Выступая на прошедшем недавно II Съезде Молодежного крыла «Жас Отан», Президент РК Н.А.Назарбаев дал поручение - при разработке Концепции государственной молодежной политики учесть все основные положения стратегии «Жас Отана» до 2020 года. Глава государства также отметил, что сегодня важно поставить новые задачи в молодежной политике, и поручил принять в первой половине следующего года Закон «О молодежной политике». В беседе с нашим корреспондентом депутат Мажилиса Парламента РК И.П.Аронова говорит о существующих проблемах в сфере молодежной политики и о новых подходах к их решению. |
- Ирина Петровна, в нашей стране уделяется большое внимание проблемам молодежи, формируется четкая государственная молодежная политика. Какие вопросы, на Ваш взгляд, должны быть решены в первую очередь?
- С момента обретения Независимости наша страна, благодаря политике своего Лидера, выбирала верные пути и принимала своевременные решения в вопросах работы с подрастающим поколением. Так было с законом о молодежной политике, молодежными программами, поддержкой общественных движений и институтов. В этом году молодежная политика нашего государства приобретет отчетливое очертание, управленческий аппарат, а чуть позднее - и сами механизмы и пути регулирования собственного безграничного потенциала молодежи. Чем нам предстоит управлять? Кто она - сегодняшняя молодежь? Рассуждая на обозначенную тему, хотелось бы адресовать свои мысли не молодежи, а старшему поколению, которое сегодня стоит и стояло у истоков воспитания нового поколения Казахстанцев.
Как ни смотри, а процессы управления молодежью на сегодня осуществляет именно старшее поколение. По этому поводу - первый вопрос. Кто должен руководить будущим? Безусловно, схема такого управления сложная, и в ней должно быть место харизме, азарту, энергии, креативности и некоторой дерзости, а также мудрости, опыту и консерватизму одновременно. Однако мы, люди опытные, чье становление проходило не в самое легкое время, кое-что потеряли в тяжелые годы становления независимости. Зачастую, говоря о карьерных лифтах, преемственности и продвижении свежей крови на лучшие места, доступе молодежи к уровню принятия решений, - мы сами не готовы к такой политике. Многие управленцы старшего поколения сегодня боятся дерзкой молодой элиты. В долгие годы борьбы за место под солнцем, боясь потерять «кресло», мы упустили лучшие традиции преемственности и наставничества. Речь не о лобби и не о «связях», речь о культуре передачи «полномочий», воспитании резерва - не специальными проектами, школами, оторванными от практических процессов, а о подготовке смены нынешними управленцами. Этот страх, что придет кто-то лучший, страх быть забытыми и неоцененными породил сегодняшние, не самые лучшие принципы карьерного продвижения «своих» по принципу «агалитета». Нам, старшему поколению, нужно успокоиться, дать шанс тем, кто лучше и талантливее нас, поверить в нынешнюю молодежь, - так, как верит в поколение независимости Глава нашего государства.
- Глава государства неоднократно говорил о необходимости создания социальных лифтов для молодежи. Имеется ли законодательная база для их функционирования?
- В Послании народу «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», выступлении на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана и в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» наш Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость разработки новой Концепции государственной молодежной политики и создания принципиально новых подходов в регулировании этой политики, в частности, создания механизмов социальных лифтов для молодежи.
Особо следует отметить, что Глава государства дал ряд поручений Правительству: до 1 ноября текущего года представить проект Концепции государственной молодежной политики до 2020 года. Кроме того, Правительство до конца текущего года должно обновить законодательство по вопросам государственной молодежной политики, в нем должны быть предусмотрены: правовое определение статуса молодого специалиста; гарантии трудоустройства; минимум его социального пакета; порядок организации молодежной политики и другие вопросы.
Однако в проекте Закона, внесенного Правительством в Мажилис, данные вопросы не отражены. Правительственный вариант законопроекта, по мнению многих депутатов, является декларативным и не отвечает требованиям, которые озвучил Глава государства в вышеуказанных документах.
- Через какие организации государство должно проводить молодежную политику?
- Конечно, всегда удобнее и легче руководить организованной молодежью. Насколько она к моменту создания государственной управленческой системы организована? Это вопрос номер два. Молодежное движение страны пережило стресс в начале девяностых, когда рухнула система воспитания подрастающего поколения от младшего звена до юного возраста. Те, кто помнит комсомол, разнообразие дел и единство духа, помнит и руины огромной молодежной организации. Однако наследие комсомола - сегодняшняя политическая элита, а также выжившие в то время молодежные неправительственные объединения. Они выживали на гранты иностранных фондов, на инициативе лидеров-общественников, но уже в конце девяностых получили государственную поддержку. Сегодня объемы государственного социального заказа в сфере молодежной политики растут ежегодно, растет и набирает силу молодежное движение. Это можно наблюдать на примере самой крупной молодежной организации страны - Молодежного крыла «Жас Отан», свежей движущей силы правящей партии.
Но это все - формы. А содержание? Какая она - сегодняшняя молодежь, по сравнению с нами? В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку, получающемуся не в результате труда, а в результате нетрудового способа обогащения. Зачастую молодежь считает, что жизненный успех связан с умением приспосабливаться к жизни, а не является результатом желания и умения работать. Молодежь теряет веру в социальную справедливость, в возможность достижения высокого социального статуса через качественное образование и упорный труд. В 2030 году численность молодежи - поколения независимости - станет максимальной. Таким образом, на них рассчитаны все сегодняшние стратегические планы нашего государства. И здесь необходимо сказать о конкурентоспособности, которую старшее поколение теряет намного быстрее, чем растет младшее.
- В чем это выражается?
- Мы начинаем рабочий день с просмотра газет, а 20-летний молодой человек - с электронной почты, рассылки социальных сетей и блогов. И в единицу времени он получает объем информации в десятки раз превышающий наш. «Он же его не может переработать», - успокаиваем мы себя. Отчасти это так. Хотя ему и не надо это делать, рефлексия виртуальной реальности опередит любого аналитика. Для кого-то написать «смс» - это своего рода достижение, а для кого-то это образ жизни. Технологии могут сделать и делают старшее поколение зависимым и в некоторой степени беспомощным. И в этом самая глубокая причина нарастающего конфликта. А молодежь, в свою очередь, тем самым показывает свое превосходство. Но это не делает их лучше или хуже нас. Это делает их другими. И эту индивидуальность необходимо ценить и уважать.
- Что должно сделать государство для молодежи в рамках социальной модернизации?
- Прежде всего, нужно учитывать, что сегодняшняя молодежь неоднородна по своему идеологическому происхождению, разные ее возрастные группы рождены во времена советского государства, в годы обретения независимости и в наше время процветания Казахстана. Разные у нее и мировоззренческие позиции. Вот такая сложная наша молодежь. Еще сложнее будет управлять ею. Выстраивание этой системы потребует не только создания институтов управления, что уже сделано, но и глубокого научного подхода к выработке основной стратегии работы с бесценным резервом страны, будущим нашего государства - казахстанской молодежью. Фундаментальным шагом к этой системе должен стать законопроект по вопросам государственной молодежной политики.
Модернизация государственной молодежной политики, проводимая в рамках целостной социальной модернизации, предоставит молодым людям более широкие возможности реализации своих талантов и способностей, позволит приблизить жизненный уровень казахстанского молодого поколения к высоким мировым стандартам. Молодежь, как главный заказчик достойного будущего страны, активно вовлекаемый в ее развитие, должна решить поставленные перед ней политические и социально-экономические задачи.
- Спасибо за беседу.
Автор: Мейрамбек Байгарин
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.405 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |