В Астане завершился VII евразийский форум KazEnergy, который позволил определить приоритеты развития нефтегазовой отрасли, а также скорректировать энергетический статус страны. Прежде всего эпоха «легкодобываемой нефти» в мире заканчивается, а новые запасы черного золота залегают на очень большой глубине. Более 85 процентов разведанных месторождений, расположенных на поверхности, активно осваиваются, часть из них уже на стадии истощения. Вместе с тем энергобаланс в Казахстане таков, что для нас традиционные источники энергии обходятся дешевле, чем альтернативные, а потому останутся в приоритете. В этой связи для Казахстана, недра которого богаты нефтью и газом, актуален вопрос трансферта технологий. Стране нужны ноу-хау. Причем то, что было создано три года назад, сегодня уже устаревает. Именно поэтому наша республика намерена привлекать крупные мировые компании, обладающие последними разработками в данной сфере. |
Потребности в энергоресурсах год от года в мире будут только расти. Таковы прогнозы экспертов, выступавших в рамках VII евразийского форума KazEnergy в Астане. Тем временем эпоха «легкодобываемой нефти» заканчивается. Более 85 процентов разведанных месторождений, расположенных на поверхности земли, уже осваиваются, часть из них на стадии истощения. А новые запасы черного золота залегают на очень большой глубине.
Вот почему для Казахстана, недра которого, несмотря на активное освоение, все еще богаты, актуален вопрос трансферта технологий. Об этом на пресс-конференции в Астане сообщил председатель ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев.
Завершающим аккордом главного события текущей недели в Астане – VII Евразийского форума KazEnergy стала итоговая пресс-конференция, в которой приняли участие ведущие фигуры отечественной «нефтянки» и представители правительства.
На вопросы казахстанских и зарубежных журналистов отвечали председатель ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев, вице-министр нефти и газа Берик Толумбаев, вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, первый заместитель председателя правления по корпоративному развитию АО НК «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев, генеральный директор ассоциации KazEnergy Джамбулат Сарсенов.
– С трибуны форума многие спикеры отмечали, что эпоха так называемой легкодобываемой нефти закончилась. В таком случае каково будущее нефтегазовой отрасли, в частности, в Казахстане?
Председатель ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев: Действительно, эпоха «дешевой нефти» заканчивается. В этом были едины многие эксперты. Более 85 процентов разведанных месторождений, расположенных на поверхности земли, активно осваиваются, часть из них уже на стадии истощения.
А новые месторождения залегают на большой глубине, что требует, соответственно, огромных затрат. Тому подтверждение наш Кашаган, который относится в разряду новых. Только в его опытно-промышленную фазу инвестиции будут осуществлены в размере 45 миллиардов долларов США. Это огромные деньги.
Тем временем, по прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия, потребность в нефти и газе будет только расти в серьезных объемах. В основном за счет развивающихся стран: Китая и Индии. Поэтому в любом случае нефтегазовая отрасль еще долго будет востребована, в том числе в нашей республике.
Пока тот ценовой диапазон на нефть – от 100 до 120 долларов за баррель – позволяет нефтедобывающим компаниям вернуть вложенные в производство нефти инвестиции. Что будет дальше – посмотрим.
Что касается Казахстана, то недра нашей страны богаты углеводородами и многое еще не изведано. Энергобаланс в нашей стране таков, что благодаря этому для нас традиционные источники энергии обходятся дешевле, чем альтернативные, а потому останутся в приоритете.
В то же время, чтобы не отстать от новых веяний в мире – развития альтернативных источников, – мы также должны заниматься этим направлением. В связи с чем сегодня для нас актуален вопрос трансферта технологий. Именно этой тематике будет посвящено следующее заседание Всемирного нефтяного совета, которое также пройдет в Астане.
– Ассоциация KazEnergy объявила о том, что намерена представить Национальный энергетический отчет. О чем будет этот документ и когда с ним можно будет ознакомиться?
Т.К.: Наша ассоциация намерена представить правительству Национальный энергетический отчет в начале будущего года. В нем будут отражены данные, касающиеся энергобаланса нашей страны. Это очень важный на сегодня документ для будущего развития нефтегазовой отрасли и энергетики в целом.
Казахстанскому обществу важно знать, например, каким должен быть оптимальный уровень нефтедобычи в республике с учетом экологической нагрузки? Или сколько угля нам нужно, чтобы покрыть внутренние потребности и при этом не навредить окружающей среде?
Важно также понять, что сегодня выгоднее в наших условиях: газ или альтернативные источники энергии. Ответы на эти вопросы должны дать эксперты, исследователи, статисты в будущем Национальном энергетическом отчете.
Например, в Германии из-за дороговизны голубого топлива активно используют альтернативные источники энергии. В Казахстане же совсем иная ситуация: у нас газ дешевле в четыре раза, чем в Европе.
И то что приемлемо для Германии, для нас очень дорого. То есть энергобалансы в каждой стране отличаются. Тут нужны расчеты, мнения и выводы экспертов. Наше дело поднять этот вопрос, решение – за правительством.
В своем отчете мы опираемся на мировые данные, которые на сегодня уже имеются. Транснациональные компании, которые входят в нашу ассоциацию, давно ведут анализ рынка, они смотрят в будущее, чтобы знать, каким будет дальнейшее развитие нефтегазовой отрасли.
Что касается Казахстана, то видение отрасли можно будет обсудить, ознакомившись с данным отчетом. Документ будет выпускаться каждый год.
– В ряде зарубежных СМИ прошли публикации о том, что акционеры проекта освоения Кашагана обратились к правительству республики с предложением о продлении с ними контракта на 20 лет, то есть с 2040 до 2060 года. Это так?
Вице-министр нефти и газа Берик Толумбаев: На сегодня вопрос о продлении контракта по освоению Кашагана на 20 лет не стоит. Сейчас на повестке дня – дальнейшая стратегия развития первого этапа освоения Кашагана.
И уже после того, какое будет принято решение, на что будет сделан упор в будущей деятельности, можно будет приступить к обсуждению других вопросов. Пока наше Министерство нефти и газа еще не приняло окончательного решения по стратегии развития.
Могу лишь повторить, что в мае текущего года был закончен первый этап опытно-промышленной разработки Кашагана. Со следующего года ожидается начало добычи нефти в объеме порядка 13 миллионов тонн в год и добычи газа в объеме 9 миллиардов кубометров.
– В рамках форума прошла информация о том, что американская ConocoPhillps изъявила желание продать свою долю в проекте освоения Кашагана… На сколько эту долю можно оценить?
Б.Т.: Министерство нефти и газа Казахстана не получило письменной заявки на этот счет. Пока все на уровне разговоров журналистов.
– В своем докладе в рамках форума KazEnergy глава Ляззат Киинов заявил о том, что национальная компания намерена активизировать и усилить геолого-разведочные работы. Кроме этого, известно, что при Министерстве нефти и газа созданы комитет по геологии и компания «Казгеология». В связи с этим хотелось узнать подробнее о будущем отечественной геологоразведки.
Вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев: Да, новая компания «Казгеология» была создана в прошлом году. Сейчас мы обсуждаем вопрос ее долгосрочной стратегии, места и значимости.
У нас возникли сомнения: стоит ли создавать из нее еще одну, хоть и крупную буровую компанию. В настоящее время на отечественном рынке работает 80 частных сервисных компаний. У нефтедобывающих компаний, которые ведут самостоятельно буровые и геолого-разведочные работы, также создана собственная индустрия.
В таком случае возникает вопрос: есть ли резон создавать еще одну государственную компанию, которая может стать монополистом – и цены за услуги не проконтролируешь, и качества не потребуешь.
Мы решили сделать упор на то, что «Казгеология» должна стать высокоинтеллектуальной сервисной компанией, которая может вести геолого-разведочные работы на ранних стадиях.
Кроме этого, она может выступать партнером в межгосударственных отношениях. У нас налажены контакты с канадскими, австралийскими компаниями, которые заинтересованы в изучении казахстанских недр и хотят вкладывать сюда свои инвестиции.
Что касается развития геологоразведки, то разработана и внесена в правительство национальная концепция по геологии, утверждена госпрограмма по развитию отрасли на 2015–2020 годы.
Как уже было сказано выше, ситуация в мире такова, что все, что ранее было найдено, уже осваивается, а новые месторождения залегают на больших глубинах. Нужны новые технологии. Причем то, что было создано три года назад, сегодня уже устаревает.
Именно поэтому мы намерены привлекать крупные мировые компании, обладающие последними разработками в данной сфере. Казахстан – безумно богатая страна, и мы считаем, что стоим на пороге второго этапа развития казахстанской геологии.
– Китайские компании активно представлены в нефтегазовом секторе Казахстана. Следует ли ожидать увеличения объемов поставок казахстанской нефти в этом направлении?
Т.К.: Трубопровод Казахстан – Китай – один из проектов, связанных с политикой диверсификации маршрутов транспортировки нашей нефти. Он будет расширен до 20 миллионов тонн с увеличением объемов от поставщиков. Но пока таких объемов нет.
Опасений в плане того, что основные потоки казахстанской нефти могут пойти в этом направлении, быть не должно. Казахстан не может быть основным поставщиком нефти в Китай.
Основное потребление нефти – на юге этой страны. Это район Шанхая… но туда нефть приходит морем из других стран. Мы же поставляем нефть на север Китая – в СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный регион), объем потребления которой значительно меньше, чем на юге.
– Года три назад шел разговор о том, что «КазМунайГаз» намерен выкупить трубопровод на южном Кавказе Баку – Супса. Эти планы в силе?
Первый заместитель председателя правления компании по корпоративному управлению Данияр Берлибаев: «КазМунайГаз» сохраняет интерес к трубопроводу Баку – Супса. Мы всегда рассматривали его в качестве альтернативного маршрута по Южному коридору, который пролегает через Кавказ.
Казахстану, который планирует добывать в будущем до 125 миллионов тонн нефти в год, всегда был интересен выход на рынок Черного моря. С началом промышленной разработки месторождения Кашаган Казахстан будет поставлять в акваторию Черного моря до 64 миллионов тонн нефти в год.
Для таких объемов потребуются мощности имеющихся в этом регионе трубопроводов – это и Баку – Супса, и Баку – Тбилиси – Джейхан, и железная дорога… Все будет зависеть от объемов добываемой нефти и от привлекательности условий транспортировки.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.224 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |