Более десяти лет в Казахстане разрабатывался закон «О профилактике бытового насилия». Большую работу по продвижению этого закона провели женские неправительственные организации вместе с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политики при президенте Республики Казахстан, экспертную и техническую поддержку оказывали международные организации. В январе 2010 года закон «О профилактике бытового насилия» вступил в силу. С момента принятия закона прошел достаточно короткий промежуток времени, что не позволяет в полной мере глубоко проанализировать эффективность его применения в реальных общественных отношениях. Но проведенный мониторинг уже показал некоторые сильные и слабые стороны законодательства в сфере семейно-бытовых отношений. Мониторингом обосновано, что необходимо уже сейчас реагировать на происходящие процессы, ставя вопросы о внесении изменений в законодательные и нормативные акты, и принимать новые правовые нормы уже в ближайшее время. |
Необходимо разработать и утвердить «Типовые правила по организации деятельности организаций по оказанию помощи жертвам бытового насилия», на основании которых местные представительные и исполнительные органы должны создавать такие организации и разрабатывать региональные Правила о порядке их деятельности.
Необходимо также ускорить разработку стандартов оказания специальных социальных услуг и улучшить работу местных исполнительных органов, призванных обеспечить исполнение закона.
В этом году в городе Атырау открыт приют для пострадавших от бытового насилия, а также акиматом города Алматы рассматривается вопрос об открытии реабилитационного центра.
В законе «О профилактике бытового насилия» в статье 5 «Специальные социальные услуги» прописано, что потерпевшему, признанному в установленном законодательством порядке лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются специальные социальные услуги. И поэтому в законе необходимо указать перечень гарантированных и дополнительных специальных социальных услуг, которые должны оказываться пострадавшим от бытового насилия. Действующий закон «О специальных социальных услугах», который регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предоставления специальных социальных услуг для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации, должен охватывать социальную защиту пострадавших от бытового насилия.
Согласно закону «О профилактике бытового насилия», стандарты оказания специальных социальных услуг должны разрабатываться уполномоченным органом в области образования, уполномоченным органом в области здравоохранения, уполномоченным органом в области социальной защиты населения. Возникает обоснованный вопрос о форме и статусе вышеупомянутых стандартов. Должны ли они разрабатываться и утверждаться в каждом вышеперечисленном ведомстве, или они должны быть комплексными, то есть едиными, и утверждаться сразу тремя вышеперечисленными ведомствами. По нашему мнению, чтобы избежать дублирующих функций в сфере оказания этих услуг или, наоборот, отсутствия полного перечня специальных социальных мероприятий, следует утверждать такие стандарты как единые, и они должны быть одинаковыми и действовать в равной степени на всей территории Республики Казахстан. Государственный стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия должен предусматривать «Минимальные (обязательные) стандарты оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия» и «Дополнительные (платные) стандарты оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия». Любые расходы, связанные с оказанием дополнительных социальных услуг, не должна нести потерпевшая сторона или ее дети, а должны оплачиваться правонарушителем.
Необходимо также предусматривать в республиканском бюджете финансирование, достаточное для того, чтобы гарантировать и действительно предоставлять все необходимые специальные со-циальные услуги жертвам бытового насилия.
Мониторингом обоснована необходимость решения проблем объема бытовой деликтности. Под бытовой деликтностью следует понимать любые правонарушения, нарушающие материальные нормы уголовного, гражданского и административного законодательства в сфере семейно-бытовых отношений путем причинения потерпевшему(ей) физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Необходимость определения реального объема бытовой деликтности обусловлена тем, что нужно бороться с нею адекватными силами и средствами. То есть, не зная объемов бытового насилия, невозможно планировать необходимое количество сил, средств, финансирование мероприятий по профилактике бытового насилия и тем более наладить взаимодействие между субъектами профилактики бытового насилия.
Безусловно, существует проблема латентности бытовых правонарушений, тем более что некоторые действующие нормы права этому способствуют. Например, из-за санкции статьи 355-1 КРКоАП «Нарушение защитного предписания» жертва бытового насилия не обращается больше за помощью в ОВД или суд, так как от этого страдает семейный бюджет. Или статья 524 КРКоАП «Неисполнение судебных актов, постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» не работает в отношении лиц, нарушающих особые требования к их поведению, так как суды не считают это судебное постановление судебным актом. То есть получилось так, что замахнулись на бытовое насилие, но не можем по нему ударить. И ошибочно считаем, что бытовое насилие пошло на убыль, потому что работает закон, а на самом деле возможно, что снижение произошло за счет латентности.
Официальные выводы о снижении бытового насилия также вызывают сомнения. Например, по статье 79-1 КРКоАП «Побои» за последние три года произошел рост в 2,3 раза (Ст. 79-1: 2009 г. – 936; 2010 г. – 2147; 2011 г. – 2138). По статье 75-5 КРКоАП «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» зафиксирован рост почти в 3 раза (Ст. 79-5: 2008 г. – 16875; 2009 г. – 20646; 2010 г. – 37397; 2011 г. – 48453). И только по зарегистрированным преступлениям за последние семь лет наблюдается спад почти в 2 раза (2005 г. – 1610; 2006 г. – 1421; 2007 г. – 1184; 2008 г. – 953; 2009 г. – 887; 2010 г. – 745; 2011 г. – 810). Какое же здесь снижение уровня бытового насилия, когда суммарное количество фактов бытового насилия говорит об обратном? Из года в год также растет число вынесенных защитных предписаний и установленных особых требований к поведению лиц, совершивших бытовое насилие.
Необходимо наладить учетно-регистрационную дисциплину в этой сфере всеми субъектами профилактики бытового насилия. Может так получиться, что, когда жертва бытового насилия обратится в организацию по оказанию помощи, там зарегистрируют факт бытового насилия, потом ее направят в ОВД, и там полиция зарегистрирует этот факт, а если по этому факту жертве окажут медицинскую помощь, то и в третий раз один и тот же случай может при суммировании показателей субъектов профилактики бытового насилия показать рост правонарушений в сфере быта. Эту проблему следует урегулировать правовыми мерами, исключив дублирование регистрации одних и тех же случаев бытового насилия.
В сфере государственной статистики действующие Инструкции генерального прокурора РК: № 27 от 17 июля 2005 года, № 83 и 84 от 12.09.2011 года не предусматривают отдельные учеты правонарушений в сфере быта, что не позволяет иметь реальную информацию о бытовой деликтности в Республике Казахстан. Не решив эти проблемы сейчас, получится так, что все субъекты профилактики бытового насилия будут приводить различные цифры о своих показателях работы, а реально бытового насилия не станет меньше.
Эффективное исполнение закона означает обеспечение безопасности жертв насилия и понесение обидчиком ответственности за его совершение.
Надежда ГЛАДЫРЬ, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан, президент кризисного центра «Подруги»
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.229 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |