«Нефтяные компании в раздражении обвиняют правительства в чрезмерной алчности и в том, что те никогда не принимают в расчет их риски. Я уверен, что упреки больше основаны на эмоциях, как правило, направлены не по адресу и несправедливы...» – с этой красноречивой цитаты международного эксперта-консультанта, почетного научного сотрудника Университета Данди (Шотландия) Дэниэла Джонсона стартовала дискуссия участников научно-практической конференции «Политико-правовые аспекты недропользования в Казахстане: гарантии экономической стабильности». Представительный форум в Астане организовал Налоговый комитет Министерства финансов РК совместно с Институтом правовых исследований. Ведущие специалисты в нефтегазовой сфере, известные ученые, представители государственных органов и крупнейших юридических компаний сели за стол переговоров, дабы «вскрыть» самые болезненные раны на «теле» недропользования: ужесточение налоговой нагрузки (компенсация потерь бюджета за счет добывающего сектора), пересмотр ранее «устойчивых» контрактов и отмена соглашений о разделе продукции (СРП) как их вида… |
Глава Налогового комитета Даулет Ергожин сразу пояснил: при изменении казахстанского законодательства не ставилась цель ухудшить положение недропользователей, а лишь восстановить первоначальный экономический баланс интересов.
– Если формально и было отменено положение о стабильности налоговых режимов большинства контрактов, то фактически финансовое положение недропользователей с момента их заключения остается стабильным, – отметил Д. Ергожин. – …К тому же в отношениях с ними даже самые развитые страны применяют довольно-таки жесткие механизмы. Например, в Великобритании, Канаде, Норвегии или США СРП вообще не практикуются…
А вот Казахстан, на заре независимости заключивший несметное количество подобных соглашений, основанных на нормах, которые носили обобщенный, а порой и противоречивый характер, сейчас «пожинает плоды» в форме правовых коллизий, нарушения принципа справедливости налогообложения и серьезных трудностей с администрированием. Немудрено запутаться: в процессе регламентации взаимодействия сторон «участвуют» действующий Налоговый кодекс, его «предыдущая» версия от 2001 года, утративший силу закон о налогах от 1995-го и сами положения контрактов.
В итоге налоговый суверенитет республики нередко ставится под сомнение, а особый статус недр как невозобновляемого ресурса не учитывается.
К тому же, с сожалением констатировал Д. Ергожин, далеко не все недропользователи – добросовестные. Так, у Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью частенько возникают вопросы в связи с «деятельностью» по СРП. Некоторые из инвесторов, воспользовавшись «прописанной» гарантией возмещения затрат на разведку углеводородных месторождений за счет коммерческой добычи нефти и газа, завышают суммы фактических обязательств.
– К примеру, нефтедобывающей компанией «Аджип ККО» дважды учтены одни и те же расходы на строительно-монтажные работы по объекту «Установка комплексной подготовки нефти и газа» наземного завода «Болашак» на сумму 110 миллионов долларов, которые в последующем планировались к возмещению за счет добываемых объемов нефти и газа. По этому факту расследуется уголовное дело по статье 177 части 3 УК РК (мошенничество), – сообщил начальник информационно-аналитического департамента финпола Адил Абылкасымов.
Оперативно-следственная практика органов финансовой полиции и анализ работы недропользователей свидетельствуют о том, что ряд инвесторов неправильно понимает льготы и гарантии, предоставляемые государством, «уважает» различные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе с использованием трансфертного ценообразования), «активно» нарушает нормы экологического законодательства. (И это после «показательной» катастрофы в Мексиканском заливе!)
Весьма примечательная статистика: по итогам проверки Межведомственной рабочей группы было расторгнуто 348 контрактов с компаниями, не выполняющими свои инвестиционные обязательства или «уменьшающими» их объемы.
Не менее «примечательна» структура инвестиций в недропользование: в 2009 году в него вложено 21,3 млрд. долларов, 19,1 (89,6%) пошли на добычу, а всего лишь два (9,3%) – на геологоразведку, социальную сферу и образование казахстанских специалистов! При таком «акценте» на извлечение природных ресурсов о каком развитии отечественного малого и среднего бизнеса, его привлечения к проектам может идти речь?
– Необходимость реализации задач, поставленных в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, решения вопросов увеличения «казахстанского содержания», внедрения инновационных технологий, поддержания экономической безопасности страны требует адекватного современным реалиям механизма правового регулирования недропользования, в основу которого должны быть положены прежде всего интересы Казахстана, – уверен председатель НК РК Даулет Ергожин.
Тем не менее государство должно помнить и о балансе интересов. На этом не раз заостряли внимание участники конференции.
– Это необходимо, если ваша страна хочет и пытается создать здоровый предпринимательский климат, – подчеркнул международный эксперт-консультант, почетный научный сотрудник Университета Данди Дэниэл Джонсон. – Если государство хочет, чтобы его народ светился от счастья, нужно сделать все, чтобы и инвесторы тоже улыбались…
Светлана АНТОНЧЕВА
Экология, контроль и безопасность
Нефтегазовые компании за несоблюдение природоохранного законодательства теперь могут понести не только административную, но и уголовную ответственность. Так, за загрязнение окружающей среды на сумму более 130 млн. тенге недропользователям будет грозить от двух до восьми лет лишения свободы. Об инициированных Министерством охраны окружающей среды РК изменениях в уголовное законодательство сообщил вчера глава ведомства Нургали Ашимов в ходе заседания специализированной коллегии с участием представителей Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, депутатов Парламента и НПО западных областей Казахстана.
В соответствии с требованиями Экологического кодекса планы природоохранных мероприятий стали неотъемлемой частью для получения экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду и играют важную роль в процессе улучшения экологической ситуации в стране. Министерством, его Комитетом экологического регулирования и контроля реализация этих мероприятий и их экологическая результативность регулярно отслеживаются.
– По поручению Президента Нурсултана Назарбаева усилен контроль над экологической безопасностью страны. Мы внесли в Правительство законопроект по усилению экологической ответственности. Будут вноситься изменения в Уголовный кодекс. Если ущерб казахстанской природе будет нанесен более чем на 130 миллионов тенге, наступает уголовная ответственность. Примите это во внимание, уважаемые представители и менеджеры нефтегазовых и других секторов, независимо от страновой принадлежности менеджмента, – сказал Н. Ашимов.
Законопроект планируется внести на обсуждение в Парламент уже в нынешнем году. Его актуальность, по мнению министра, связана с тем, что в стране природоохранные программы не выполняются должным образом.
– Министерство получило указание усилить юридическую работу. Юристы будут доказывать, что неисполнение природоохранных программ наносит ущерб государству, и виновные будут осуждены. Для большой компании заплатить 130 миллионов тенге штрафа – это копейки, – резюмировал Н. Ашимов.
При этом министр подчеркнул, что будет прекращена практика переноса на следующий год освоения средств, предусмотренных на природоохранные мероприятия, так как ответственность за это будут нести и сотрудники департамента МООС. «Теперь уже штрафы особо никого интересовать не будут», – резюмировал глава ведомства.
На заседании были отмечены предприятия, которыми за счет выполнения природоохранных мероприятий достигнуто уменьшение эмиссий в окружающую среду. В их числе АО «Мангистаумунайгаз», ТОО «Каракудукмунай», АО «Павлодарский нефтехимический завод».
В то же время при полном освоении денежных средств зафиксировано увеличение выбросов в «Карачаганак Оперейтинг», АО «СНПС-Актобемунайгаз», что указывает на низкую экологическую эффективность осуществляемых ими природоохранных мероприятий.
Асель МУКАНОВА
Астана
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.256 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |