Вдовы казахстанских летчиков, погибших в авиакатастрофе в Иране полтора года назад, до сих пор не могут добиться компенсаций за моральный ущерб от авиакомпании Deta Air. Более того, на этой неделе несчастные женщины получили претензию от авиаперевозчика, который требует от наследников покойных пилотов... возместить стоимость разбившегося самолета - 120 миллионов тенге. Напомним, 24 июля 2009 года в аэропорту иранского города Мешхед потерпел катастрофу самолет Ил-62 казахстанской авиакомпании Deta Air (см. «Последняя посадка», «Время» от 28.7.2009 г.). В результате 16 человек, находившихся в носовой части самолета, погибли, в том числе опытнейшие летчики - граждане Казахстана - командир-инструктор Николай ОДИНЦЕВ (1955 г. р.), второй пилот Абат ШАДЬЯРОВ (1962 г.р.), штурман-инструктор Александр БАДИГИН (1966 г.р.), бортинженер-инструктор Сергей ЩЕЛКАЕВ (1957 г.р.), а также гражданин Узбекистана, имевший вид на жительство в Казахстане, - авиаинженер Вячеслав НЕЧАЕВ. |
Разбившийся лайнер Ил-62 казахстанская авиакомпания Deta Air взяла в лизинг в России в октябре 2007 года. А затем передала его иранской авиакомпании Aria Airlines в так называемый мокрый лизинг. Этот вид операции предполагает аренду не только самолета, но и его экипажа, а также обязательное техобслуживание и ремонт судна, его страхование и другие операции. За все это несет ответственность Deta Air. Таким образом, как сообщал нам еще в прошлом году председатель Комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома РК Радильбек АДИМОЛДА, воздушное судно было зарегистрировано в нашей стране.
Через несколько дней после катастрофы тела погибших пилотов в закрытых гробах были доставлены в Казахстан. Авиакомпания Deta Air взяла на себя расходы на организацию похорон и поминок, а также дважды выплачивала родственникам погибших материальную помощь - по 200 тыс. тенге. По словам вдов пилотов, этим помощь авиаперевозчика и ограничилась.
Жены пилотов пытались получить от Deta Air материалы расследования причин авиакатастрофы, но безуспешно: в авиакомпании ссылались на конфиденциальность информации. По словам женщин, они добивались от авиаперевозчика выплаты командировочных, отпускных, положенных их погибшим мужьям, а также компенсации по утере кормильца - у некоторых летчиков остались несовершеннолетние дети. Но и тут ничего не добились.
В январе 2010 года три вдовы - Наталья НЕЧАЕВА, Роза ШАДЬЯРОВА и Татьяна ЩЕЛКАЕВА - обратились в Медеуский районный суд Алматы, требуя от Deta Air компенсации морального вреда. Ответчики исковое требование не признали.
Между тем в материалах суда сказано:
«В соответствии с 1 частью 931 статьи Гражданского кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в т.ч. владельцы транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности... Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности... Согласно 3 части 931 статьи ГК РК, моральный вред возмещается независимо от вины причинителя, если вред нанесен жизни и здоровью...».
Исходя из этого суд решил: Deta Air обязана возместить семьям погибших моральный вред - и обязал авиакомпанию выплатить каждой из трех истиц по 5 млн. тенге.
22 июля 2010 года решение суда вступило в законную силу.
20 августа 2010 года президент Deta Air Алия ЕРМУХАНБЕТОВА направила старшему судебному исполнителю Медеуского района гарантийное письмо, в котором пообещала оплатить исковые суммы в течение недели. Однако денег вдовы так и не получили.
Более того, 19 октября 2010 года Deta Air вновь обращается в суд с требованием пересмотреть первоначальное решение «по вновь открывшимся обстоятельствам». В качестве таковых назывались выводы комиссии о том, что самолет разбился якобы по вине пилотов. Медеуский райсуд 10 ноября 2010 года отказал Deta Air в пересмотре дела. А днем ранее, 9 ноября 2010 года, судебные исполнители наложили арест на имущество авиаперевозчика.
- Пока шла подготовка к аресту счетов авиакомпании, они оказались почти пустыми - там осталось чуть больше 1 млн. тенге, - рассказывает Наталья Нечаева. - Судебный исполнитель развел руками: мол, что я с них возьму? У авиакомпании много счетов (в том числе валютных), но арест на них почему-то не накладывается.
- Авиакомпания на регулярных рейсах эксплуатирует на праве собственности импортную технику - они приобрели два грузовых самолета DC-10, - вторит подруге по несчастью Лариса ОДИНЦЕВА. - Пилоты этих судов отправлены на переобучение в Америку.
18 ноября президент Deta Air Ермуханбетова пишет письмо Татьяне Щелкаевой, Розе Шадьяровой, Ларисе Одинцевой, Татьяне БАДИГИНОЙ «и иным наследникам имущества погибших пилотов». В первом абзаце письма она от имени авиакомпании «выражает самые искренние соболезнования в связи с трагической гибелью близких». А в последнем абзаце черным по белому написано: «Просим вас возместить материальный ущерб, причиненный неосторожными действиями Одинцева Николая, Шадьярова Абата, Бадигина Александра, Щелкаева Сергея в размере рыночной стоимости самолета Ил-62 - 120 млн. тенге»!
Мы связались с гендиректором Deta Air Ерланом ДЖАКСЫБЕКОВЫМ.
- Ерлан, почему вы предъявили материальные претензии женам погибших летчиков?
- Они же предъявляют мне претензии по поводу морального ущерба, который я им нанес.
- Есть вступившее в силу решение суда, по которому вы еще в августе 2010 года обязаны были выплатить компенсацию родственникам погибших.
- Да ну... все эти наши суды...
- То есть вы считаете суд предвзятым, а решение - незаконным?
- Да никто этими судами не занимался...
- Вы что, не страховали самолет, раз пытаетесь его стоимость переложить на плечи несчастных женщин?
- Ну почему? Он был застрахован.
- Тогда вы должны были получить неплохую компенсацию от страховой компании. Честно ли требовать такую огромную сумму с семей, потерявших кормильцев?
- В том-то и дело, что компенсацию никто не дал. Ведь когда разговор касается денег, никто не торопится их отдавать. Блин, какие ко мне могут быть претензии, если я все по-человечному сделал: привез тела, похоронил.
Председатель КГА Радильбек АДИМОЛДА, услышав от нас о имущественных претензиях авиакомпании к родственникам погибших пилотов, назвал это «полнейшим абсурдом» и пообещал разобраться.
А тем временем
На днях в Алматы начались судебные слушания по иску еще двух вдов - Ларисы Одинцевой и Татьяны Бадигиной - к Deta Air. Требования: возместить им моральный и материальный вред в связи с гибелью мужей.
От редакции Мы будем следить за развитием событий и обязательно вернемся к этой теме.
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.630 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |