По объемам оборота капитала наркобизнес в современном мире сопоставим с оружейным бизнесом. Впрочем, на этом любопытные сравнения не заканчиваются: и тот и другой – убивают. На войне как на войне! И государство принимает все усилия к тому, чтобы избавить своих граждан от наркотиков, так как «белая смерть», как именуют героин, оказывает влияние на национальную безопасность и подрывает устойчивое развитие, поскольку рост количества наркозависимых граждан сулит дополнительные бюджетные расходы и сокращение экономически активной части населения. И в этом смысле стоит отметить, что в Казахстане борьба с наркобизнесом уже дает позитивные результаты. У нас сокращается количество наркозависимых граждан, а сами они «стареют». Доля таких граждан в подростковом возрасте меньше, чем в группе «от 25 и старше». Можно прямо говорить, что молодые выбирают здоровый образ жизни. Но есть и другая статистика, которая указывает на то, что наркобароны не спешат признавать поражение. Вместо этого они наращивают поставки «белой смерти» в Казахстан. А значит, борьба продолжается. |
Борьба с наркобизнесом приносит результат. Количество наркозависимых граждан уменьшается, а молодые и сильные выбирают здоровый образ жизни, в связи с чем наркомания в стране начинает «стареть». Однако торговцы «белой смертью» не отказываются от своих амбиций и увеличивают контрабанду героина. Об этом в интервью газете «Литер» рассказывает заместитель заведующего секретариатом Совета Безопасности Республики Казахстан Ержан Загитов.
– Ержан Балтабекович, не могли бы вы дать оценку наркоситуации в нашей стране?
– Проблема распространения наркотиков и зависимости от них остается острой во всем мире, и наша страна не исключение. Это вызывает необходимость наращивания адекватных мер реагирования на ситуацию, в том числе и в рамках международного сотрудничества в этой сфере.
За 9 месяцев текущего года правоохранительными органами Казахстана выявлено 3098 преступлений, связанных с распространением и сбытом наркотиков, а также 5823 административных правонарушения, связанных с приобретением, перевозкой или хранением без цели сбыта наркотических средств.
Из незаконного оборота изъято почти 23 тонны различных наркотиков. Это несколько больше (на 3 процента), чем в предыдущем году. В то же время изъятие наиболее тяжелого из наркотиков – героина, превысило 100 кг. Это почти на 10 процентов выше показателей 9 месяцев 2011 года. Совместными усилиями правоохранительных и специальных органов ликвидированы 9 организованных преступных групп в сфере наркобизнеса, некоторые из них имели налаженные международные связи.
Что касается выявления и лечения лиц, страдающих наркотической зависимостью, по данным МВД, как уполномоченного госоргана с сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом, на 1 июля 2012 года на учете состояли свыше 44 тысяч наших граждан, в том числе почти 3,5 тысячи женщин и 2,4 тысячи несовершеннолетних. В среднем это несколько ниже (на 9 процентов), чем в 2011 году.
Их возрастной состав характеризуется следующими данными: до 14 лет – 416 (2011 г. – 508), 15-17 лет – 1950 (2011 г. – 2205), 18-30 лет – 17040 (2011 г. – 20726), 31 лет и выше – 25057 (2011 г. – 25445).
Сегодня антинаркотическое законодательство Казахстана является самым жестким на пространстве СНГ.
С 2008 года за контрабанду, сбыт наркотиков в особо крупном размере, вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков уголовным законодательством предусмотрены санкции до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. По данным правоохранительных органов, после проведенного в 2008 году ужесточения уголовной ответственности за указанные деяния уже свыше 100 преступников осуждены к лишению свободы на срок от 12 до 15 лет, 9 – до 20 лет и 1 – пожизненно.
В то же время в рамках гуманизации с 2011 года отдельные деяния, связанные с незаконным употреблением наркотиков и квалифицируемые прежде как преступления, отнесены к разряду административных правонарушений.
Это позволило минимизировать привлечение к уголовной ответственности лиц, являющихся, по сути, наркозависимыми и использующих наркотики исключительно для собственного употребления, а также существенно сократить «тюремное» население страны и совершение рецидивов преступлений.
В течение последних 6 лет наблюдается снижение в целом почти на 20 процентов количества состоящих на учете наркопотребителей (с 55286 до 44463 человек).
Безусловно, это является прямым результатом принимаемых государством мер профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
– Очевидно, что главная группа риска – это подрастающее поколение. И государство не может оставаться в стороне, так как речь идет о будущем поколении граждан. Что делается для того, чтобы оградить молодых и здоровых граждан от употребления наркотиков?
– Прежде всего, это профилактика наркомании, начиная с организаций образования. Органами образования, местными исполнительными органами в этом направлении проводится большая работа. На первый взгляд ее результаты могут показаться малозаметными, поскольку такая работа, как и любая, преследующая воспитательные цели, имеет накопительный эффект.
С начала текущего года в школах страны проведено свыше 8,7 тысячи различных мероприятий по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, свободной от наркотиков.
В республике функционирует 211 телефонов доверия, 162 детские общественные приемные для оказания психологической помощи учащимся.
В некоторых регионах действуют консультационные пункты для родителей наркозависимых подростков, где с ними работают врачи-наркологи, инспекторы полиции, психологи и социальные педагоги.
Вы можете видеть, что вопросы профилактики наркомании являются постоянной темой, освещаемой в СМИ.
К сотрудничеству с государственными органами в этой работе активно привлекаются общественные объединения, изучается и используется полезный зарубежный опыт. К примеру, при поддержке посольства США министерствами внутренних дел и здравоохранения реализуется пилотный проект программы «DARE – дети против наркотиков и преступлений». Это серия обучающих программ по выработке навыков противостояния давлению со стороны одноклассников, пропаганды жизни, свободной от наркотиков и насилия, а также решения психологических проблем, приводящих к суицидам.
Конечно, необходимо продолжать искать новые формы работы с молодежью, оказывать всемерную государственную поддержку общественным инициативам в этой сфере.
– В нашей стране в последние годы реализован ряд программ по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Как оценивается их эффективность?
– Текущий год отмечен рядом значимых инициатив в вопросах совершенствования законодательства.
В апреле правительством утверждена очередная Отраслевая программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2012–2016 годы. Основная ее цель – дальнейшее совершенствование государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков.
В развитие прежней аналогичной правительственной программы, рассчитанной на 2009–2011 годы, новая является продолжением формирования целостной системы противодействия наркомании и наркобизнесу в стране.
Связанно это с тем, что наркомания продолжает активно распространяться во многих странах и наше государство, так или иначе, становится участником данного процесса.
Программой предусмотрена реализация 102 мероприятий, а суммарный бюджет двух программ превышает 45 млрд тенге. Значительные средства направляются на укрепление наших южных границ, развитие системы профилактики, лечения наркомании и реабилитации наркозависимых лиц.
Как видите, даже с учетом 8-летнего периода речь идет о серьезных государственных финансовых вложениях в конкретные мероприятия. Это предопределяет соответствующие ожидания, позволяет планировать и выстраивать текущую деятельность всех уполномоченных органов в этой сфере.
Учитывая современный характер наркопреступности, все большее внимание уделяется развитию международного сотрудничества в борьбе с организованной и транснациональной преступностью.
В развитии регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками активно используется потенциал таких международных организаций и структур, как ОДКБ, ШОС, ЦАРИКЦ. Ощутимую поддержку борьбе с наркоманией и наркобизнесом продолжают нам оказывать международные организации и страны-доноры.
– Казахстан является транзитной страной на пути распространения афганского героина. Сегодня, по оценкам экспертов, следующее на маршрутах транзита государство – Россия – потребляет уже до 20 процентов героина из Афганистана. Что предпринимается для того, чтобы снизить такую угрозу в Казахстане?
– Безусловно, прохождение маршрутов контрабандного наркотрафика через территорию Казахстана создает реальную угрозу «оседания» в нашей стране некоторой части наркотиков и, как следствие, рост числа их потребителей.
Пока, по мнению наших уполномоченных органов и по внешним экспертным оценкам, Казахстан рассматривается организаторами преступного наркотрафика как территориальное звено так называемого «северного маршрута», проходящего из Афганистана в Россию и далее в Европу.
Крупные партии наркотиков перевозятся в основном транзитным воздушным транспортом, на большегрузных автомашинах, в железнодорожных вагонах и контейнерах, которые следуют под режимом «TIR», опломбированы и по международным правилам не подлежат досмотру в пути следования.
В рамках взаимодействия уполномоченных органов государств–участников ОДКБ проводятся совместные антинаркотические операции, одна из них – «Канал-Восток», мероприятия которой направлены на пресечение деятельности организованных наркогруппировок, причастных к контрабанде афганских опиатов и наркотиков каннабисной группы в страны Таможенного союза, в том числе синтетических из Китая в государства–члены ОДКБ. По данным правоохранительных органов, в рамках совместных операций только в текущем году в Казахстане выявлено 337 преступлений, из которых 213 напрямую связаны с незаконным оборотом наркотиков.
В сентябре т.г. в Пекине на очередной встрече руководителей компетентных органов государств–членов ШОС выработан ряд конкретных практических мер, направленных на пресечение деятельности организованных наркогруппировок, причастных к контрабанде прекурсоров на границах государств–членов ШОС.
В частности, определено, что страны ШОС ведут борьбу с наркобизнесом на своих территориях, а силы НАТО займутся уничтожением наркоплантаций в Афганистане через обмен оперативной информацией, проведение совместных операций, организацию финансово-экономической блокады наркопроизводства.
Такие договоренности исходят из понимания того, что кардинально решать проблемы наркоугрозы как локально, так и глобально возможно, но для этого необходимы объединенные и скоординированные усилия.
Сегодня в связи с упразднением в рамках Таможенного союза таможенных постов на казахстанско-российской границе возрастает наша ответственность за состояние контроля и защищенности теперь уже внешней границы Таможенного союза, в том числе в контексте угрозы контрабанды наркотиков.
Сейчас уполномоченными органами Казахстана, России и Беларуси завершается работа по утверждению Единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Таможенного союза.
Обстановку на границе осложняет растущий поток нелегальных мигрантов. За последние годы, в связи с известными событиями в соседнем Кыргызстане, заметно активизировались преступные группировки на сопредельных территориях в попытках распространить свою деятельность на Казахстан, в том числе и путем организации каналов контрабанды наркотиков.
Безусловно, все перечисленные факторы учитываются в работе по обеспечению режима государственной и таможенной границы, в борьбе с организованной преступностью, а также в развитии сотрудничества со странами–партнерами по различным диалоговым площадкам и наших совместных усилий в борьбе с транснациональной преступностью.
Для пресечения наркотрафика ведется техническое укрепление южных участков границы, оснащение подразделений погранслужбы КНБ и органов таможенного контроля современными системами обнаружения наркотиков, взрывчатых веществ и других запрещенных либо подлежащих контролю предметов. Внутри страны задачи выявления и пресечения незаконного оборота наркотиков решаются органами внутренних дел, в структуре которых, как вы знаете, действуют специальные подразделения Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков, образующие единую ведомственную вертикаль от министерства до районного отдела полиции.
Международными экспертами ежегодный объем такого транзита оценивается приблизительно в 50 тонн, и, что особенно тревожит, в его структуре возрастает доля уже готовых к употреблению наркотиков. Это повышает риски трансформации сегодняшней транзитной территории в рынок сбыта и потребления наркотиков и вызывает необходимость выработки и реализации дополнительных адекватных мер реагирования и предупреждения негативного развития ситуации.
Мотивация лиц, вовлекаемых в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, вполне прозаична и очень понятна – попытаться приобщиться хоть и к преступному, но высокодоходному промыслу. Причем отдельных граждан не пугает весьма суровая ответственность, предусмотренная за такие преступления.
С другой стороны, молодых людей, вовлекаемых в употребление наркотиков, не удерживает реальная опасность необратимой наркозависимости, возникающей в некоторых случаях уже после однократного употребления отдельных видов наркотиков.
Примеров, когда и для распространителей, и для потребителей наркотиков все заканчивалось трагически, немало, но, как ни странно, многих это не останавливает. В некоторых случаях это объясняется незрелостью, неопытностью и безответственностью, в других – стойким, сформировавшимся криминальным мировоззрением, демонстративным противопоставлением себя обществу. В обоих случаях с такими людьми необходимо работать, поскольку и те и другие – члены нашего общества, живущие рядом с нами, влияющие на среду, в которой растут наши дети.
Любое ослабление профилактики наркомании и активности борьбы с незаконным оборотом наркотиков неминуемо многократно усилит угрозу наркотизации определенной части общества и связанных с этим катастрофических социальных последствий.
Важно это понимать, чтобы осознать необходимость мобилизации всех здоровых и активных сил общества на совместную с государством работу по предупреждению такой угрозы.
Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.649 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |