Следует отметить, что с середины 1980-х годов потребность в современной стратегии борьбы с отмыванием денег получила широкое международное признание. Отправной точкой в развитии этой тенденции можно считать переговоры в рамках Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. На сегодня изъятие у преступных элементов доходов от преступной деятельности все чаще рассматривается как важный инструмент борьбы с незаконной торговлей наркотиками, а в последнее время – со всеми серьезными преступлениями, в т. ч. против финансирования терроризма. |
Что касается непосредственно Казахстана, то Уголовный кодекс республики с 1998 года признает в качестве преступления деяния, связанные с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.
Ежегодно в стране выявляется в среднем около 80 преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов, но осуждается гораздо меньше. К примеру, в 2003 году осуждены 4 лица, в 2004-м – 1 лицо, в 2005 году – 8 и т. д. Такое положение свидетельствует о недостаточности работы следственного аппарата, который не может обеспечить качественное расследование таких преступлений.
Согласно исследованиям 1999 года группы экономистов из университета Кеплера в городе Линце (Австрия), в промышленно развитых странах «в тень» уходит в среднем 15% от валового национального продукта, а в развивающихся, к каковым относится и Казахстан, – около 33%.
Весь теневой, нелегальный оборот рано или поздно подлежит легализации, то есть средствам, полученным незаконным путем, придается вид легальных.
К примеру, в целях уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, легализации денег, полученных незаконным путем, широкое распространение в Казахстане получила практика валютных переводов значительных сумм в зарубежные государства, что наносит ущерб финансовым интересам Казахстана и угрожает экономической безопасности страны.
Через один из коммерческих банков за один операционный день в КНР физическими лицами осуществлялось около 300 переводов, в результате через этот банк за последние 3,5 года за границу было переведено свыше 1 млрд. долларов США.
По таким фактам возбуждаются уголовные дела, но эффективность такой работы крайне низка, так как о преступлении становится известно лишь по истечении очень длительного периода, когда все виновные успевают скрыться. К тому же в таких случаях «нечистоплотные» банки скрывают свою незаконную деятельность, а также незаконные операции всех клиентов от правоохранительных и других контролирующих органов, ссылаясь на банковскую тайну.
Продолжаются хищения бюджетных средств: только в 2005 году выявлено финансовых нарушений в сумме 32 млрд.163 млн. тенге.
В чем же заключается общественная опасность такого преступления, как легализация незаконных доходов?
Отвечая на этот вопрос, хотелось бы отметить следующее: возможность использования финансовой системы для легализации незаконных доходов способствует увеличению уровня теневой экономики, росту экономической преступности, а также коррупционных преступлений и правонарушений.
Легализованные доходы вкладываются в расширение незаконной деятельности, а также в инвестиционные проекты, то есть преступники таким образом входят в легальную финансово-хозяйственную сферу, что способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных групп и сращиванию правомерной предпринимательской деятельности с незаконным, а порой и преступным бизнесом.
Более того, «отмытые» доходы предоставляют торговцам наркотиками, оружием и другим преступникам необходимые средства для обеспечения и развития незаконной деятельности.
Таким образом, возможность легализации незаконных доходов способствует росту преступности и коррупции, негативно сказывается на развитии международных отношений и инвестиционном климате государства, «удобного» для «отмывания грязного дохода», а также приводит к ослаблению финансовых учреждений.
Но при действующем в республике законодательстве в полной мере противостоять фактам легализации незаконных доходов крайне сложно, если даже невозможно.
Если задуматься над механизмом борьбы с отмыванием денег, то можно обнаружить, что правоохранительные органы имеют ограниченный доступ к финансовой информации, то есть, очевидно, для этого нужно привлекать финансовую систему.
Для решения проблемы доступа правоохранительных органов к информации о сделках с имуществом был придуман так называемый финансовый мониторинг, или финансовая разведка.
Первые несколько подразделений финансового мониторинга созданы в начале 1990-х годов. За последующие годы число государств, принявших законодательные акты по вопросам финансового мониторинга и создавших соответствующие подразделения, возросло настолько, что Эгмонтская группа (неофициальная международная ассоциация ПФР) уже насчитывает более 100 членов.
ПФР созданы в США, Австралии, Канаде, Бельгии, Испании, Италии, Франции, России, Германии, Швеции, Великобритании, Греции, Корее, Японии и многих других странах.
Необходимость внедрения в государствах финансового мониторинга предусмотрена международными конвенциями.
Что касается Казахстана, то у нас пока только принято решение о необходимости внедрения в нашем государстве механизма финансового мониторинга.
В частности, Указом Президента РК от 14 апреля 2005 года «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» Генеральной прокуратуре было поручено разработать специальный законопроект, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и проект указа о создании органа финансового мониторинга.
Такой законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» Генеральной прокуратурой РК подготовлен и направлен на рассмотрение в Мажилис Парламента.
При разработке учтены основные требования и стандарты международных конвенций, регламентирующих борьбу с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма, а также реализовано 49 рекомендаций FATF (Международная финансовая комиссия по проблемам отмывания капитала).
28 августа 2009 года такой Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» (в дальнейшем закон) был принят с созданием Комитета финансового мониторинга при Министерстве финансов РК.
Положения указанного закона направлены на закрепление механизма противодействия легализации отмыванию незаконных доходов, которые уже действуют более чем в странах мира, в том числе у наших соседей – России и Китая.
Для более упрощенного восприятия предусмотренный законом порядок борьбы с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма можно условно разделить на определенные этапы.
Первый этап заключается в предоставлении субъектами финансового мониторинга информации в уполномоченный государственный орган, который, как правило, называют «финансовой разведкой». Перечень организаций и лиц, которые предлагается обязать представлять информацию в орган финансового мониторинга, достаточно обширен и включает в себя всех, кто может обладать информацией, свидетельствующей об отмывании незаконных доходов. Это банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и ломбарды, страховые и перестраховочные организации, страховые брокеры, накопительные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий, нотариусы, игорные заведения и др.
Этот список сформулирован исключительно в соответствии с рекомендациями Международной финансовой комиссии по проблемам отмывания капитала (FATF).
Теперь что касается конкретных схем отмывания капитала.
На сегодня преступник имеет возможность беспрепятственно вложить свои незаконно полученные доходы на депозит в банке и, ничего не опасаясь, получить эти деньги обратно уже со ставкой вознаграждения. Также деньги можно вложить в недвижимость, культурные ценности (картины, антиквариат и др.), драгоценности или ценные бумаги. Для отмывания «грязных» денег также можно использовать услуги, предоставляемые страховыми организациями, а также через оффшорные зоны. Кроме того, действующее законодательство позволяет использовать для легализации незаконных доходов и накопительные пенсионные фонды.
Учитывая данное обстоятельство, в соответствии с законом признаки подозрительности операций должны будут определяться и доводиться до сведения субъектов финансового мониторинга уполномоченным органом по согласованию с заинтересованными государственными органами. Виды операций, по которым необходимо будет предоставлять информацию, исчерпывающе перечислены в законе (статья 4).
Основанием для направления информации по проведенной операции будет являться превышение предметом сделки пороговых значений, которые определяются в зависимости от вида совершаемой операции.
В отношении операций с недвижимостью, а также ценными бумагами, учитывая их рыночную стоимость, установлено более высокое пороговое значение и составляет сумму, равную 45 000 000 тенге или превышающую ее. Повышение порогового значения для данной категории операций необходимо также для того, чтобы «разгрузить» орган финансового мониторинга от потока излишней информации, тем самым способствовать повышению эффективности его деятельности (п. 2 п.п. 18–19 ст. 4 закона).
Что касается получения выигрышей в казино и иных играх, основанных на риске, то предлагаемое пороговое значение, составляющее сумму, равную и превышающую 1 000 000 тенге (п. 2 п.п.1 ст. 4 закона).
В случае, если совершенная операция будет вызывать, к примеру, у сотрудников банка или иных субъектов финансового мониторинга, подозрение в ее законности, информация должна направляться в орган финансового мониторинга независимо от суммы, на которую она совершена (ст. 13 закона).
Второй этап финансового мониторинга. Полученная органом финансового мониторинга информация должна быть обработана и проанализирована на предмет причастности операции к легализации незаконных доходов либо финансового терроризма.
Третий этап – это принятие решения о наличии оснований для направления информации по операции в правоохранительные органы для уже более углубленной проверки и принятия процессуального решения в рамках уголовно-процессуального законодательства либо, образно выражаясь, списания материалов о сделке в архив.
Упрощенно создаваемая система борьбы с отмыванием незаконных доходов выглядит таким вот образом.
Как видите, закон предусматривает принятие мер по борьбе с отмыванием незаконного дохода не только уполномоченным государственным органом, но и так называемыми субъектами финансового мониторинга, то есть предполагается тесное взаимодействие частного сектора и государственного органа.
В частности, закон содержит статьи, предусматривающие обязанность субъектов финмониторинга по ведению внутреннего контроля за совершаемыми операциями (ст. 11 закона), фиксированию и представлению в уполномоченный орган сведений о подозрительных операциях (ст. 13 закона).
Учитывая общественную опасность последствий, которые наступают в результате легализации преступными сообществами незаконно добытых преступных средств и имущества, усилия государственных органов и субъектов финансового мониторинга, представляющих собою частный бизнес, должны быть объединены. При этом субъекты мониторинга, как гласит п. 1 ст. 6, должны принять меры, в соответствии с которыми оказываемые ими услуги не будут использованы другими лицами для целей совершения или оказания содействия в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма.
Из этих соображений в закон включены положения, возлагающие на субъекты финансового мониторинга обязанность по отказу от проведения любых операций, по которым невозможно установить сведения, необходимые для идентификации клиентов и их контрагентов по операциям.
Сегодня, в эпоху глобализации и развития коммуникаций, процедура перевода денег из одной страны в другую настолько упрощена и оперативна, что преступные сообщества зачастую используют этот метод для прохождения своих средств. В результате получается, что для преступников не существует государственных границ и определенной юрисдикции – преступность, еще раз повторяюсь, приобрела трансграничный характер.
В связи с этим необходимо объединение усилий служб финансового мониторинга и правоохранительных органов всех стран, что в свою очередь невозможно без развития международного сотрудничества.
Закон предусматривает возложение на орган финансового мониторинга обязанности по обеспечению соответствующего режима хранения и защиты полученных в процессе своей деятельности сведений, составляющих судебную, налоговую, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Предполагается, что выполнение данной функции будет обеспечиваться специальным подразделением Комитета финансового мониторинга.
В целом в мире выделяют четыре основных типа подразделений финансового мониторинга: административный, правоохранительный, судебно-прокурорский и смешанный. У каждого из этих типов имеются свои недостатки и преимущества.
При создании органов финансового мониторинга прокурорского типа должна быть обеспечена должная степень его независимости от политического вмешательства. Прокуратура же, не входящая в состав Правительства и подотчетная только Президенту Республики Казахстан, наиболее всего подходила под этот критерий. Но суть не в этом: главное, Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» уже действует, и принятие антиотмывочного закона и создание органа финансового мониторинга открывает большие перспективы для повышения эффективности борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере экономики.
К примеру, все знают об актуальности проблемы незаконного оборота наркотических средств. В стране ежегодно из преступного оборота изымается значительное количество наркотиков, причем их количество, как правило, возрастает. Отмечается также и рост числа наркозависимых людей. Тогда как фактов выявления легализации доходов от наркобизнеса нет. Хотя однозначно в республике есть люди, зарабатывающие на незаконной реализации наркотических средств. Уверен, что полученный доход вкладывается им в легальный оборот, тем самым ему придается вид законно полученных средств.
Возможно, подобное положение дел объясняется отсутствием в Казахстане национальной системы борьбы с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма.
В связи с этим орган финансового мониторинга будет хорошим помощником при выявлении преступлений в сфере экономики.
Гарифулла УТИБАЕВ,
доктор юридических наук, профессор
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.341 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |