явлением. Сейчас многие руководители и специалисты компаний, а также фермеры бывают за границей чаще, чем ученые. Наши земледельцы получили прямой доступ к любому образцу современной техники и химикатов. Однако в этом процессе есть и свои недостатки, заключающиеся в том, что использование этой техники на основе прямого заимствования иностранной технологии может не дать ожидаемых результатов. А в земледелии очень важно адаптировать любые технологии под свои природно-климатические условия.
Сразу можно сказать, что и за рубежом нулевой вариант не у всех приживается гладко. Главные идеологи перехода на нулевые технологии считают, что основная проблема не в почве, а в голове. То есть если голова настроена под ноль, верит в эту модель земледелия, то все получится. Я полагаю, что в этом есть большая доля правды, в любом деле вера определяет успех, но все-таки имеют значение и другие факторы, такие как тип почвы, ее механический состав, рельеф и климатические особенности региона и даже конкретного хозяйства.
Если взглянуть на карту мира, где отмечено распространение нулевых технологий в земледелии, то самыми яркими цветами отмечены страны Латинской Америки. Например, в Аргентине начали пробовать нулевую технологию в 1988 году, а уже через 5 лет под нее отвели 1 млн. га, через 10 лет – 5, через 20 лет – 20 млн. га. То же самое произошло в Бразилии и Парагвае. Этому в известной степени способствует природа тропического климата, где зимой снег выпадает раз в 50 лет. На мой взгляд, то, что в этих странах почти на всех полях уже многие годы сеют все культуры под ноль, больше объясняется природными условиями, а не совершенством новой технологии. Основные полевые культуры – это кукуруза и соя, то есть пропашные культуры, которых у нас на севере нет. Очень популярны модели посева под ноль и в Австралии. Эта страна ведет земледелие в засушливых условиях, но там также есть своя специфика природных условий, которая накладывает отпечаток на технологии в земледелии. Хотя климат в большинстве зерновых регионов «страны кенгуру» засушливый, а в некоторые годы и острозасушливый, но в холодное время года там не бывает низких температур. В результате озимая пшеница не прекращает свой рост. Поэтому австралийцы применяют самые низкие нормы высева в мире (25 кг/га), рассчитывая на мощное кущение. В этой стране, где я побывал дважды, постоянно поддерживается очень высокий уровень культуры земледелия, в посевах пшеницы там не найдешь сорняков. Исходя из этого, можно понять, что и природа, и культура земледелия в наших странах очень отличаются, и австралийский прямой посев с широкими междурядьями и очень низкими нормами высева нельзя прямо перенести в нашу степь без адаптации.
Заимствуя иностранные технологии лучше полагаться на опыт стран с природными условиями близкими к нашим степям. В этом отношении поближе к нам провинции прерий Канады, а из них наибольшие сходства с провинцией Саскачеван, обладающей половиной пашни страны, хотя и там много существенных различий. Наиболее важные различия в количестве осадков и в распределении их по месяцам года. В Саскачеване годовая норма осадков на 50–70 мм больше, чем у нас на севере. Доля зимних осадков у нас больше, чем в Канаде, то у нас без хороших запасов снега надеяться на хороший урожай – дело очень рискованное. В нашем зерновом поясе, охватывающем три области северного региона, основные дожди чаще выпадают поздно, в июле, а за океаном – в мае-июне. Такой расклад у нас бывает очень редко, например в самом урожайном 2011 году. Канадские советники всегда рекомендуют нашим компаниям сеять пораньше и мельче, то есть так, как это делают они, не учитывая, что у нас больше расчет на летние дожди, а у них – на весенние и раннелетние. В Саскачеване нулевые технологии прижились далеко не так быстро, как в странах Латинской Америки, хотя движение в этом направлении началось раньше.
Для нас важно понять большое своеобразие периода освоения нулевых технологий в Канаде в связи с тем, что земля находится в руках сравнительно небольших семейных ферм. Там все работы на ферме ведет сам фермер, который, как правило, родился и вырос на этой ферме и ведет дело по традициям, сложившимся в течение нескольких поколений. Традиционная канадская модель земледелия в прериях заключалась в посеве яровой пшеницы по чистому пару, то есть по существу почти половина пашни была под паром, половина под пшеницей. От этой удобной модели никто из традиционных фермеров не хотел отказываться. За дело взялись инновационные фермеры, которые нередко были фермерами в первом поколении.
Главным аргументом борцов за нулевые технологии была задача сохранения почвы. Борьба была затяжной, и сдвиг произошел в результате нескольких факторов, среди которых очень важной была позиция общества. Ученые Канады давно говорили, что частое парование разрушает почву, но только с приходом нулевых технологий началось их сокращение, а сейчас на черноземах практически уже их нет. Фактор ведения земледелия на семейных фермах был вначале против отхода от традиционной зернопаровой системы земледелия, но после начала движения именно этот фактор стал решающим в пользу модели земледелия под ноль. В Канаде нет убедительных данных, что нулевая технология везде и всегда поднимает урожайность культур, но для канадского фермера нет важнее вопроса, чем сохранение земли для будущих поколений своей семьи.
Охват новой моделью земледелия ежегодно нарастает, перевалив за 60%, что также связано с ее совершенствованием. Главное, что теперь, как выражаются канадцы, надежно консервируется почва – основа сельского хозяйства. Второе, это лучшее накопление и сбережение влаги в наиболее засушливых районах. Третье, с уходом от традиционной модели «пар – пшеница» к плодосмену «горох (чечевица) – пшеница – рапс (лен) – пшеница» на основе No-Till лучше стали решаться проблемы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней. При этом также возросла экономическая устойчивость земледелия.
У наших соседей в Западной Сибири и в Зауралье пока отношение науки к нулевым технологиям близко к нулю, то есть они как бы рады присоединиться к «нулевой эйфории», но устойчивых научных данных в пользу отказа от обработки почвы нет. Говоря об этом, надо помнить, что сибирская лесостепь – это не тропики и даже не прерии. Тем не менее, у сибирских практиков есть в ходу и минимальные, и нулевые технологии, так как они смотрят на зерновой бизнес другими глазами. Для них важным аргументом за нулевые технологии стала возможность повысить производительность труда на основных полевых работах, так как везде ощущается нехватка механизаторов. Этот фактор имеет решающее значение и в наших хозяйствах.
Как нам реорганизовать своих крестьян?
Сегодня изучением нулевых технологий занимаются все научно-исследовательские учреждения республики. Судя по имеющимся в настоящее время научным данным, в нашей стране наиболее устойчиво положительный результат по урожайности от нулевых технологий получается в условиях Костанайского НИИСХ. На мой взгляд, этому способствуют несколько факторов, среди которых наиболее важные – это легкий механический состав почвы, высокая культура земледелия и твердая вера Валентина Ивановича Двуреченского в правоту этого дела. У него не просто нулевая технология взамен ежегодного рыхления почвы плоскорезами. Очень важно, что в этом хозяйстве пары обрабатываются по нулевой технологии с обязательным посевом кулис, чего другие не делают. Отсюда весной на таких парах влаги будет на 40–50 мм больше, чем на обычных парах.
Но надо сразу предупредить: такой успех гарантирован только на легких почвах, иначе всю эту воду унесет вместе с почвой в два-три дня. В этом институте оставляют высокую стерню для сбора снега на непаровых предшественниках. Это уже делают и в некоторых продвинутых хозяйствах. В хозяйствах научно-исследовательских институтов и опытных станций постоянно применяют не только фосфорные, но и азотные удобрения, чего не делают практики. Высокая культура земледелия подразумевает поддержание низкой засоренности полей, выполнение влагонакопительных мероприятий, применение удобрений, своевременное и качественное использование средств защиты растений.
Данные опытов Карагандинского НИИРС и Карабалыкской опытной станции также говорят в пользу нулевых технологий, но существенные прибавки урожая получаются не всегда. Зато у них подтвердился тезис о лучшем состоянии плодородия почвы при длительном (10 лет) наложении нулевого цикла. В Шортанды многие годы проводится масса опытов по изучению способов обработки почвы, доказаны ее преимущества по сохранению влаги, но пока однозначных, устойчивых результатов в пользу нулевых технологий нет, они колеблются по годам, по полям и по культурам. В остальных опытных учреждениях северного региона также данные пока в пользу минимальных технологий, то есть за сокращение количества обработок почвы, но не за переход полностью под ноль.
Преимущество нулевых технологий в сбережении влаги за счет мульчи бесспорно, но в отношении рационального использования зимних осадков есть вопросы. Главным аргументом в пользу сохранения в отдельных случаях обработки почвы является вопрос предотвращения стока талых вод на уплотняющихся почвах и на склонах. Повышение культуры земледелия и урожайности при переходе на минимальные и нулевые обработки почвы в крупном масштабе произошло благодаря применению современной техники для посева, внесения гербицидов и уборки, что позволило проводить полевые работы в оптимальные сроки и с более высоким качеством.
Но одно бесспорно, нулевая технология – это сохранение почвы и ее качества для будущих поколений. Это направление в земледелии имеет первостепенную важность, но достичь желаемого результата непросто, ибо нельзя рассчитывать на успех только за счет кардинального изменения способа обработки почвы без общего подъема культуры земледелия.
Мехлес СУЛЕЙМЕНОВ,
академик НАН РК, главный научный сотрудник НПЦЗХ им. А. Бараева
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.753 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |