Казахстан внедряет международный опыт использования платных автобанов. Первый казахстанский шестиполосный автобан «Астана-Щучинс» станет платным уже с 1 мая 2013 года. Другие участки важных автодорог станут платными позже. При этом министерство транспорта и коммуникаций обещает взимать плату, покрывающую лишь текущие расходы на содержание дорог. О том, какие дороги станут платными, и когда это произойдет, рассказал агентству заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций Данияр Нурманов. - Уже определено, когда проезд по автобану «Астана-Щучинск» станет платным? |
- На сегодняшний день прорабатывается вопрос внедрения платности. В декабре текущего года мы планируем установить пункты взимания платы. Они будут действовать в тестовом режиме с конца декабря текущего года. 1 мая 2013 года мы планируем уже взимать плату за проезд по данному участку дороги.
В тестовом режиме шлагбаум сам будет открываться. То есть, машина подъезжает – шлагбаум открывается, машина проезжает – шлагбаум закрывается. Мы будем его прогонять с учетом зимних условий и климатических условий.
- Сколько составит стоимость проезда за 1 км пути для различных категорий автотранспорта? Кто будет устанавливать стоимость проезда, и как часто может меняться стоимость проезда?
- Мы сейчас готовим постановление правительства республики. Мы планируем, что стоимость проезда 1 км для легковых автомобилей составит 1 тенге, для автобусов от 5 до 15 тенге в зависимости от пассажировместимости, и для грузовых от 5 до 20 тенге в зависимости от грузоподъемности.
- Как часто может меняться плата за проезд?
- Она может меняться, но для этого необходимо вносить изменения в постановление правительства.
- То есть, 1 тенге за 1 км для легковых автомобилей останется до конца 2013 года?
- Конечно.
- Сколько составляет стоимость эксплуатации автодороги ежегодно?
- Стоимость эксплуатации автомагистрали «Астана-Щучинск» согласно норматива финансирования составляет 1,2 млрд тенге, а содержание системы взимания платы будет составлять порядка 200 млн тенге.
- Какой поток автотранспорта сейчас проезжает по автодороге? Можно ли говорить о том, что с увеличением движения по данной трассе будет достигнута окупаемость вложений в строительство и эксплуатацию дороги? За какой период, по Вашему мнению, можно будет вернуть вложенные средства?
- Той платой, которую мы предлагаем сегодня установить, мы не преследуем окупить эту дорогу - в целях снижения социальной напряженности населения. Это же пилотный проект. Люди должны немного привыкнуть к этому. Мы хотим взимать плату, чтобы просто эта дорога содержала сама себя, то есть ее эксплуатацию. Но окупить строительство, у нас пока цели нет.
- То есть речь идет о возмещении ежегодных затрат на содержание автодороги и эксплуатации интеллектуальной системы?
- Да.
- А кто будет управлять эксплуатацией данной дороги и взиманием платы за проезд? Оговаривается ли целевое расходование полученной за год платы за проезд по автобану?
- Оператором данного проекта будет департамент комитета автомобильных дорог по Акмолинской области, содержанием будет заниматься РГП «Казахавтодор». Они будут полностью ответственны за содержание и эксплуатацию дороги в зимний и летний период.
- Сколько составила окончательная стоимость строительства дороги? Какова стоимость интеллектуальной системы?
- Стоимость строительства автомагистрали «Астана-Щучинск» составила почти 112 млрд тенге и стоимость системы взимания платы 1,2 млрд тенге.
- Получается, интеллектуальная система закуплена, но еще не установлена…
- Она еще не закуплена. В министерстве прошли конкурсные процедуры, был определен подрядчик – казахстанско-французская компания. Причем французская компания с мировым именем «ДжиА» устанавливает системы взимания платы во многих странах мира. Сейчас идет сборка этого оборудования непосредственно на заводах «ДжиА» во Франции. Мы планируем, что уже 15-20 ноября у нас будет поставка в Казахстан, после чего мы будем производить монтаж готового оборудования на месте.
- Многие астанчане и жители Акмолинской области опасаются, что въезд и съезд с автобана после введения процедуры оплаты и появлением шлагбаумов может замедлиться. Так ли это?
- Да, мы предполагаем, что будет шлагбаум, но, я не думаю, что из-за этого у нас где-то замедлится скоростной режим и где-то будут пробки. Дело в том, что у нас на въезде предусмотрено 7 переходных полос. То есть на въезд 7 полос, на выезд – 3 полосы. При въезде ничего оплачивать не нужно: человек заехал, система считала его госномер, установленный на автомобиле, и он поехал. Между пунктом въезда – Астана и пунктом выезда – Щучинск, основными пунктами взимания платы, будут находиться 4 промежуточные арки, на которых установлены приборы фото и видеофиксации. То есть, если я с Астаны заехал, то до Щучинска меня будут фиксировать определенное количество километров. Съезжая с трассы в Щучинске, мне предъявляют счет для оплаты определенного количества километров.
- Там можно будет оплатить как наличными, так и банковской платежной картой?
- Да, мы работаем над приемом и наличных денег и банковских карточек.
- Каким образом будет происходить оплата за проезд?
- Там будет терминал типа обычного, в котором снимают деньги с карточки, только он будет двухъярусный. Первый ярус для легковых автомобилей, чтобы не выходить из автомашины, второй – для грузовых. Протянул карточку, терминал принял и сразу отдал назад, то есть никаких ПИН-кодов вводить не нужно будет. Он считал, снял деньги, водитель получил чек об оплате и все.
- А владельцы праворульных авто будут передавать через пассажира?
- Здесь есть проблема, согласен.
- Ранее говорилось о возможности поставить интеллектуальную систему по взиманию платы по примеру Малайзии, где якобы можно будет вообще отказаться от шлагбаумов и вставки карточек в терминал, когда система будет снимать деньги через специальные электронные устройства с проезжающих автомобилей…
- Мы такое тоже предполагаем. Сейчас мы работаем над этим. Скорее всего, это будет следующий этап или в процессе тестирования мы разработаем такую карточку, когда наш гражданин покупает такую карточку на определенное количество проездов или денег. Она приклеивается на лобовое стекло автомобиля, автомобиль подъезжает, система автоматически снимает деньги с карты, шлагбаум поднимается и он проезжает.
- Какие меры будут приняты к тем, кто успеет выехать с автобана вслед за оплатившим проезд?
- Если ты не заплатил, то завтра тебе придет счет.
- Выходит, что можно все-таки заплатить потом?
- Мы работаем над этим. Тебе придет уведомление, что такой-то не оплатил проезд по такому-то отрезку автотрассы, необходимо оплатить такую-то сумму. Конечно, если человек не выплатит, будут применяться пеня какая-то.
- Как говорилось раньше, жители небольших населенных пунктов, расположенных на автобане, не будут платить за возможность проехать по нему в райцентр или соседнее село. Так ли это?
- Конечно, они не будут платить, если им нужно будет переехать на другую сторону дороги. Бывает так, что дорога делит поселок на 2 части. В этом случае они не будут оплачивать.
- По поводу трассы «Астана-Караганда». Сообщалось, что в октябре текущего года будет определен проектировщик участка «Астана-Темиртау», а когда дорога будет полностью сдана в эксплуатацию?
- Мы сейчас планируем разработать проектно-сметную документацию. Конкурсные процедуры у нас должны состояться буквально в этом месяце. Будет определена подрядная организация, которая будет заниматься проектированием дороги Астана-Караганда. Дорога будет первой технической категории с четырехполосным движением: 2 полосы в одну сторону, 2 полосы в другую сторону. Где-то в первом полугодии 2013 года мы завершим подготовку проектно-сметной документации. Я думаю, где-то в августе-сентябре 2013 года мы приступим непосредственно к самой реконструкции. Завершим реконструкцию ориентировочно в 2015 году.
- Она тоже будет платной?
- Не могу точно утверждать, но, возможно, да. В этом году мы хотим пилотно внедрить проект Астана-Щучинск. На следующий год мы сдаем частично участки автокоридора Западная Европа-Западный Китай, который проходит по южным и западным областям. Там тоже будут платные участки. Это уже точно.
- А сколько составит стоимость проезда?
- Стоимость будет такая же.
- А что по планируемой платной трассе Алматы-Капшагай?
- «Алматы-Капшагай» мы планируем начать строительство в 2013 году – параллельно с «Астана-Караганда». Это тоже будет платная дорога. Строительство завершится в 2015 году.
- Какие дороги будут еще построены в ближайшие годы?
- В рамках стратегического плана развития транспортной инфраструктуры с 2013 года планируется начать реконструкцию автодорог «Астана-Темиртау», «Алматы –Капшагай». С 2014 года это автодорога «Кызылорда-Павлодар-Успенка», «Щучинск-Зеренда», «Ушарал-Достык», «Кызылорда-Жезказган».
В рамках средств международных финансовых институтов с 2013 года планируется реализовать такие проекты как «Алматы-Хоргос» и «Ташкент-Шымкент», продолжение реконструкции коридора «Западная Европа-Западный Китай». Также ведутся работы по привлечению займа Азиатского банка развития на участки «Шетпе-Актау», «Жетыбай-Жанаозен».
- По трассе от Петропавловска до Алматы движение будет четырехполосное?
- От Астаны до Щучинска у нас шестиполосное движение. От Щучинска до Кокшетау уже сдана четырехполосная дорога. Сейчас мы делаем реконструкцию дороги «Кокшетау-Петропавловск». Это действующий сейчас проект. В будущем есть планы приступить к реконструкции участка автодороги от Караганды до Алматы. Дорогу Астана-Караганда до 2015 года мы сделаем, и дальше будем делать продолжение до Алматы. Она тоже будет четырехполосной. Там будет разделительный барьер между полосами движения.
- Когда планируется завершить реконструкцию дороги от Кокшетау до Петропавловска?
- Там реконструкция закончится в сентябре-октябре 2014 года. Это будет дорога первой категории, но с двухполосным движением. Там нет такой интенсивности, и нет целесообразности делать четырехполосное движение.
- Спасибо за интервью.
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.208 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |