Одним из показателей существования фондового рынка в той или иной стране является его чувствительность к внешним факторам. Взять для примера тот же риск дефолта Ирландии, который заставил лихорадить практически все фондовые рынки во многих государствах мира. У нас же тишь и благодать, так как лихорадить нечему. Хотя на прошлой неделе из уст премьер-министра Казахстана снова прозвучала мысль о том, что с начала 2011 года будет масштабная программа по развитию казахстанского фондового рынка. Это уже не первая попытка сделать из наших граждан добропорядочных акционеров. Еще в начале 90-х годов, во время приватизации, каждому казахстанцу обещали кусочек бывшей советской собственности в виде фабрик и заводов. Но в руках у большинства оказались небезызвестные ПИКи, которые лет эдак через сто могут представлять интерес только для музея. |
Из свежих впечатлений вспоминается 2007 год, когда премьер-министр Карим Масимов поручал Министерству финансов подготовить 0,8 процента из находящихся в государственной собственности 24,8 процента акций компании ENRC для продажи гражданам страны. Вот только неизвестно, чем все это закончилось. В 2008 году Министерство финансов выпустило специальные среднесрочные государственные ценные бумаги в первоначальном объеме 15 млрд тенге как некую альтернативу банковским депозитам. Бумаги вроде продали. Но возникает такое подозрение, что акции попали не в руки рядовых граждан, а оказались у скупщиков.
Кстати, в этот раз на внутреннем фондовом рынке собираются разместить акции национальных компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына». Возможно, кое-что достанется и пенсионным фондам. Хотя прозвучал призыв, чтобы именно «граждане Казахстана имели возможность первыми купить эти акции». Но вряд ли это будет напоминать массовую распродажу кусочков госсобственности. Ведь как бы среди первых покупателей не оказались чиновники и теневые миллионеры. Кстати, еще в начале этого года звучали прогнозы о том, что казахстанские чиновники могут инвестировать до трехсот миллионов долларов на фондовом рынке страны. Сумма явно занижена. Могут вложить и больше. Ведь не от скромности своей, судя по заявлению партии «Нур Отан», акимы областей, Астаны и Алматы, а также депутаты парламента не желают публиковать свои декларации о доходах. Здесь можно вспомнить и предложение председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, которое прозвучало еще в 2008 году, о необходимости запретить субъектам казахстанской экономики любые операции, связанные с деятельностью офшоров. Судя по тому, что данную тему успешно похоронили, офшоры все еще играют роль кошельков для многих из тех, кто готов легализовать свои капиталы, в том числе через скупку акций национальных компаний.
Досым САТПАЕВ, политолог
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.399 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |