Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Госслужба: массовые «кочевки» чиновников исключаются!



Госслужба: массовые «кочевки» чиновников исключаются!

 

Алихан Байменов Агентство РК по делам госслужбы должно стать «омбудсменом профессионализма и меритократии». Такие перспективы на вчерашнем пленарном заседании Мажилиса под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина определил ведомству его глава Алихан Байменов.

Нынешняя парламентская неделя проходит под знаком реформирования госслужбы. Проект поправок в «отраслевое» законодательство правит бал в повестках дня мероприятий Мажилиса. Вчера документ одобрен депутатами палаты в первом чтении.


Докладывая по нему, председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов подчеркнул: документ направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на госслужбу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса.

Законопроектом также предлагается введение института «наставничества» для обеспечения преемственности в работе госорганов и адаптации новых сотрудников, прохождение стажировок претендентами, зачисленными в кадровый резерв госорганов.

Вероятно потому, что актуальность процесса реформирования модели государственной службы – объективно назревший факт, обсуждение особыми эмоциями не сопровождалось. «Перчинки» дискуссии добавили вопросы депутата Дариги Назарбаевой. Чем обусловлена сверхсрочность принятия поправок, поинтересовалась она, констатировав, что законопроект «вошел» в Парламент в последних числах октября, а уже сегодня – рассматривается на пленарном заседании Мажилиса.

 

Но это не все…

 

– Вы сказали, что теперь на госслужбе не будет продвижения по признакам родства и личной преданности. Вы сами в это верите? Какие такие механизмы должны быть, чтобы ликвидировать наши «традиционные» механизмы? – обратилась депутат к А. Байменову, отметив высокий уровень коррумпированности сферы государственного управления.

Впрочем, Алихан Байменов не спасовал. Комментируя первую претензию, он подчеркнул, что поручение Главы государства о разработке законодательства, позволяющего создать качественно новую модель госслужбы, было дано еще в 2008 году. С того момента шло интенсивное изучение международного опыта и анализ возможностей создания элитного управленческого корпуса.

– Что касается процедур внутри Парламента, мы, конечно, не можем влиять на процесс, но с учетом важности закона его нужно принять оперативно, чтобы в следующем году мы смогли подготовить подзаконную базу. Закон регулирует только базовые принципы, далее идут подзаконные акты – более 10 указов Главы государства, постановлений Правительства и иных НПА, – сказал А. Байменов, выразив надежду на понимание депутатами необходимости работы в интенсивном режиме.

– Что касается принципа родства, я лично верю, что количество таких фактов уменьшится, – добавил глава агентства. – Сейчас руководители в большей степени заинтересованы в том, чтобы на них работали квалифицированные кадры. Эффективные кадровые ресурсы помогают руководителю эффективно же реализовывать поставленные перед ним цели и задачи. Конечно, это связано в целом с повышением уровня корпоративной культуры. Это постоянная работа, которая требует усилий со стороны всех госорганов. Мы в свою очередь хотели бы, чтобы наше агентство превратилось в «омбудсмена» профессионализма и меритократии.

На заложенных в законопроекте мерах антикоррупционного поведения А. Байменов остановился подробно. В основном они касаются вопроса «командных перемещений», которые, как неоднократно подчеркивал Президент страны, закладывают предпосылки для коррупции.

– Коррупция начинается и реализуется, как правило, через «лояльных» людей. Чтобы предотвратить эти негативные явления, нам поручено предусмотреть в проекте закона нормы, препятствующие «командному переселению душ», – сказал А. Байменов.

По его словам, исследование механизма массовых «кочевок» чиновничьей братии показало, что начинаются они с увольнений действующих госслужащих и освобождения кресел для членов «своей» команды. Поэтому законопроектом вводится такой состав нарушений, как «принуждение к незаконному увольнению», а также норма, предусматривающая ответственность должностных лиц за подобные кадровые решения.

Кроме того, предусматривается, что переводы из одного госоргана в другой с вступлением нового закона в силу будут возможны только в случаях, установленных актом Главы государства.

И наконец, минимизируется возможность договоренностей «под сурдинку» руководителей о зачислении представителей одного госоргана в кадровый резерв другого: по решению конкурсной комиссии кадровый резерв будет формироваться исключительно для конкретного ведомства или структуры.

Из международного опыта заимствуется практика деятельности «комиссаров по этике». Эту миссию будут осуществлять корифеи госслужбы, проводя аппаратные учения по антикоррупционному поведению.

…Интересную проблему актуализировал депутат Рауан Шаекин. Как известно, одним из обязательных условий при зачислении на госслужбу является наличие у кандидата гражданства Казахстана, которое должно автоматически прекращаться по факту вступления в гражданство другого государства. Однако на практике «автоматизм» срабатывает не всегда, поскольку во многих странах двойное гражданство – явление узаконенное.

В итоге нередки случаи, когда обладатели двух паспортов на долгие лета и вполне комфортно обосновываются на госслужбе. Еще один аспект проблемы – наличие у членов семьи госслужащего вида на жительство или недвижимости за границей.

– Насколько эти явления соотносятся с патриотизмом и верностью интересам государства? – задался вопросом депутат.

Относительно первой части вопроса ответ очевиден: Конституция РК запрещает иметь двойное гражданство.

– Что касается возможности увольнения со службы чиновника, члены семьи которого имеют вид на жительство или недвижимость за рубежом, то это вопрос более концептуального характера, связанный с ограничением прав и свобод граждан. Его нужно рассматривать в ином контексте. Полагаю, прежде всего, нужно добиться прозрачности декларирования доходов и расходов госслужащих, – резюмировал А. Байменов.

В заключение уместно добавить, что поправками в «отраслевой» закон запланированы определенные социальные мотиваторы для казахстанских чиновников: в отечественном календаре появится новый профессиональный праздник – День государственной службы, а также будет учреждена специальная ведомственная награда.

В тот же день и также в первом чтении Мажилис одобрил законодательные поправки по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях; изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения.

Относительно последнего документа спикер Нурлан Нигматулин особо подчеркнул: палата выходит на его постатейное обсуждение. Предметные дискуссии по каждой из статей, в том числе касающихся лжепредпринимательства, еще впереди...

Ольга КАЗАНЦЕВА

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.374 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>