С 1 февраля этого года заработал наднациональный орган Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Это единый, постоянно действующий, регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, куда вошли Республика Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. Интересы нашей страны в этой организации представляет министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов. В беседе с «ЛИТЕР-Неделей» он рассказал о проделанной и предстоящей работе. |
ЛИТЕР-Неделя: Можно ли сказать, что с открытием границ началось взаимное проникновение продуктов на рынки стран Таможенного союза?
Н.А.: После отмены процедур таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза произошло существенное увеличение скорости движения товаров между Казахстаном, Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Предприниматели трех стран теперь не тратят время на таможенное оформление при взаимных поставках товаров, и это способствует росту деловой активности. Этому факту свидетельствуют цифры.
Так, объем взаимной торговли трех стран в первом полугодии этого года составил около 34 миллиардов долларов США, что на 13,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно с уверенностью сказать, что это результат открытия границ и взаимного проникновения товаров на рынки стран Таможенного союза и Единого экономического пространства. Кроме того, у Казахстана улучшились показатели транзита сырья в третьи страны. Наша страна стала больше экспортировать углеводородов, возрос объем экспорта электроэнергии. Объем международных грузоперевозок всеми видами транспорта составил в 2011 году 239 миллионов тонн, по сравнению с 2010 годом этот показатель вырос на 7 процентов.
Казахстанские предприниматели воспользовались выгодами Таможенного союза и смогли существенно увеличить поставки товаров традиционного казахстанского экспорта. В 2012 году по сравнению с первым полугодием 2011 года в 13 раз вырос экспорт пшеницы, в 25 раз – экспорт муки. Увеличился экспорт макаронных изделий на 70 процентов и некоторых других продовольственных товаров.
Предвещая ваш вопрос, сразу скажу, что данные таможенной статистики не подтверждают мнения о том, что существует опасение серьезной экспансии товаров стран Таможенного союза на казахстанский рынок продовольственных товаров. Докажу на цифрах. Так, к примеру, импорт из стран Таможенного союза замороженного мяса крупного рогатого скота вырос в 8 раз и составил 3,8 тысячи тонн на сумму 17,4 миллиона долларов. Следует отметить, что импорт этой продукции Казахстан осуществляет и из третьих стран. Величина его больше импорта из России и Беларуси, так, из третьих стран ввезено только в первом полугодии этого года 3,9 тысячи тонн. Импорт мяса птицы из стран Таможенного союза вырос в 1,5 раза по весовым показателям и составил 16,9 тысячи тонн. При этом из третьих стран импортировано 48,4 тысячи тонн, здесь основной поставщик США. Импорт сыров и творога вырос на 17 процентов и составил 4,7 тысячи тонн. В то же время из третьих стран ввезено 5,6 тысячи тонн. Здесь в роли основного поставщика выступает Украина.
Таким образом, по ряду продовольственных товаров на казахстанском рынке более активно действуют совсем не страны ТС, а представители третьих стран, что свидетельствует о необходимости системной работы по повышению конкурентоспособности местных продовольственных товаров.
ЛИТЕР-Неделя: С какими сложностями сталкивается отечественный бизнес, выходя на рынки соседей?
Н.А.: В первую очередь это необоснованные административные барьеры, обусловленные различием в законодательстве стран – участниц Таможенного союза. В результате предприниматель из одной страны не может на равных конкурировать с предпринимателем из другой страны либо вообще не может получить доступ на рынок.
Ярким примером является лицензионно-разрешительная система. Например, на территории Единого экономического пространства только в Республике Беларусь лицензируется розничная реализация табачных изделий. Подобные различия имеются и в законодательстве Казахстана и России.
В этой связи бизнес-сообщество, предприниматели могут проводить анализ лицензионно-разрешительной системы и законодательства Беларуси, Казахстана и России, выявлять барьеры во взаимной торговле, направлять в ЕЭК и правительства предложения по устранению необоснованных административных барьеров.
Результатом устранения необоснованных административных барьеров будет являться увеличение числа участников рынка и развитие конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства.
ЛИТЕР-Неделя: Насколько сложно будет гармонизировать законодательство России, Беларуси и Казахстана?
Н.А.: В настоящее время имеются различия в законодательстве трех стран в области конкурентной политики, и задача ЕЭК – способствовать их гармонизации.
Первоначально законодательство Беларуси, Казахстана и России должно быть приведено в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции.
Конечной целью проводимой гармонизации является обеспечение равных условий конкуренции на товарных рынках, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов сторон к товарным рынкам стран – членов ТС, эффективное развитие экономики, стимулирование инновационных процессов и производства качественной, конкурентоспособной продукции.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, какие первоочередные задачи по антимонопольному регулированию стоят перед Евразийской экономической комиссией?
Н.А.: Первоочередными задачами по антимонопольному регулированию, стоящими перед ЕЭК, являются гармонизация законодательства Беларуси, Казахстана и России в области конкурентной политики, принятие нормативных правовых актов, необходимых для пресечения ЕЭК нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках на наднациональном уровне.
Необходимо отметить, что среди всех международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, только Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции устанавливает четкие сроки проведения гармонизации законодательства – до 1 июля 2013 года.
Одной из текущих задач в данный момент является принятие до 1 января следующего года нормативных актов комиссии, необходимых для осуществления контроля за соблюдением единых правил конкуренции. В этот пакет вошли такие документы, как Критерии отнесения рынка к трансграничному, Методика оценки состояния конкуренции, Методика определения монопольно высоких (низких) цен, Методика расчета и порядок наложения штрафов, Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции, Порядок проведения расследования нарушений правил конкуренции, Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции и Порядок взаимодействия, в том числе информационного.
Указанные акты в настоящее время разработаны и проходят процедуры внутригосударственного согласования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Еще одна большая задача Евразийской экономической комиссии по антимонопольному регулированию – это принятие Модельного закона о конкуренции, законодательного акта рекомендательного характера, направленного на сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики стран-участниц. Срок подписания Модельного закона главами государств Беларуси, Казахстана и России до 1 июля 2013 года установлен Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции.
В ходе разработки и принятия Модельного закона о конкуренции будут использованы лучшие нормы законодательства сторон, международный опыт и практики зарубежных стран с наиболее развитой конкуренцией, являющихся признанными лидерами в области регулирования конкурентных отношений, а именно США, Великобритании, Японии, Южной Кореи и других.
Также в настоящее время ЕЭК прорабатывается вопрос о принятии в перспективе Конкурентного (антимонопольного) кодекса Единого экономического пространства, который стал бы кодифицированным актом прямого действия, определяющим понятные правила конкурентного поведения, как для предпринимателей, так и для государственных органов сторон.
ЛИТЕР-Неделя: А существует ли механизм обжалования решений ЕЭК в сфере конкуренции?
Н.А.: В ближайшей перспективе одним из немаловажных вопросов в рамках деятельности ЕЭК будет являться формирование системы разрешения споров в Едином экономическом пространстве. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает процедуру обжалования решений ЕЭК в сфере конкуренции. Они будут оспариваться в суде ЕврАзЭС в порядке, предусмотренном статутом суда ЕврАзЭС и Соглашением об обращении в суд ЕврАзЭС по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним. При этом в случае направления такого заявления одновременно в судебный орган страны-участницы и суд ЕврАзЭС суд страны-участницы оставляет поступившее заявление без рассмотрения.
Статутом суда ЕврАзЭС предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, а именно: обязательным условием принятия судом ЕврАзЭС к рассмотрению заявления хозяйствующего субъекта является предварительное обращение в комиссию.
Примечательно, что статутом суда ЕврАзЭС такое требование установлено не только для хозяйствующих субъектов, но и для государств – членов Таможенного союза по определенным категориям дел.
Хозяйствующий субъект вправе обратиться с заявлением в суд в случае, если в течение двух месяцев ЕЭК не приняла мер по поступившему обращению.
Любовь АРТЫМОВИЧ, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.377 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |