Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Правительству необходимо освободить от НДС низкорентабельные производства - Радостовец



Правительству необходимо освободить от НДС низкорентабельные производства - Радостовец

 

Правительству необходимо освободить от НДС низкорентабельные производства - РадостовецС расширением торговых границ Казахстан все больше заинтересован в развитии экспорта и перерабатывающей промышленности. Как стимулировать бизнес совершенствовать переработку и для чего необходимо лоббировать экспортоориентированные проекты, передает со ссылкой на информацию президента Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана (СТЭК), исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николая Радостовца.

– Мировые эксперты часто говорят о необходимости сокращения протекционистских мер государства по отношению к бизнесу. Почему Казахстан предпринимает активные шаги по выводу отечественных производителей на зарубежные рынки?


- Есть такое понятие, как международное разделение труда, которое напрямую влияет на экономическое развитие государства. Учитывая активную мировую интеграцию, сегодня невозможно быть абсолютно самодостаточной страной с собственным натуральным хозяйством, работающей только на внутренний рынок. Как правило, каждое государство имеет собственную специализацию. Казахстан уже определил для себя ряд важных экспортных возможностей, которые успешно поддерживаются правительством – это черные и цветные металлы, нефть, зерно. Начинают развиваться другие направления – нефтехимия, машиностроение, легкая промышленность. Лоббирование интересов бизнес-сообщества при реализации экспортоориентированных проектов происходит практически во всех государствах. Поскольку без такого содействия достаточно проблематично развивать и расширять экспорт. На мой взгляд, новому правительству необходимо обновить программу «Экспорт Казахстана», от этого зависит успешность многих проектов. Тем более в рамках ЕЭП, когда у нас изменился рынок, расширились его границы. Одним из вариантов поддержки казахстанского бизнеса должна стать разработка Кабмином ряда крупных проектов, которые отечественные компании могли бы осуществлять для потребителя за рубежом. Дополнительным стимулом для бизнеса является открытое финансирование приоритетных экспортоориентированных проектов со стороны государства и брендирование казахстанской продукции на внешних рынках. Вполне логично, что доля средств, выделяемых правительству из бюджета на реализацию мер поддержки экспорта, должна ежегодно расти. А нашим чиновникам следует смело продвигать казахстанские проекты за рубежом и не бояться их лоббировать, поскольку, в конечном счете, за частными проектами стоят и новые рабочие места, и доходы бюджета, и поступления в социальную сферу.

- Как снижение спроса на мировых рынках и падение цен на энергоносители и сырье влияет на объемы казахстанского экспорта?

- С начала года наблюдается серьезное ухудшение финансовой ситуации в Европе, которое сказывается на сокращении объемов покупательского спроса. Основные направления казахстанского экспорта – европейские страны, Китай, Россия. Соответственно замедление экономики Китая накладывает свой отпечаток на стоимость и темпы экспорта продукции. Первые строчки в экспортном перечне Казахстана занимают минеральное сырье и металлы, а отсюда и общее снижение экспортных показателей.

Особенно сложное положение складывается на рынке черных металлов и алюминия. До августа стоимость «крылатого металла» снижалась, а в сентябре произошел некоторый ценовой рост. По мнению аналитиков, он был вызван инфляционными факторами. Сейчас цена алюминия не стабильна и колеблется в пределах 1960-1970 долларов за тонну. (К слову, производство глинозема и алюминия в Казахстане обходится гораздо дороже, чем в Европе, поскольку у нас громадная разница в составе сырья). Железная руда продолжает движение вниз, достигнув своего трехлетнего минимума нынешним летом (89 долларов за тонну), ее стоимость повысилась с приходом осени, но на непродолжительное время и сейчас составляет порядка 100 долларов. Падение цен отмечается и по ряду других позиций. Феррохром торгуется в пределах 1169-1200 долларов за тонну. Спрос на сплавы со стороны Китая снизился в два раза. Более того, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение цен в ближайшие годы. Существенно упали в цене свинец – 2180 долларов за тонну и цинк – 1888 долларов. Медь держится на уровне 7678 долларов за тонну. За последние полтора года ее стоимость снизилась с 10 тысяч до 8 тысяч долларов за тонну.

Серьезное замедление в производственных отраслях происходит с весны-лета 2012 года. Долгосрочные перспективы цен на металлы не ясны. Впрочем, некоторые зарубежные аналитики предсказывают дальнейшее снижение экспортных цен на металлы, замедление роста цен на нефть и ухудшение перспектив основных рынков сбыта.

- И какие, по вашему мнению, меры необходимо предпринять государству, чтобы изменить эту негативную тенденцию?

- Я уже об этом не раз говорил, и снова повторюсь. Когда в экономике сильны кризисные настроения, правительству нужно принимать конкретные шаги по поддержке промышленных девелоперов. Речь идет о полномочиях Кабмина по введению нулевой ставки НДПИ по убыточным месторождениям, предусмотренных Налоговым кодексом. Если сейчас оставить инвесторов без возможности финансировать месторождения с нулевой прибылью, то последние придется бесперспективно закрыть. А горно-металлургический сектор требует огромных капиталовложений, по каждому проекту во многих случаях здесь нужны вскрышные работы и колоссальные инвестиции. В такой ситуации, думаю, Кабмину необходимо оперативно принять решение по освобождению от НДС низкорентабельных производств.

Помимо этого, хотелось бы напомнить, что указом президента в программе по форсированной индустриализации определено положение, предусматривающее ряд льгот и преференций для крупных проектов. В частности, в главе Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон говорится:

«По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам с участием признанных иностранных инвесторов, транснациональных компаний будут заключаться отдельные инвестиционные соглашения, предусматривающие особые меры государственной поддержки: налоговые льготы и преференции; компенсация части инвестиций на грантовой основе;… другие финансовые и нефинансовые меры стимулирования. Решение по данным мерам поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства». (Указ Президента РК от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы»).

Эту меру прежнее правительство не реализовало, вероятно, ввиду неоправданной осторожности. Почему бы сейчас не предоставить определенные преференции тем компаниям, чьи инвестпроекты способны придать импульс экономическому развитию регионов? Раз бизнес берет на себя обязательства по созданию сопредельных производств, вкладывает инвестиции в переработку и выпуск продукции более высоких переделов, то правительству имеет смысл воспользоваться правом на возможное налоговое льготирование наиболее масштабных проектов и впоследствии отслеживать их реализацию. Думаю, такой шаг особенно оправдан в контексте ухудшения мировой конъюнктуры, которая, так или иначе, влияет на казахстанские реалии.

- Насколько активно казахстанский бизнес участвует в программе «Производительность 2020»?

- По моим ощущениям, у отечественного бизнеса сохраняется еще большой потенциал участия в программе «Производительность 2020». Это связано с тем, что деловое сообщество не до конца понимает систему предоставления тех или иных преференций со стороны государства. Возможно, у кого-то есть сомнения относительно прозрачности процесса финансирования. Но, пожалуй, самое главное, что останавливает бизнес – это длительные процедуры по рассмотрению проектов, в результате которых инвестор получает не столь значительные средства.

Тем не менее, с момента запуска Программы «Производительность – 2020» ее участниками стали 43 инвестиционных проекта из 14 регионов Казахстана и 8 отраслей промышленности. Общая стоимость проектов за весь период реализации составила 111,2 млрд. тенге. Большая заслуга в этом принадлежит оператору Программы – АО «Казахстанский институт развития индустрии». К слову, Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) принимала непосредственное участие в разработке программы в 2010 году. Наши эксперты регулярно предоставляют свои рекомендации по повышению ее эффективности. В частности, предложения касаются упрощения процедур доступа к инструментам программы, а также увеличению финансирования отдельных направлений.

Как известно, приоритетными секторами в рамках «Производительности 2020» являются АПК, горнодобывающий комплекс, легкая, деревообрабатывающая, химическая и фармацевтическая промышленность, стройматериалы, металлургия, машиностроение и транспорт. На сегодняшний день в программе приняли участие три предприятия горно-металлургической отрасли: ТОО «FormatMachCompany» (модернизация и расширение производства для организации выпуска крупного и среднего литья), ТОО «Таразский металлургический завод» (модернизация ферросплавного производства) и ТОО «Курты» (модернизация действующего предприятия по добыче гранитов). Нужно признать, что в текущей ситуации программа все-таки больше ориентирована на интересы машиностроителей. Но в перспективе количество компаний-участниц от ГМК будет только расти.

Финансовый портал bnews.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.207 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>