Повсеместно в Казахстане стали переносить, а часто и вовсе убирать продовольственные рынки. Проблемы и риски, которые влекут за собой подобные места торговли, широко известны. Не так давно была проведена широкомасштабная проверка деятельности мясных павильонов. В результате выяснилось, что 85 процентов реализаторов работают с нарушением законодательства. Можно предположить, что и в остальном базары не могут служить эталоном. Теперь все усилия региональных властей должны быть направлены на усиление роли супермаркетов в деле розничной торговли. |
Если супермаркет намерен занять существенную нишу в сегменте розничной торговли, то первое, что он должен сделать, это обеспечить достаточно либеральные цены для своих покупателей. В этом плане большинство современных супермаркетов в больших городах, где население превышает 300 тысяч человек, справляется вполне удовлетворительно. Правда, если конкуренция слабая, то и с ценами можно немножко помудрить. Что и делают в большинстве небольших городов. Там основная ставка делается на немногочисленный пласт элитных покупателей, которым недосуг шлепать по лужам на колхозных рынках.
В Алматы, самом крупном городе страны, с супермаркетами прямо чудеса творятся. Они открываются и закрываются, как Ваньки-встаньки. Несмотря на довольно устойчивый спрос, далеко не всем удается занять потребительскую нишу в нужном сегменте. Причем ценовой параметр в данном случае играет далеко не главную роль.
– Алматы – это город, в котором еще несколько городов. Тут есть и немножко от Шымкента, и немножко от Усть-Каменогорска, Уральска, Тараза, Актау… – рассказывает управляющий розничного ритейла одной из крупнейших сетевых компаний Данияр Асхатов. – Причем земляки, как правило, скапливаются порайонно. Поэтому важно угадать, где сегодня ты открываешь супермаркет – в шымкентском Алматы, где народ очень амбициозен, или в усть-каменогорском, где в супермаркет будут приходить только после 7–8 вечера.
По словам Данияра, большинство алматинцев, особенно иногородних, в первую очередь идут на рынки, а уже потом в супермаркет. А это становится реальным тормозом в развитии розничного ритейла. Если перебороть эти приоритеты, то в супермаркетах было бы больше качественного товара, нежели сейчас.
А что сегодня? Сегодня супермаркетам не сладко. Скоропортящиеся товары стали настоящим кладбищем убытков. Овощи, фрукты, мясо, рыба и продукты из них в непроходном месте становятся чуть ли не угрозой эпидемии. У всех на слуху истории, когда колбасу по ночам в супермаркетах промывают в хлорке или в марганцовке. Непроданное мясо своевременно запускается на фарш либо в пельменные цеха. С овощами и фруктами сложнее. Именно поэтому с декабря по март вокруг овощных отделов разносится неприятный запах перемерзшей картошки, гниющей капусты и прочих «деликатесов».
При этом на многочисленных базарах ситуация не лучше. Там в большинстве случаев все тоже перемерзшее. Однако при минусовой температуре как-то не очень чувствуется запах. Если говорить про мясо, то супермаркетам хоть совести хватает его отбраковывать, на рынке же его продают, несмотря ни на что. Пример мы уже приводили выше.
Одним словом, супермаркеты имеют целый ряд преимуществ перед базарами хотя бы потому, что там соблюдаются хоть какие-то правила. Но и базары в свою очередь несут на себе очень весомую социальную нагрузку. По некоторым данным, в сфере розничной торговли в Казахстане на сегодня занято около 1,5 млн человек. Если одномоментно закрыть все базары в стране, как это было сделано в России 10 лет назад, это будет грозить всплеском социальной напряженности. С другой стороны, существующие базары не то, что под стандарты нового закона о торговле подвести уже невозможно, они и под старый-то не подходили.
К примеру, каждый рынок должен быть оборудован стояночными местами из расчета один паркинг на одно торговое место. При этом ни один рынок в стране не может похвастать соблюдением данного требования. В лучшем случае если и есть стоянка, то она обеспечивает лишь треть мест от положенного стандарта.
Свободный проезд пожарных машин и скорой помощи должен быть обеспечен на каждом рынке. У нас от несоблюдения этого требования в прошлом году сгорели три рынка. Общий ущерб превысил миллиард тенге.
Рынки должны быть крытыми. Это требование не соблюдается в должной мере даже в относительно благополучном в этом плане Алматы. Про остальные города и говорить не стоит.
Одним словом, требований очень много. И практически по каждому из них есть возможность найти недостатки. Неудивительно, что новый закон о торговле стремится избавиться от рынков, сделав шаг навстречу к цивилизованной торговле. Уже совсем другое дело – будет ли новая торговля действительно цивилизованной. С точки зрения потребителя – да, а с точки зрения конкуренции – скорее всего, нет.
– Убрать все рынки – это нереально, – говорит председатель ассоциации частных рынков Роман Астафьев. – Миллионы человек потеряют работу. Вы видите, к чему привел перенос центрального рынка в Таразе на окраину города. Люди десятилетиями приезжали туда закупаться, а теперь им придется менять свои привычки. Это правило справедливо по отношению к любому другому городу Казахстана. Мы живем на Востоке и восточный базар для нас это часть родины.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.303 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |