Казахстанских школяров и дошкольников ждет очередное новшество: в рамках реализации принятой государством программы развития образования на 2011-2020 годы они получат право самостоятельно выбирать школу и детский сад. А деньги, предусмотренные в бюджете на обучение каждого ребенка, отправятся в выбранную alma mater вслед за детьми. Аналогичный способ получения государственных услуг по принципу подушевого финансирования с начала этого года применяется в здравоохранении: пациенты поликлиник уже не привязаны к своему микроучастку, а получают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи там, где считают нужным. |
Какие проблемы ждут участников системы образования в связи с грядущими переменами? Станут ли школы учить лучше? Снизится ли в них уровень коррупции? Вот что об этом думают наши эксперты.
Серик ИРСАЛИЕВ, вице-министр образования и науки РК:
Нужна конкурентная среда
- Подушевое финансирование будет внедрено только в городах, так как в селах зачастую всего одна школа. Но главное - школы будут находиться в конкурентной среде, и каждая будет стараться оказывать максимально качественные услуги. Кроме этого, мы будем стимулировать развитие частного сектора образования. У нас из 7,5 тысячи школ по всей стране, по-моему, всего 116 частных. Конечно, мы не ставим цель полностью коммерциализировать среднее образование: все-таки это зона ответственности государства. Но тем не менее конкурентная среда здесь должна быть. Кроме того, подушевое финансирование - очень хороший инструмент для того, чтобы бюджет школы, который сейчас формируется по программам, статьям расходов и по класс-комплектам (25 учеников в одном классе. - А. А.), стал более прозрачным, доступным и понятным.
Если ребенок выберет частную школу и придет туда, то государственные деньги придут за ним. Это будет мощный стимул для решения тех вопросов, которые уже в течение 10 лет задает нам система частного образования: почему родители платят налоги одинаково, но при обучении в частной школе вынуждены дополнительно оплачивать гарантированный государством объем образования? Конечно, эта мера не позволит полностью покрыть все расходы на обучение в частной школе, но все равно станет существенным подспорьем для родителей.
Назвать конкретные цифры, во сколько обходится государству обучение каждого ученика, я не могу: в каждом регионе действуют местные коэффициенты из-за климатических и других условий. Но расчеты у нас есть. В прошлом году на обучение одного ребенка государство тратило от 100 до 200 тысяч тенге в год.
В Астане подушевое финансирование уже апробировано в системе дошкольного образования и принято решение сумму софинансирования давать только тем частным детским садам, где установлена разумная цена.
В школах этот эксперимент начнется с 2012 года - сразу в нескольких регионах. Прежде чем внедрять механизм подушевого финансирования повсеместно, мы должны посмотреть, как это будет работать.
Гульмира ИЛЕУОВА, президент ОФ “Центр социологических и политических исследований “Стратегия”:
Дореформировались…
- В сентябре мы провели опрос, касающийся среднего образования. В этой сфере, как ни в какой другой, было такое количество реформ, что абсолютное большинство опрошенных высказали неприятие каких-либо новшеств. Мы задавали вопрос: “Можно ли считать, что качество среднего образования в Казахстане улучшается?” Каждый шестой с этим мнением не согласен. Почти 55 процентов респондентов не считают ЕНТ хорошим показателем качества образования, большинство населения выступило против 12-летнего среднего образования.
Мое убеждение - как только школьникам дадут право выбирать место обучения, хорошие школы превратятся в переполненные плохие.
Не мешало бы для начала составить честный рейтинг школ - не по показателям ЕНТ, а по числу призеров олимпиад, участников научных конференций, выпускников, поступивших в престижные вузы. Сейчас же существует только субъективный “родительский рейтинг”, по которому одна и та же школа может быть как самой лучшей, так и самой худшей.
Мне кажется, что после наделения учащихся правом выбора школы большинство детей останутся на своих местах, поскольку учиться рядом с домом гораздо удобнее и безопаснее, чем ездить в другой район. Ну а недовольные качеством преподавания и сейчас не испытывают особых проблем с переводом в другие школы.
Антон МОРОЗОВ, заведующий отделом социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:
Главное - престиж учителя
- Сдается мне, что в крупных городах начнется массовый перевод учащихся в популярные школы. Хорошо это будет или плохо, мы посмотрим к 2020 году, когда закончится реализация программы. А вообще, по-моему, и сейчас школы между собой прекрасно конкурируют: ведь каждый родитель любой ценой стремится отдать своего ребенка в лучшую школу, где сильные педагоги и ответственный подход к преподаванию. Идеально было бы добиться не соперничества между директорами и учителями при наборе учащихся, а того, чтобы доступ к качественному образованию имели все дети. Для этого нужно сделать профессию учителя если не престижной, то хотя бы уважаемой, исключить практику привлечения учителей ко всяким общественным работам - от выборов до субботников.
Ерсайын ЕРКОЖА, руководитель ОО “Судьба поколения - в образовании”:
А село - крайнее?
- В городах у детей будет возможность учиться в лучших школах у лучших учителей. А как быть, если одна школа на все село? Нововведение изначально ставит сельских детей в неравное положение с городскими, хотя республика у нас одна, программа обучения одна, госстандарт один. А теперь представьте ситуацию: в школу вместительностью 1200 мест придут 3 тысячи желающих. И у всех есть право учиться именно в этой школе, но реализовать его сможет только половина. Снова минус!
С 2001 года в стране принято уже четыре программы развития образования. Ни одна не реализована. Кажется, что и эту программу ждет та же участь.
Инна КОСОВА, президент Ассоциации школьных общественных организаций РК:
Вся власть - попечительским советам!
- Насколько я помню, некоторое время назад у нас система выбора школы уже существовала, и это стимулировало организации образования работать лучше. Конечно, при подушевом финансировании директора школ будут стараться набрать как можно больше учеников, но это количество никак не превысит число имеющихся мест. И пустых школ при нынешней их нехватке все равно не будет.
Если к 2020 году, как это планируется по программе развития образования, в 90 процентах школ начнут работать попечительские советы, то есть общественные органы управления, которые будут наделены правом участвовать в принятии важных в жизни школы решений, то тогда меньше рычагов влияния на школы будут иметь чиновники. А у родителей появится инструмент контроля за администрацией школы и педагогическим коллективом.
Александра АЛЁХОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.241 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |