Заявка депутатов мажилиса на обновление автопарка парламента транспортом отечественной сборки была одобрена Министерством финансов 9 октября. Между тем сам процесс выбора между иномарками и авто казахстанской сборки вызвал дискуссию в СМИ. В итоге народные избранники отдали предпочтение автомобилям казахстанской сборки «Kia» и «Skoda». Таким образом, мажилисмены выполнили указание Главы государства Нурсултана Назарбаева, где он запретил закупать автомашины иностранного производства. «У нас производятся свои автомашины, а им «Мерседесы» подавай! Пусть из своего кармана покупают! Немедленно запретить. Какие государственные средства тратятся!» – заявил казахстанский лидер на одном из совещаний правительства. На сегодня отечественные машины подтягиваются до своих зарубежных «коллег». Подтверждением этому является тот факт, что производство автомобилей в Казахстане увеличилось за четыре года почти в 18 раз. |
На днях закончился процесс определения и последующего приобретения автомобилей для народных избранников. Напомним, что громом среди ясного неба стало известие, что мажилисмены собрались выделить из республиканского бюджета более 262 млн тенге на приобретение 30 автомашин для пополнения автопарка депутатов Парламента. При этом в предложенном на утверждение списке только половина автомобилей была отечественного производства. Между тем многие, в том числе и депутаты с госслужащими, помнят июльское выступление президента страны Нурсултана Назарбаева, где он запретил чиновникам и руководителям нацкомпаний закупать автомашины иностранного производства. «У нас производятся свои автомашины, а им «Мерседесы» подавай! Пусть из своего кармана покупают! Немедленно запретить. Какие государственные средства тратятся!» – заявил казахстанский лидер на одном из совещаний правительства. Глава государства неоднократно поднимал вопрос о поддержке казахстанских автопроизводителей. Так, на январском заседании правительства Нурсултан Назарбаев дал указание приобретать для нужд госорганизаций и национальных компаний автомобили отечественной сборки. Президент привел в пример несколько предприятий, выпускающих высококачественные автомобили, которые почему-то не приобретаются за средства бюджета. Также Глава государства указал на Восточно-Казахстанскую область, где выпускаются легковые автомобили, но местные чиновники покупают «Toйoты», хотя могли бы ездить и на отечественных автомобилях. Тогда выступление возымело действие.
Однако по истечении нескольких месяцев народные избранники решили «забыть» неоднократные слова президента страны о том, что в мире продолжается экономический кризис и приобретать иномарки является непозволительной роскошью. И на что надеялись депутаты Парламента, остается лишь догадываться. Вместе с тем даже на этом примере видно, что народные избранники далеки от реальной жизни и нацелены на решение «своих корпоративных» интересов. А ведь Глава государства на индустриальном форуме прямо указал, кому надо поумерить свою любовь к иномаркам. «Наши только что обогатевшие бывшие нищие думают: если в Парламенте – надо на танке ездить, престижно, видите ли, на танке, все смотрят на них», – возмутился Нурсултан Назарбаев.
Конечно, сейчас многие из сочувствующих депутатам могут возразить: ведь 9 октября Министерство финансов Казахстана одобрило заявку депутатов мажилиса на обновление автопарка Парламента исключительно транспортом отечественной сборки. Однако это не меняет ситуацию, ведь очевидно, что если бы не волна возмущения в СМИ, народным избранникам удалось бы на народные деньги приобрести иномарки в парламентский автопарк.
Ну а теперь, как пояснил министр финансов Жамишев: «Мы рассматриваем предложения депутатов, мы не ходим и не спрашиваем, а почему вы это предложили. Мы не урезали, мы принимаем или не принимаем. Это была заявка на 210 млн тенге, мы согласились». Как стало известно, указанная сумма будет выделена для приобретения автомобилей марки «Kia» и «Skoda» в количестве 30 штук.
Таким образом удалось умерить необъятную любовь народных избранников к роскошным иномаркам. Однако депутаты сетовали на то, что их автопарк устарел, и даже говорили о том, что им приходится ездить на машинах 2002 года производства. При этом стоит отметить, что большая часть автопарка Казахстана тоже состоит из подержанных машин, средний возраст которых, по словам президента АО «АзияАвто» Ержана Мандиева, составляет 19 лет. И народным избранникам не к лицу выделяться из основной части электората. В итоге мажилисмены пересмотрели свои автомобильные пристрастия, предоставив новую сравнительную таблицу, заметив, что в этом заслуга не прессы, а исключительно сознательности самих депутатов.
Между тем непонятна позиция народных избранников, которых приходится чуть ли не силой сажать на автомобили отечественной сборки. Во-первых, сегодня в глобальной экономике наблюдается кризис и многие страны пошли по пути сокращения госрасходов. Во-вторых, в Казахстане имеется своя автомобильная промышленность, которая способна выпускать широкий ассортимент продукции. Рациональное расходование бюджетных средств позволит одним выстрелом убить двух зайцев: обновить автопарк Парламента и поддержать местного производителя.
Стоит отметить, что в производстве автомобилей в Казахстане не все так плохо, как представляют себе народные избранники. Так, например, 15 августа текущего года в ходе рабочей поездки по Костанайской области президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил крупнейший в стране центр отечественного производства автомобилей SsangYong, Chance, IVECO, УАЗ и сельхозтехники на базе АО «АгромашХолдинг». Глава государства поддержал проходящие производственные процессы и отметил: «Это предприятие является одним из первых в стране автосборочным предприятием. Сегодня у нас создается отрасль, которой ранее не было. Теперь необходимо улучшать качество, снижать себестоимость и цену производимой продукции». Также в ходе этого визита с АО «БРК-Лизинг» был подписан договор на проект «Организация производства автомобилей методом CKD сборки, включая сварку и окраску кузовов». Объем производства автомобилей после запуска данного проекта составит 25 тыс. автомобилей в год. Стоимость проекта составляет 140 млн долларов. Напомним, что за 7 месяцев 2012 года было реализовано около 2 000 автомобилей SsangYong, Chance, собранных на заводе «АгромашХолдинг».
Кроме этого, 9 октября между российским ОАО «АвтоВАЗ», казахстанским автосборочным заводом АО «Азия Авто» и социально-предпринимательской корпорацией (СПК) «Ертiс» было подписано соглашение о сотрудничестве по созданию совместного предприятия по производству автомобилей АО «Азия Авто Казахстан». В новой компании «Азии Авто» будет принадлежать 50 процентов плюс 1 акция, доля СПК «Ертiс» составит 25 процентов минус 2 акции, а «АвтоВАЗ» – 25 процентов плюс 1 акция.
В соответствии с подписанным меморандумом «АвтоВАЗ» и «Азия Авто» в 2014 году в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области создадут производство по сварке, окраске, сборке автомобилей и выпуску автокомпонентов в объеме до 60 тыс. единиц в год с последующим увеличением мощности до 120 тыс. автомобилей ежегодно.
При этом модельный ряд будет представлен «Lada Granta» и обновленной «Lada Kalina». Стороны также рассматривают возможность выпуска других моделей компаний «АвтоВАЗ», Renault, Nissan.
Предваряя недоумение народных избранников, еще вчера мечтавших о новых зарубежных служебных автомобилях, отметим, что и отечественные авто сегодня подтягиваются до своих зарубежных «коллег». Подтверждением этому является тот факт, что по сообщению пресс-службы Ассоциации казахстанского автобизнеса, производство отечественных автомобилей в Казахстане увеличилось за четыре года почти в 18 раз. И сегодня, по данным пресс-службы, в Казахстане в год производится порядка 11 тысяч отечественных автомобилей. В связи с этим остается надеяться, что у представителей власти при выборе своих служебных авто память будет лучше, чем у народных избранников.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.340 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |