В среднем через морские порты Казахстана ежегодно перевозится порядка 12,3 млн. тонн. Основную номенклатуру грузов составляют нефть, металл, зерно, контейнеры, каменная порода и грузы. При этом порт Актау задействовал в перевалке грузов в экспортном сообщении, порт Баутино специализируется как база поддержки морских нефтяных операций, передает . В настоящее время порты работают на пределе проектных мощностей. |
В этой связи в перспективе предполагается модернизация существующей инфраструктуры порта Актау, дальнейшее развитие порта Баутино и строительство порта Курык.
Аналогичные меры по увеличению портовых мощностей принимаются прикаспийскими государствами. Азербайджан ведет работу по строительству нового нефтеналивного терминала в районе порта Баку, Россия также проводит работу по расширению производственной инфраструктуры портов Оля и Махачкала.
Более 50% нефти, переправляемой через порт Актау, перевозится отечественной судоходной компанией «Казмортрансфлот», торговый флот которого состоит из шести собственных танкеров и порядка 20 фрахтуемых. При этом перевозка сухих грузов полностью обеспечивается иностранными судоходными компаниями. Поэтому необходимо принятие мер по увеличению конкурентоспособности отечественного морского перевозчика.
Ежегодное увеличение количества судов вспомогательного флота, привлекаемого в рамках интенсивного освоения казахстанского сектора Каспия, число которых на сегодняшний день составляет порядка 350 единиц различного типа и тоннажа, требует принятия мер по развитию сервисного производства и созданию системы кадрового обеспечения.
В июне 2010 года была введена в эксплуатацию судоремонтная база в порту Баутино по обслуживанию до 60 судов в год. Однако этого недостаточно, поэтому сегодня казахстанские судовладельцы вынуждены направлять суда на ремонт на судоверфи Астрахани, Махачкала, Баку. Кроме этого, отсутствие в Казахстане соответствующей международным стандартам образовательной системы вызвало дефицит казахстанских морских специалистов и это проблема ежегодно становится острее в связи с ростом количества судов. На сегодняшний день доля граждан РК в составе экипажей судов составляет порядка 44%, а доля в командном составе экипажа лишь 21%.
Большинство судов отрасли внутреннего водного транспорта выработали по 2-3 срока службы. Износ государственного технического речного флота составляет 85%. В настоящее время ведется работа по их поэтапному обновлению и модернизации. В целях снижения рисков возникновения аварийной ситуации на судоходных шлюзах в 2009 году начата реализация проекта по реконструкции Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов. Однако имеются проблемные вопросы, связанные с техническим состоянием на Шульбинском шлюзе, затягивание в решении которых может привести к разрушению шлюза и затоплению ниже расположенных населенных пунктов Прииртышья.
Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы является логическим продолжением проводимой политики в транспортной отрасли, и интегрировала в себя основные подходы Транспортной стратегии РК до 2015 года, отраслевых программ и концепций в транспортной отрасли: «Программа развития автодорожной отрасли РК на 2006 - 2012 годы», «Программа развития морского транспорта РК на 2006 - 2012 годы», «Программа развития судоходства и обеспечения безопасности на внутренних водных путях РК на 2007 - 2012 годы», «Концепция развития торгового мореплавания в РК» и «Концепция совершенствования государственной системы по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов РК».
Развитие транспортной отрасли будет направлено на повышение уровня развития инфраструктуры в транспортных отраслях: автодорожной, железнодорожной, гражданской авиации, на водном транспорте и повышение уровня интеграции транспортно-коммуникационного комплекса РК в международные транспортные сети.
Основными направлениями водного транспорта являются:
1) строительство судостроительных и судоремонтных производств;
2) строительство и приобретение судов танкерного, сухогрузного флота и флота поддержки морских операций;
3) создание образовательной системы, соответствующей международным стандартам, для подготовки переподготовки морских кадров;
4) поэтапное обновление судов технического флота с доведением его численности до 147 единиц;
5) создание систем управления движением судов в казахстанском секторе Каспийского моря.
Реализация мероприятий будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2010 - 2012 гг.)
Предполагается пополнение танкерного флота двумя судами грузоподъемностью 12000 тонн.
В настоящее время ведется работа по приведению национального законодательства в соответствии с требованиями международных договоров.
Наряду с этим планируется разработка технико-экономического обоснования создания специализированного морского учебного заведения.
В частности подготовку кадров предполагается обеспечивать на двух уровнях: средне-специальном - подготовка рядового состава экипажа судна и высшем - подготовка командного состава.
Для реализации указанных мероприятий будут привлечены зарубежные морские академии и судоходные компании, и организации, оперирующие в казахстанском секторе Каспийского моря.
В результате в Казахстане будут созданы учебные заведения способные готовить морских специалистов, отвечающих международным требованиям.
В 2009 году начата реализация проекта по реконструкции Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов, которые более полувека находятся в непрерывной эксплуатации.
В целях исключения риска разрушения Шульбинского шлюза и угроз экологического и экономического характера планируется строительство защитного гидротехнического сооружения.
Осуществление указанных мероприятий будет способствовать повышению безопасности судоходства и эффективности перевозок по Иртышу.
Второй этап (2013 - 2014 гг.)
Планируется создание крупного судостроительно-судоремонтного завода в порту Курык.
Также предполагается расширение производственных площадей завода металлоконструкций компании «Кеппел Казахстан» и строительство трех новых заводов металлоконструкций.
При реализации данных проектов будет удовлетворено до 40 % потребности казахстанских судовладельцев в ремонте и строительстве судов.
К 2014 году отечественной судоходной компанией «Казмортрансфлот» будут приобретены два сухогрузных судна.
В результате планируется обеспечение транспортировки собственными танкерами до 40 % нефти, переваливаемой через порт Актау и вхождение на рынок перевозки сухих грузов, казахстанского происхождения.
До 2015 года требуется замена и реновация порядка 24 судов. Полноценная реализация данного мероприятия позволит качественно проводить работы по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства.
Планируется создание систем управления движением судов в заливе А. Бековича-Черкасского (порт Курык) и в Урало-Каспийском бассейне (порт Атырау), модернизация системы управления движением судов (далее - СУДС) порта Актау и создание локальных СУДС.
Реализация указанных мероприятий направлены на обеспечение безопасности человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судовождения, охраны окружающей среды от возможного неблагоприятного воздействия судоходства.
В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) необходимо создание Региональной системы управления спасательными операциями (далее - PCУСО) в казахстанском секторе Каспийского моря.
РСУСО в портах Актау, Баутино, Курык и Атырау, а также ретрансляционные пункты предполагается оснастить оборудованием связи, обеспечивающим создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ).
Оперативная связь спасательных служб с судами средствами ГМССБ обеспечит эффективное проведение операций по спасению людей, судов и ликвидации последствий аварий.
Данная система необходима в условиях интенсивного судоходства по Каспию и ростом объемов перевозок углеводородного сырья.
Айгерим Тукушева
Финансовый портал bnews.kz Время загрузки страницы 0.694 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |