К своему 15-летию накопительная пенсионная система Казахстана подходит с впечатляющими показателями: в ней аккумулировано уже более 3 триллионов тенге – количество счетов вкладчиков более 8 миллионов – и в сопровождении жарких дискуссий по поводу ее дальнейшего развития. Второе обстоятельство отнюдь не негативный фактор. Скорее позитивный, говорящий о том, что люди осознали, сколь серьезным финансовым институтом стали накопительные пенсионные фонды, где собираются не обезличенные, а четко персонализированные, то есть принадлежащие каждому конкретному вкладчику средства. Материальное благополучие пенсионера зависит не от состояния госбюджета, а от сумм отчислений, насколько надежны механизмы и гарантии всей системы в целом. Наверное, это очень хорошо, что скепсис и нигилизм первых лет жизни системы сменились столь заинтересованным и пристрастным вниманием общества к системе. |
Плохо, что не всегда дискуссии строятся на фактах: зачастую в их основе – эмоции, заблуждения, недостоверная или искаженная информация. Мы собрали наиболее часто звучащие вопросы, самые спорные утверждения и страхи и попросили их прокомментировать заместителя председателя НБ РК Дину Галиеву.
Солидарна с накопительной
– Дина Тулеубековна, начнем с принципиального вопроса: появились «агитаторы», призывающие вернуться к солидарной системе, поскольку, дескать, накопительная себя дискредитировала. Понятно, что Нацбанк так не считает, а какие аргументы, базирующиеся только на фактах, вы бы привели?
– В настоящее время казахстанское пенсионное обеспечение представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень – солидарная система, где источником пенсионных выплат является государственный бюджет. И люди, достигшие пенсионного возраста, имеющие трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, ежемесячно получают солидарные пенсии, размер которых варьируется от 17 491 тенге до 47 327 тенге. Дополнительно размер базовой государственной пенсии (демогрант), или, как принято называть, «Президентские», в размере ½ прожиточного минимума – 8 720 тенге, который получают все пенсионеры страны.
Второй уровень – обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером отчислений от ежемесячного дохода всех работающих. По состоянию на 1 октября 2012 года на 8 360 641 индивидуальном пенсионном счете вкладчиков накоплено 3 036,2 млрд. тенге пенсионных активов. Действуют 11 НПФ, которые имеют в регионах республики 120 филиалов и 33 представительства. Согласно статистике, ежегодный прирост пенсионных накоплений вкладчиков составляет 20–25%. За всю историю нашей накопительной пенсионной системы доходность от инвестирования активов положительная в реальном выражении. Т. е. превышает накопленный уровень инфляции. Так, накопленный уровень доходности составил 348,22%, а накопленное значение инфляции – 211,86%. Среднегодовые значения доходности и инфляции составили 12,02 и 8,69% соответственно.
Третий уровень – добровольные взносы. По состоянию на 1 октября 2012 года на 37 943 пенсионных счетах накоплено 1,27 млрд. тенге и добровольные профессиональные пенсионные взносы. По состоянию на 1 октября 2012 года на 4 119 пенсионных счетах накоплено 125,9 млн. тенге. Но этот уровень, к сожалению, пока не получил своего развития, но имеет огромный потенциал.
Таким образом, на сегодня большинство пенсионеров получают комбинированную пенсию: солидарную и базовую пенсию – за счет государственного бюджета; и из НПФ либо страховой компании – за счет собственных накоплений. Основываясь на сведениях открытых источников, можно произвести примерный расчет средней пенсии. В 2011 году средний размер госпенсии составил 27 388 тенге с учетом базовой пенсии. Средний размер ежегодных выплат на одного получателя из пенсионных фондов составляет около 44 000 тенге.
Конечно, чтобы ответить на вопрос «Состоялась ли накопительная пенсионная система?», должно пройти больше времени, чем наши 14 лет. Для анализа любой пенсионной системы требуется долгосрочный горизонт – в этом ее специфика. Пенсионные накопления – долгосрочный актив, и, соответственно, доходность от их инвестирования должна оцениваться за более продолжительный период. Однако по итогам 14-летия можно оценить промежуточные результаты. Один из них я уже привела: положительная доходность в реальном выражении от инвестирования пенсионных активов.
Другой показатель – кризисоустойчивость. С момента старта системы и до настоящего времени накопительная пенсионная система Казахстана испытывала как трудности, так и бурные периоды роста. Как правило, это было связано с экономическими циклами, которые в целом проходил Казахстан. Наша пенсионная система пережила 2 крупных мировых финансовых кризиса. Пик первого пришелся на самое начало становления НПС – конец 90-х годов XX века. Второй финансовый кризис – сильнейший за последние 80 лет по глубине и масштабу для всей мировой экономики – оказал гораздо большее негативное влияние. В 2007 и 2008 годах в Казахстане наблюдалась высокая инфляция (18,8% и 9,5%). Сегодня мы видим постепенное восстановление экономической ситуации в стране и более низкий уровень инфляции.
Но имеющиеся проблемы НПС решаемы, и в этом направлении ведется постоянная работа уполномоченных государственных органов. Нет необходимости и какой-либо целесообразности отходить от действующей системы пенсионного обеспечения, поскольку это негативно скажется на государственном бюджете в будущем, окажет влияние на дальнейшее развитие фондового рынка и на возможности финансирования реального сектора экономики. А также атрофирует заинтересованность каждого человека в обеспечении собственной старости.
Чтобы решить проблемы людей и дать им возможность достойно жить в старости, нужно перестраивать взгляды всего населения: стимулировать пенсионные накопления, создавать условия для выхода зарплат из тени, укреплять связь между размерами налоговых отчислений и размером будущей пенсии. И самое главное – формировать философию будущего пенсионера.
Взвешиваем риски и преимущества
– Может, напомним читателям для лучшего понимания предмета разговора принципиальные отличия накопительной пенсионной системы от солидарной?
– Солидарная система: пенсия выплачивается из государственного бюджета за счет текущих налоговых поступлений трудоспособного населения и зависит от совокупного стажа пенсионера. Риски несет государство.
Накопительная: пенсия выплачивается из накоплений вкладчика за счет его отчислений на индивидуальный пенсионный счет и зависит от размера его дохода и результатов инвестирования пенсионных накоплений.
Напомню, что основными причинами проведения пенсионной реформы в 1998 году являлись:
1) непропорциональное соотношение между количеством экономически активного (работающего) населения и пенсионерами. К моменту проведения реформы в 1998 году оно достигло соотношения 1,8 к 1 и продолжает быть низким (сейчас 2,1 к 1) вследствие демографических тенденций;
2) отсутствие персонифицированного учета, что приводило к отсутствию индивидуальной заинтересованности в обеспечении старости. Высокие размеры обязательных отчислений во внебюджетные фонды (в сумме 32%) и отсутствие связи с выплатами привели к хроническим неплатежам и уклонению от них. Общая задолженность предприятий всех форм собственности к 1998 году достигла в своем пике 40 млрд. тенге. Уровень пенсионных сборов неуклонно падал;
3) неконтролируемое использование средств внебюджетных фондов;
4) отсутствие участия самозанятого населения и, соответственно, чрезвычайно малые сборы от него;
5) большая задолженность по выплатам пенсий.
Как следствие: вышеперечисленные факторы привели к основным признакам кризиса пенсионной системы Казахстана в 1997 году – хроническим многочисленным невыплатам пенсий пенсионерам, достигающим десятков миллиардов тенге, и 5–6 месяцев задержек во времени. Поэтому и главная цель пенсионной реформы 1998 года заключалась в защите доходов пенсионеров и одновременно в продвижении вовлеченности частного сектора и развития рынков капитала в стране.
Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать больше и легально. И действующая в стране многоуровневая система пенсионного обеспечения позволяет предусмотреть интересы не только нового поколения граждан, но и защищает интересы той части населения, которая имеет право на получение пенсий из солидарной системы.
При этом если человек на протяжении своей трудовой деятельности не имел стабильного дохода либо уклонялся от отчисления обязательных пенсионных взносов (зарплата «в конвертах»), то в таком случае в пенсионном возрасте он сможет претендовать только на минимальные размеры пенсии. Так, действующая система предусматривает наличие базовой пенсии, которая выплачивается вне зависимости от наличия трудового стажа.
– То есть, я правильно понимаю, Нацбанк считает совмещение двух систем – накопительной и солидарной – позитивным опытом и видит необходимость в сохранении такого симбиоза?
– Да. Во всем мире используются смешанные модели в зависимости от финансовых возможностей каждой страны. И мы считаем, что необходимо сохранить существующую гибридную систему, т. е. комбинацию солидарной и накопительной систем. Конечно, потребуется ряд мер по усовершенствованию, но кардинальные изменения не нужны. Солидарная часть системы должна остаться, чтобы обеспечить минимальный гарантированный доход для всего населения.
Но основную часть своей будущей пенсии мы должны обеспечить себе сами, своим трудом, за счет пенсионных накоплений, а не перекладывать весь груз ответственности на плечи будущих поколений.
Обратная сторона хорошей демографии
– Мы подошли к горячо дискутируемой теме: необходимости дальнейшего реформирования сложившейся пенсионной системы. Как известно, такое поручение председателю Нацбанка дал Глава государства. На какие аспекты, пробелы необходимо обратить внимание?
– Поскольку наше пенсионное обеспечение совмещает обе системы, то отмечу болевые точки каждой из них. Основной проблемой солидарной системы, как в нашей стране, так и во многих странах мира является изменение демографической ситуации и значительный рост государственных расходов на выплату солидарных пенсий, связанный с тенденцией старения населения. Основная проблема НПС – нерегулярность и неполный объем отчислений обязательных пенсионных взносов, которая, несомненно, скажется на низком уровне накоплений вкладчика при выходе на пенсию. На сегодня средняя сумма накоплений вкладчиков по системе составляет около 390 тысяч тенге. Однако если бы обязательные пенсионные взносы регулярно перечислялись в НПФ (учитывая размер среднегодовой ежемесячной заработной платы), то средний размер накоплений на счетах вкладчиков превысил бы 900 тысяч тенге. То есть четко видно, что сумма накоплений всех вкладчиков при регулярности отчислений обязательных пенсионных взносов превышала бы имеющийся уровень почти в 2,5 раза.
Вопрос расширения охвата населения – фундаментальный, и он является условием успешного функционирования любой пенсионной системы. Но его решение невозможно без решения задачи по сужению неформальной части экономики страны. Поясню: пенсионные взносы отчисляются с официального дохода вкладчика, однако во многих секторах, за исключением госорганов, заработная плата выдается на руки «в конвертах» без каких-либо отчислений в НПФ. Необходимо принять административные меры по расширению охвата самозанятого населения пенсионной системой, улучшению налогового администрирования и мотивации к добровольным пенсионным взносам.
Поэтому для решения этой проблемы необходимо пересмотреть ряд законопроектов, которые повышают ответственность работодателей перед работниками. На первом этапе это может выражаться введением обязательных профессиональных пенсионных взносов для людей, профессии которых связаны с особыми рисками для здоровья. В последующем эту норму, возможно, распространить на всех работодателей.
Абсолютные и относительные доходы
– Общеизвестна и другая проблема НПС – ограниченные возможности по инвестированию активов, низкая доходность, которая не очень устраивает потенциальных пенсионеров. По крайней мере ту их часть, которая активно через личные кабинеты мониторит состояние своего пенсионного счета…
– Для лучшего понимания вопроса приведу фактические данные: на 1 октября т. г. объем инвестированных пенсионных активов составил 2 998,9 млрд. тенге, увеличившись с начала 2012 года на 452,8 млрд. тенге. Тем не менее, вопрос имеет право на жизнь: низкий текущий уровень инвестиционной доходности пенсионных активов относительно уровня инфляции – одна из проблем НПС. Это так. Но также верно и то, что снижение инвестиционной доходности от инвестирования пенсионных активов, наблюдается не весь период, а последние 5 лет. Чему есть объективное экономическое объяснение: негативное воздействие нестабильности на финансовых рынках. Это связано как со снижением доходности на мировых рынках, так и с низкой ликвидностью отечественного фондового рынка, незначительным количеством инвесторов, принимающих активное участие в торгах, и отсутствием доходных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, в которые могли бы инвестироваться пенсионные активы. Также следует отдельно выделить проблему дефицита качественных финансовых инструментов, которые могли бы обеспечить реальную доходность в долгосрочном периоде. В связи с этим приоритетной задачей остается необходимость развития внутреннего фондового рынка. Для разрешения этой проблемы идет активизация отечественного фондового рынка, в том числе через установление ряда требований по осуществлению листинга на Казахстанской фондовой бирже:
1) в случае размещения резидентами РК ценных бумаг на территории иностранного государства;
2) в случае выпуска, регистрации и последующего размещения эмитентом РК выпусков ценных бумаг, в случае если проспектом выпуска данных ценных бумаг предусматривается их размещение на организованном рынке ценных бумаг;
3) акции НПФ до конца 2012 года.
Более того, в целях развития рынка ценных бумаг разработана Программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества ФНБ «Самрук-Казына» на рынок ценных бумаг.
Еще одна проблема – недостаточная финансовая грамотность вкладчиков при выборе НПФ. По-прежнему имеют место случаи, когда вкладчик при выборе НПФ руководствуется не информацией о результатах его деятельности, а такими факторами, как возможность получения подарков или каких-либо услуг при условии заключения им пенсионного договора. Для разрешения этой проблемы были внесены изменения в законодательство, согласно которым НПФ должны на ежеквартальной основе раскрывать свои инвестиционные портфели, предоставлять безвозмездные консультационные услуги. В том числе раскрывать информацию, необходимую для оценки результатов деятельности НПФ.
Также отмечу, что все проблемы, с которыми сталкиваются пенсионные фонды, в том числе по правилам инвестирования средств, обсуждаются в рамках специально созданной рабочей группы. Но, подчеркну, все проблемы НПС решаемы, и в этом направлении ведется постоянная работа уполномоченных государственных органов.
– Многие потенциальные пенсионеры как раз и переживают по поводу того, что все их накопления «съест» инфляция.
– Согласно статье 6 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на выплаты.
– Предусмотрен ли государственный механизм индексации пенсий?
– Да. В соответствии с методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику годовая сумма пенсионных выплат за счет обязательных пенсионных взносов рассчитывается в размере наибольшей из следующих величин:
1) тридцатикратного размера минимальной пенсии, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
2) двухсот пятидесяти тысяч тенге;
3) величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.
В связи с этим изменения по размеру пенсионных выплат вносятся на постоянной основе с учетом роста индекса потребительских цен.
О пенсионном равноправии и других направлениях реформы
– Что предлагает Нацбанк для реформирования пенсионной системы?
– В числе наших предложений – необходимость введения обязательных профессиональных взносов; решение проблемы низкого уровня вовлеченности населения; комплекс мер по совершенствованию пруденциального регулирования, повышению эффективности инвестиционной деятельности, совершенствованию системы взимания комиссионного вознаграждения.
–…А также повышение пенсионного возраста для женщин?
– Это предложение неоднократно звучало ранее, и Национальный банк, руководствуясь статистическими данными по демографической ситуации, поддержал эту идею. В случае принятия решения процесс повышения пенсионного возраста у женщин до 63 лет будет проходить поэтапно в течение длительного периода (10 лет) по мере улучшения демографической ситуации, роста продолжительности жизни, а также с увеличением доли и роли накопительной системы в пенсионном обеспечении. Это намерение соответствует и демографическим тенденциям, и реализации принципов гендерного равенства, которое в цивилизованном обществе обретает более широкий смысл, нежели трактовки феминистских организаций.
Напомню, что средний возраст выхода на пенсию в большинстве стран мира составляет 65 лет для мужчин и женщин. Это связано с улучшением качества жизни и продолжительностью жизни. В частности, в Казахстане в 2011 году ожидаемая продолжительность жизни составила 64 года для мужчин и 74 года для женщин. Этот показатель рассчитывается как среднее значение продолжительности жизни при рождении человека. То есть учитывает общую смертность во всех возрастах, в том числе младенческую смертность, показатель которой в Казахстане до последнего времени был всегда очень высоким. При этом ожидаемая продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста составляет уже 13,0 и 20,8 года, соответственно. Т. е. сколько лет по статистике живут мужчины и женщины после достижения пенсионного возраста. Напомню, что в настоящее время общеустановленный пенсионный возраст составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, женщины при более продолжительном горизонте дожития после выхода на пенсию имеют меньший срок накопления средств (до 58 лет). И с повышением пенсионного возраста появится возможность работать, продолжая накапливать и рассчитывать на более достойную пенсию в будущем. При этом и женщины, и мужчины будут обеспечены правом выхода на пенсию досрочно, как и во многих странах.
Также Национальный банк выступает за обязательность профессиональных взносов по видам деятельности, связанных с вредными и опасными для здоровья условиями труда, и снижение для таких работников порогового возраста выхода на пенсию. Считаем, что введение обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет средств работодателя даст возможность накопления средств, достаточных для более раннего выхода на пенсию для данной категории работников.
Таким образом, для повышения возраста есть ряд весомых причин, а именно:
– увеличение продолжительности жизни и старение населения;
– недостаточность пенсионных накоплений вкладчиков при выходе на пенсию как по размеру выплат (низкий коэффициент замещения), так и по продолжительности получения пенсионных выплат.
Все эти предложения обсуждаются в рамках специально созданной межведомственной комиссии, которая и рассмотрит предложения НБ РК, НПФ и Министерства труда и социальной защиты и доработает их. В состав комиссии помимо специалистов Национального банка входят представители министерств экономического развития и торговли, труда и социальной защиты населения, финансов, Агентства по статистике, АО «Институт экономических исследований».
В целом, мы считаем, нет необходимости и какой-либо целесообразности концептуально отходить от действующей системы пенсионного обеспечения.
Добавлю также, что общее предложение по реформированию пенсионной системы вырабатывает Правительство, но окончательное решение будет принимать Парламент.
– Обсуждается ли предложение объединить все НПФ в единый фонд под управлением государства?
– Национальный банк однозначно выступает против такого предложения.
Консолидация фондов не решает основных проблем накопительной пенсионной системы, а лишь способствует повышению и концентрации рисков. Единый управляющий пенсионными активами в большей степени подвержен системному риску даже при диверсифицированном портфеле ценных бумаг и других финансовых инструментов, чем отдельные НПФ или управляющие компании. И это не единственная причина, по которой слияние недопустимо. В числе аргументов Нацбанка – в случае слияния будет невозможна справедливая оценка эффективности управления активами, но при этом возникнет возможность использования долгосрочных пенсионных активов на покрытие текущих государственных расходов. А это недопустимо.
Автор Алевтина Донских
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.265 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |