Жизнь не стоит на месте, в том числе ее политическая сторона. В последнее время в Казахстане и на постсоветском пространстве произошло много перемен. Собственно о них сегодня газета «Литер» решила поговорить с сенатором Гани Касымовым. – Гани Есенгельдинович, Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). В этой связи эксперты и специалисты заговорили об опасности. А именно о том, что дешевый импорт через Россию хлынет в Казахстан и «задушит» отечественного производителя. Насколько реальна опасность? |
– Я знаю, о чем сегодня говорят люди: почему в России снизили пошлины на импорт, хотя они должны были удержать. Но это требование ВТО. А у нас получились те тарифы, которые отстаивал российский автопром, нам надо было их снижать. Существует и иная группа вопросов по энергоносителям и другие – везде цены поднимаются, поскольку за основу берутся российские тарифы. Наши комиссии и специалисты, приезжающие на переговоры в Москву, часто ставятся в ложное положение. Их уверяют в том, что с ними все вопросы демократично обсуждаются. В то время как подготовленные к подписанию документы отвечают интересам России. И наши вынуждены либо отказываться от них, либо везти их в Казахстан, ратифицировать невыгодные нам соглашения в Мажилисе и сенате.
Нам надо всегда помнить две вещи, которые завещали нам наши предки: малое всегда незаметно растворяется в большем. Сопоставлять экономики России и Казахстана нельзя. У нас в правительстве много мечтателей, они говорят о равных условиях. О чем может идти речь, когда у российской экономики потенциал в 10-15 раз выше нашей? Они на нас смотрят как на одну из провинций. Наши предки говорили, что «все наше богатство сохраняется в нас самих». И если мы попытаемся к кому-то влезть, то надо помнить что малое растворится в большем. Излишне при этом говорить о великой соседней стране с востока.
– Наш закон сильно регулирует порядок использования госсимволов, но это не гарантировало от пренебрежительного отношения граждан к флагу и гербу. Такие факты есть, и они заставляют задуматься о том, что жесткое регулирование мешает популяризации госсимволов. А может, даже сдерживает патриотические чувства казахстанцев. Как вы считаете?
– Я не знаю, почему так получилось, что закон все запрещает, это плохо. А эпизоды с использованием флага для уборки улицы происходят от бескультурья, и с этим, конечно, следует бороться. Хотя замечу, что это были единичные случаи, преувеличенные вашими коллегами-журналистами. Но речь не об этом. Посмотрите на США, где граждане на майках, носках носят символику своей страны, делают разного рода эмблемы, похожие на звездно-полосатый флаг. При этом они с любовью относятся к своей родине. Более того, таким способом они выражают любовь к своей стране. Я считаю, что в ближайшее время надо внести поправки в наш закон. Если человек желает повесить у себя на балконе красивейший казахстанский флаг, то какие проблемы? К сожалению, порою многие вещи гипертрофируются, у нас такое хобби.
– Недавно в Парламенте бурно обсуждали обновление автопарка: спор разгорелся вокруг отечественных и импортных машин. Было бы интересно узнать, какую машину вы предпочитаете?
– По большому счету, казахстанского производителя нет, так как речь идет об отверточном производстве. Если будет двигатель наш, кузов будет сделан из нашего металла и на наших предприятиях, то в таком случае можно говорить об отечественном автомобиле. А утверждать, что мы выпускаем вертолеты в Караганде или автомобили в Костанае, это неверно, – в производстве присутствует лишь незначительное казахстанское содержание. А базовики, иностранцы из той же Южной Кореи, получают деньги. Все их, просто по сниженным ценам, по преференциям, по договоренностям. А мы создаем места рабочим, с тем, чтобы казахстанцы приобщались к большой индустриальной политике. Все-таки сборка механизмов и точной техники – это другой уровень, нежели стоять и точить металл напильником. Но все это движется постепенно. И это не значит, что я не поддерживаю.
С другой стороны, 10-12-15 тысяч машин в год – это малые объемы, и при этом на автомобили среди населения имеется устойчивый спрос. Я считаю, что в правительстве, в Парламенте, в других госучреждениях должны быть добротные и долговечные машины. Хочется отметить, что за все 20 лет независимости все мы ездили на разных марках автомобилей, но, как говорят в народе, остался «японец» и «немец». При большом выборе машин с момента открытия границы в 95-96 годах и по настоящий момент себя зарекомендовали только автомобили этих стран. Поэтому качество и долговечность товара для наших потребителей – приоритет номер один. При этом не суть, кто покупает машины – частник, фирма или правительство. Мне все равно, если лишат парламентариев служебных автомобилей, то буду пешком ходить. Я за то, чтобы мы от лучшего не переходили к худшему.
– Иными словами, все дело в качестве?
– Я куплю отечественную машину, когда будет соответствующее качество. Я и костюм хочу свой носить. Где, например, Темиртауская чулочно-носочная фабрика? Где Абайская швейная фабрика? Где семипалатинские дубленки? Покажите мне их, я буду их покупать. У нас целая отрасль промышленности не действует. И что касается машин, нам нужны хорошие, надежные автомобили, готовые работать в условиях нашей страны при экстремальных перепадах температуры от -40 до +40 и при бездорожье. При таких дорогах и таких расстояниях у нас должны быть супермашины. Я понимаю каверзность вопроса, но нам нужно хорошее качество. И если опять соседи начнут привозить свои «Лады», «Калины», нам это не подойдет, мы уже совсем другие люди. Вплоть до аулов все знают, какие машины хорошие.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.248 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |