ОО «Казпотребнадзор» рекомендует внести в минимальную потребительскую корзину расходы на коммунальные услуги. Об этом говорится в исследовании по стоимости основных коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана агентства в рамках Меморандума о сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор». Общеизвестно, что оплата коммунальных тарифов не входит в минимальную потребительскую корзину казахстанцев. По мнению сотрудников ОО «Казпотребнадзор», это является нонсенсом. Например, средняя стоимость платы за коммунальные услуги в зимний период составляет: |
- около 47% от уровня минимальной зарплаты (17 439 тенге) и минимальной пенсии (17 491 тенге);
- 34% от пособия для инвалидов первой группы (23 717 тенге).
Как видно из вышеприведенных цифр, для многих социально-незащищенных граждан оплата коммунальных услуг часто является непосильным грузом. Однако коммунальщики регулярно отмечают следующий парадокс: в числе должников за коммунальные услуги большинство составляют не «малоимущие бабушки», а весьма состоятельные граждане. Это свидетельствует о несовершенстве существующих механизмов взимания долгов.
Долги недобросовестных потребителей не являются проблемой, касающейся только самих должников и компаний-поставщиков. У массового потребителя отсутствует понимание того, что именно мы платим за долги недобросовестных граждан. Конечно, нам не приходит в квитанции отдельной графой «долг соседа». Плата за него происходит за счет повышений тарифов.
Еще одна проблема, которая непосредственно влияет на рост тарифов – потери при «доставке» того или иного блага до потребителя. Например, средние потери электроэнергии при распределении по Казахстану, по данным Википедии, составляют 21,5%, тогда как в реальности достигают 30%.
Их можно разделить на две группы:
- потери вследствие низкого качества существующей инфраструктуры;
- незаконные заборы со стороны потребителей.
В обоих случаях плата за потерянные литры либо украденные киловатты закладывается в тариф. Как следствие, у поставщиков соответствующих услуг отсутствует заинтересованность в минимизации потерь при транспортировке и распространении услуг. В свою очередь, в модернизации ЖКХ заинтересованы потребители, которые никак не контролируют ее процесс. В наведении порядка в сфере, как ни странно, заинтересована и верховная власть.
Повышение уровня благосостояния населения за счет снижения случаев обмана казахстанцев может стать действенным инструментом против распространения протестных настроений.
Проблемная ситуация в исследуемой сфере во многом связана с недобросовестностью отдельных чиновников среднего уровня, которые рассматривают свою текущую должность, как своеобразную «кормушку». Они не безвозмездно лоббируют интересы отдельных компаний-монополистов, используя свои служебные полномочия. В результате эти чиновники и монополисты постоянно обогащаются за счет средств налогоплательщиков, а повышение пенсий, пособий и зарплат бюджетникам «съедает» рост цен за «коммуналку». Это вынуждает власти вновь и вновь изыскивать средства для повышения пенсий и пособий, экономя деньги на социальных программах.
В связи со сложившейся ситуацией «Казпотребнадзор» официально заявляет о своей готовности участвовать в осуществлении компетентного и качественного гражданского контроля за модернизацией на всех коммунальных предприятиях страны. Для улучшения ситуации в данной сфере компании-монополисты следует обязать при каждом новом повышении тарифов публично оглашать конкретные планы модернизации и отчитываться в выполнении ранее озвученных задач. Правдивость заявлений о модернизации в предыдущий период должна обязательно проверяться с участием представителей неправительственного сектора.
ОО «Казпотребнадзор» рекомендует создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей.
Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации. Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа.
Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения «откатов». Внести в минимальную потребительскую корзину расходы на коммунальные услуги.
Предусмотреть механизмы компенсаций за счет государства для граждан, чей доход на члена семьи меньше уровня прожиточного минимума. Рассмотреть объективность существующих тарифов в городах, где их уровень превышает средний показатель более чем на 40% (по результатам настоящего исследования).
Систематизировать и оптимизировать работу по взиманию долгов со злостных неплательщиков из числа граждан, не относящихся к категории социально уязвимых. Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф.
Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность.
Также ведомство предлагает законодательно ужесточить ответственность за воровство электроэнергии, воды и газа. Параллельно активизировать работу по искоренению методов незаконного занижения потребления. Например, для снижения случаев воровства воды нужно запретить продажу (а постепенно и использование) счетчиков, показания которых можно занижать с помощью использования магнитов.
«Разработать и внедрить принцип «соответствия роста цен темпам обновления мощностей». Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы по модернизации которых соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергнуться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния», - говорится в исследовании.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.217 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |