Нынешней весной Аягоз потрясла чудовищная дорожная авария. При столкновении автомобилей погибли пассажиры - молодые супруги, родители пятерых детей. Женщина находилась на четвертом месяце беременности. Двое их малышей, шести лет и 11 месяцев от роду, серьезно пострадали. Виновным в совершении этого ДТП признан только один водитель. Второй – полицейский, находившийся за рулём в нетрезвом состоянии и превысивший скорость, уголовного преследования избежал. Почему? В этом мы попытались разобраться, передает . Роковая ночь |
- В этой автокатастрофе погибли мои близкие - брат и сноха, - рассказал нашему корреспонденту, выехавшему в Аягоз, Едилгазы Айгайсалов. - Серикказы и Сымбат с двумя детьми были в гостях. Собрались ехать домой, вызвали таксующего на «Мазде» родственника - Елжана Халидина.
Это было в ночь с 19 на 20 марта этого года. Примерно в половине первого. В ту ночь, по словам Едилгазы Айгайсалова, шел дождь вперемежку со снегом, стоял туман. По пути Елжану Халидину предстояло пересечь главную дорогу. На допросе он говорил, что остановился, чтобы убедиться в отсутствии машин. После чего стал совершать маневр.
- Когда он выехал на главную дорогу, в него врезался автомобиль «Toyota ED», за рулём которого находился пьяный сотрудник полиции Алмас Абдрахманов, - рассказывает Едилгазы Айгайсалов.
Удар был такой силы, что «Mазда» отлетела в кювет на 21 метр от места столкновения. И перевернулась. Салон автомобиля превратился в кровавое месиво. Серикказы Айгайсалов и Сымбат Тажиева скончались на месте.
На их шестилетней дочери, когда её доставили в больницу, места живого не было - полный перечень ранений, от перелома костей черепа до разрыва кишечника, занимает шесть строчек машинописного текста. У её 11-месячной сестренки, находившейся в машине, врачи констатировали перелом затылочной кости и ушиб головного мозга.
Состояние водителя «Мазды» медики оценили как средней степени тяжести. Про второго шофера данных нет.
Алмас Абдрахманов, по версии Едилгазы Айгайсалова, не вызвал ни сотрудников дорожной полиции, ни «скорую помощь», зато покинул место происшествия!
А в это время раненые дети стонали, звали на помощь.
Погибшей Сымбат не исполнилось и 30 лет. Серикказы было 32. В одночасье круглыми сиротами остались пятеро несовершеннолетних детей. Самому старшему из них - 10 лет, младшей девочке не было и года. В семье ждали рождения шестого ребёнка.
- Обвиняемым по уголовному делу проходит только Елжан Халидин! - возмущен Едилгазы Айгайсалов. - Следствие почему-то усмотрело в действиях Абдрахманова только административное правонарушение.
За вождение автомобиля в нетрезвом виде и превышение скорости сотрудник Аягозского линейного отдела внутренних дел на транспорте Алмас Абдрахманов был лишен водительских прав на два года.
Языком протокола
По данным департамента внутренних дел ВКО, по факту этого ДТП 19 марта 2012 года было возбуждено уголовное дело по статье 296 (часть 3) УК РК «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами». Спустя два месяца по результатам расследования обвинение было предъявлено водителю «Mazda 626». То есть таксисту Елжану Халидину. 29 мая в отношении Алмаса Абдрахманова принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в его действиях состава преступления.
По официальным данным, в ночь, когда произошло это ДТП, шёл снег. Обзорность и видимость были не ограничены. Из заключения эксперта: «ДТП произошло при искусственном освещении прожектора АЗС. Состояние участка дороги - укатанный снег, без дефектов».
Обе машины ехали с включенными фарами. Удар «Тойоты» в «Мазду» пришелся с правой стороны. Однако экспертам не представилось возможным установить, были ли включены внутренние и наружные лампы правой фары автомобиля, за рулём которого находился господин Абдрахманов.
Как водитель «Мазды» мог не заметить автомобиль, следовавший с включенными фарами? Судебно-медицинская экспертиза установила, что проблем со зрением у Елжана Халидина нет.
Обе машины были исправны. Столкновение автомобилей произошло под прямым углом, скорость движения «Тойоты», по официальным данным, была около 58 километров в час, «Mазды» - около 29.
Следов торможения «Тойоты» нет. Почему водитель Абдрахманов не затормозил, увидев, что ему едут наперерез? Не попытался свернуть? Тем более, что сам Алмас Абдрахманов говорил следователям, что «он видел объективную возможность предотвращения возникновения столкновения».
Установлено, что на момент ДТП Алмас Абдрахманов был в состоянии опьянения средней степени тяжести. Дознаватель Иртышского ОП 21 июня представил на разрешение судебной экспертизы несколько вопросов. В том числе просил определить: мог ли Алмас Абдрахманов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, своевременно предпринять меры для предотвращения ДТП? Повлияло ли опьянение на его зрение, реакцию?
По заключению эксперта, «у водителя отсутствовала техническая возможность предотвращения ДТП. Соответственно, употребление алкоголя и происшествие в рассматриваемой ситуации не имеют причинно-следственной связи. Очевидно, что опасность движения была создана Абдрахманову А. А. действиями второго участника».
- Техническая возможность предотвратить столкновение рассчитывается для того водителя, для которого неожиданно появляется опасность или препятствие для движения, - пояснила начальник отдела по работе с информацией и СМИ ДВД ВКО Лариса Поломошнова. - Так как «Мазда» двигалась по второстепенной дороге, её водитель должен был действовать в соответствии с правилами: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель, движущийся по второстепенной дороге, обязан уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся по главной дороге».
По данным экспертов, даже при своевременном торможении «Toyota ED» не смогла бы избежать столкновения с «Mazda».
Кто ответит?
При ознакомлении с документами по этому делу возникает много вопросов. В кипе документов мы не нашли ответа, пожалуй, на один из основополагающих вопросов: какая же видимость была в ту ночь? Если нулевая, это многое бы объяснило. Но в заключении одной из экспертиз написано, что шел снег. В другой - что обзорность не ограничена. Едилгазы Айгайсалов и адвокат потерпевшей стороны говорят, что была сильная непогода. И полагают, что полицейский ехал с выключенными фарами. По их версии, судя по тому, на какое расстояние после удара отлетела «Mazda», водитель «Toyota ED» следовал со скоростью не 58, а все 100 километров в час.
Свое возмущение волокитой и необъективным расследованием близкие погибших не раз высказывали на блоге министра внутренних дел, генерального прокурора. Одно из таких обращений стало поводом для изучения этого уголовного дела прокуратурой ВКО. В ведомстве посчитали, что сотрудники управления дознания ДВД ВКО должны быть привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Одна из причин - вовремя не были проведены важные экспертизы.
Однако после проведения этих экспертиз в прокуратуре пришли к выводу, что возобновлять уголовное производство против водителя Абдрахманова нет причин.
В аварии погибли люди. Неизвестно, как скажутся на здоровье детей полученные ими тяжелейшие травмы. А один из участников ДТП, севший за руль пьяным, даже не фигурирует в уголовном деле. Трудно отделаться от ощущения, что, будь он трезвым, события на трассе в ту злополучную ночь могли бы развиваться по другому сценарию.
Родственники говорят, что Алмас Абдрахманов даже не выразил соболезнования по поводу гибели Серикказы Айгайсалова и Сымбат Тажиевой.
15 мая 2012 года сотрудник Аягозского линейного ОВД на транспорте Абдрахманов А. А. был уволен «за дискредитацию органов внутренних дел».
Уголовное дело по обвинению водителя «Мазды» Елжана Халидина по статье 296 УК РК 19 октября направлено прокурору Аягоза.
- Это несправедливо! - с горечью и негодованием говорит Едилгазы Айгайсалов. - Виноваты в ДТП, в смерти моего брата и снохи оба водителя! В том, что дети остались после аварии инвалидами! В том, что пятеро ребятишек осиротели! Сымбат была в положении. Интересно, какой был бы исход дела, если бы на месте Абдрахманова был обычный гражданин, а не полицейский?..
Елена Супрунова
Новостной сайт Усть-Каменогорска Время загрузки страницы 0.649 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |