По оценкам экспертов, перспективы региональной интеграции на постсоветском пространстве определяются не столько принятием политических решений, сколько реальной заинтересованностью общества и бизнес-структур в интеграционном сотрудничестве. В этой связи модель ЕЭП должна рационально сочетать черты корпоративной интеграции на уровне предпринимательских структур и модели государственной, которая базируется на межгосударственных соглашениях, определяющих принципы и механизмы интеграционного сотрудничества, пишет . Интеграция - это процесс динамичный и растянутый во времени. Поэтому можно предположить, что основной массив согласования и гармонизации национальных законодательств будет принят не до начала функционирования ЕЭП, а в процессе его функционирования путем достижения компромиссов по спорным вопросам между участниками ЕЭП. |
Как формировался ЕЭП?
В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили план действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан еще в декабре 2010 года и ратифицирован сторонами и вступил в силу с 1 января 2012 года.
Правительствам сторон теперь предстоит обеспечить выполнение 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП. Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.
Предполагается, что внутри ЕЭП будет обеспечено свободное перемещение товаров, услуг и капиталов через государственные границы стран-участников. Наряду с образованным ранее Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенным союзом ЕЭП должно стать важной вехой на пути к созданию другого более крупного интеграционного объединения - Евразийского экономического союза, идею которого предложил казахстанский президент Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году.
По планам единое экономическое пространство в 2011-2015 годах обеспечит:
1) формирование с 1 января 2013 года экономической политики в рамках количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития:
– годовой дефицит государственного бюджета – не выше 3% ВВП;
– государственный долг – не выше 50% ВВП;
– уровень инфляции – не более чем на 5% выше уровня инфляции страны – участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен;
2) создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий и гармонизацию на их основе национального законодательства государств-членов в области регулирования деятельности естественных монополий;
3) разработку и принятие модульного закона о конкуренции;
4) порядок введения и применения компенсирующих мер при предоставлении промышленных субсидий и установление разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства.
С целью обеспечения функционирования и дальнейшего развития ТС и ЕЭП учреждается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая в отличие от Комиссии ТС имеет два уровня управления: Совет Комиссии (в него входят по одному представителю от каждой стороны, которые являются заместителями глав правительств) и Коллегия Комиссии (в состав которой входят по три представителя от каждой стороны), работающая на постоянной основе.
Что несет с собой ЕЭП?
Международные аналитики и эксперты высказывают разные мнения о том, что принесет в экономику трех стран вступление в ЕЭП.
При этом «ЗА» и «ПРОТИВ» выглядят следующим образом:
«За»:
- Общий рынок в 170 млн человек;
- Совокупный рост экономик на 20% к 2015 году, или на 400 млрд долларов;
- Трансфер технологий;
- Рост количества и качества инвестиций;
- Ментальная близость России и Казахстана;
- Положительный пример ЕС;
«Против»:
- Рынок России до ТС был доступен Казахстану – существоваланулевая таможенная ставка;
- Основной рынок – за уральскими горами;
- Казахстан производит минимум готовой продукции;
- Вследствие ограничения импорта с третьих стран вырастут внутренние цены.
Несмотря на такие прогнозы, Глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Игорь Финогенов дает более оптимистичные цифры.
«Странами - участницами ЕЭП уже введен в действие ряд соглашений в области координации макроэкономической и финансовой политики, трудовой миграции, энергетики и технического регулирования. И хотя для их реализации потребуется много взаимных усилий и времени, уже сегодня имеется ряд признаков того, что развитие ЕЭП ведет к улучшению бизнес-среды и способствует росту экономик», - считает И. Финогенов.
По его словам, речь в первую очередь идет о долгосрочных эффектах ЕЭП для его стран-участниц. Согласно проведенному Центром интеграционных исследований ЕАБР комплексному исследованию, эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины может за период до 2030 года достичь для четырех стран величины в $1 трлн. Эффект будет выражаться в дополнительном росте ВВП Беларуси на 14%, Украины - 6%, Казахстана - 3,5% и России - 2%. В расчете на душу населения основные выгоды от интеграции получат Беларусь, Украина и Казахстан, в абсолютном значении – Россия.
Он также отмечает, что благодаря углублению интеграции внутри ЕЭП к 2030 году совокупный годовой ВВП России, Казахстана и Беларуси будет примерно на 2,5% больше, чем их совокупный ВВП в условиях отсутствия интеграции. Причина тому: рост накопления основного капитала, взаимных инвестиций, конкурентоспособности экономик (за счет снижения в ВВП доли первичных ресурсов), а также торгового оборота как внутри ЕЭП, так и с партнерами за его пределами.
«Важнейшим этапом интеграции в ЕЭП станет принятие единой миграционной политики. Это ключевой вопрос для экономик стран региона - уже сегодня трудовые мигранты производят до 6% российского валового продукта.Кроме того, ЕЭП обеспечит повышение технических стандартов и уровня технического регулирования в странах «тройки», что будет способствовать технологической интеграции трех стран с глобальной экономикой. В работе находятся 46 новых регламентов, треть из которых уже разработана и принята. Это регламенты и стандарты нового поколения, которые в обязательном порядке совместимы с требованиями ВТО и нередко гармонизированы со стандартами Европейского союза.
Дальнейшее продвижение региональной интеграции может пойти внаправлении создания зоны свободной торговли между ЕЭП и ЕС, что принесет всем ее участникам выгоды от снятия барьеров в торговле товарами и услугами, а также в области движения труда и капитала и охраны интеллектуальной собственности. Уникальность будет состоять в беспрецедентных масштабах такого регионального союза. Он объединит рынки 31 страны с населением около 700 млн человек и суммарным ВВП более $18 трлн», - заявил И. Финогенов на дискуссионной сессии «Россия, Казахстан, Беларусь: новые инвестиционные возможности ЕЭП» в рамках ежегодного заседания Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне.
Эти перспективы ожидают не только экономики трех стран, но и открывает большие возможности для бизнеса, развитии социальной сферы.
Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза (ТС) Сергей Глазьев дал свою оценку интеграции в ЕЭП.
«Десятилетиями Россия, Белоруссия и Казахстан развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. Сегодняшняя активизация интеграционных процессов - это целенаправленная политика на воссоздание утраченного два десятилетия назад единого экономического пространства в рыночных условиях. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся контуров изготовления высокотехнологической продукции с широкой кооперацией и специализацией», - сказал в интервью «Российской газете» Сергей Глазьев.
По его мнению, это позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на путь инновационного развития.
Свое мнение на тему ЕЭП высказал и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
«Что касается ЕЭП, у нас абсолютно идентичные взгляды и большие перспективы. Недалек тот час, когда высказанная идея (создания Евразийского союза – уточнение редакции) обретет не только контуры, но и наполнится конкретным содержанием», - сказал А. Лукашенко.
Он подчеркнул, что Белоруссия и Казахстан дополняют друг друга в экономическом плане.
«У нас нет неразрешимых политических проблем, и мы так же действуем в экономическом русле», - сообщил Лукашенко.
По его словам, Белоруссия и Казахстан приблизились к товарообороту в 1 миллиард долларов.
«Третье место в торговле Белоруссии после России и Украины», - отметил белорусский президент. По его мнению, если бы Казахстан находился географически ближе, товарооборот двух стран был бы значительно выше.
Какие изменения происходят в политике трех стран?
По мнению казахстанских аналитиков, которые проводили анализ по заказу Фонда первого Президента РК, в настоящее время заметны следующие тренды:
- Россия медленно и верно отказывается от федерализма и местного самоуправления;
- На первом месте – сотрудничество с Евросоюзом и США, Китай и исламский мир - на втором, страны СНГ - на третьем месте;
- Элита Россиистремится легализоваться на Западе;
- Приоритеты России смещаются в СНГ на Восток – с Украины и Беларуси вместе с Кавказом, на Среднюю Азию и Казахстан;
- Нынешняя правящая элита России отказывается от ранее существовавших неформальных договоренностей как внутри России, так ив странах СНГ;
-Россия отказывается от предоставления преференций странам СНГ (Беларусь) и начинает поглощение их экономик (Украина);
- Россия сосредотачивается на отдельных странах СНГ, предпочитая сильное влияния там (Беларусь, Украина, Казахстан), нежели слабое влияние по всем странам СНГ;
- Миграционная политика от замкнутой переходит к открытой –миграция поощряется;
- Экономика России все менее становится инновационной и конкурентоспособной – к примеру, даже вооружение частично закупается за рубежом. В связи с этим рынки стран ЕЭП становятся более ценными.
Анар БАЗМУХАМЕТОВА
Финансовый портал bnews.kz Время загрузки страницы 0.564 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |