Авария на месторождении Кашаган на Каспии грозит не меньшими бедами, чем техногенная катастрофа в Мексиканском заливе. Какие меры надо предпринять, чтобы изменить ситуацию в пользу спасения уникального Каспийского моря?
|
Что будет с природой и людьми
Академик Национальной академии наук Казахстана Муфтах ДИАРОВ:
– Судьба Каспийского моря в ХХI веке может оказаться трагичной. Между тем оно остается вне юридической защиты международных организаций. В случае гибели уникального природного наследия Каспия – объекта международного значения, ни одна страна, ни одна нефтяная компания юридически не несет ответственности, поэтому не заплатит ни доллара. Международная организация по защите культурного и природного наследия планеты (ЮНЕСКО) не может вступиться за Каспийское море, поскольку в ее список охраняемых природных объектов оно не входит. Каспий принадлежит пяти государствам – Казахстану, России, Азербайджану, Туркменистану и Ирану. Необходимо согласие этих пяти стран на охрану Каспия, чтобы он вошел в список охраняемых ЮНЕСКО объектов. Такого согласия нет, каждое государство защищает свои интересы.
Как можно планировать массированную добычу углеводородных ресурсов Кашаганского месторождения, не зная об экологических последствиях его освоения? Что будет с природой, морем и людьми хотя бы при 20-летней полномасштабной разработке? Поражает безжалостность иностранных компаний к окружающей среде, к легкоуязвимому, не имеющему аналогов в мире Каспию. Массированное освоение Кашагана превратит его в мертвое море. Все нефтедобывающие компании должны установить научно обоснованный предел ежегодного объема добычи черного золота в течение длительного времени с учетом возможных экологических последствий их деятельности. Нужен научный центр по защите биоресурсов Каспия с полномочиями по регулированию объемов добычи углеводородных ресурсов между прикаспийскими странами.
Авария – дело времени?
Председатель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ:
– Ситуацию могут спасти только здравый смысл, дальновидные и скоординированные действия властей, бизнеса и общественности. Массовая добыча минеральных ресурсов предполагает большие доходы для экономики страны и нефтяных компаний, но в то же время создают для властей и населения немалые проблемы. Мы имеем реальную угрозу экономической, социальной и экологической деградации. У морского месторождения Кашаган гигантские запасы в 1,5 миллиарда тонн нефти. В недалекой перспективе ее добыча и доставка на Карабатан создадут громадную техногенную нагрузку на море и на суше. Научно рассчитано, что зона влияния ядовитых веществ при выбросах и авариях на Кашагане может достигнуть 30х230 км. Жители и последующие поколения города Атырау, населенных пунктов Ескене, Карабатан и др. станут вечными заложниками рискованной авантюры.
Что мы будем иметь в случае катастрофы в Прикаспии? Только пшик. По соглашению о разделе продукции по Кашагану всю ответственность несет… казахстанская сторона, то есть компания «КазМунайГаз». Она даже предлагала открыть фонд или страховой полис, заложить туда предполагаемую прибыль и, если что-то случится, использовать эти средства для ликвидации последствий. Предлагалось создать и совет устойчивого развития Каспийского моря, и резервный фонд финансовой ответственности за разливы нефти на Каспии. Идеи здравые: хочешь добывать нефть – открой счет и держи определенную сумму как гарантию для Казахстана. Но иностранные компании эти начинания не поддержали.
Общественные организации Атырауской и Мангистауской областей не раз предлагали, например, создать комитет по защите и устойчивому развитию Каспийского моря. Мы предлагаем властям, компаниям и обществу создать этот орган «до», а не «после» техногенной и экологической катастрофы. О том, что она произойдет, многие здравомыслящие люди не сомневаются, так как за последние 50 лет экологические катастрофы, связанные с нефтеоперациями, произошли в 120 странах мира.
Безопасная разработка месторождения Кашаган просто не выполнима из-за невозможности обеспечения экологической и прочей безопасности моря и населения на его берегах. И все будущие доходы будут изъяты у Казахстана прикаспийскими странами, если разольется нефть при авариях и попадет в морскую акваторию соседних государств. Еще год назад на конференции в Актау представители прикаспийских стран уже потребовали от казахстанской стороны решать вопросы не только ликвидации последствий аварий, но и материальной ответственности. Соседи по Каспию пытаются узаконить поправки к Тегеранской конвенции об ответственности при трансграничных переносах вредных веществ и при разливах нефти.
Вместо охраны природы – одна видимость
Вместо послесловия комментарий председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Казахстана Данияра ЕРЕНЧИНОВА:
– Правительством принято и с 1 января 2013 года вступает в силу постановление по мониторингу и исследованиям в казахстанском секторе Каспийского моря. Нередко в своих программах по охране окружающей среды предприятия указывают замену труб, деталей на нефтекачалках, то есть мероприятия планового профилактического ремонта. Будем также выносить предложение о внезапных проверках в отношении крупных недропользователей без предварительных уведомлений и согласований с прокуратурой. Тогда станет ясно, действительно ли они соблюдают законодательство и принимают все меры по защите природы.
Светлана НОВАК
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.571 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |