Пятнадцать лет назад была принята стратегия, обозначившая новые ориентиры и горизонты развития страны до 2030 года. Стратегия «Казахстан-2030», озвученная в первом Послании Президента Нурсултана Назарбаева, вызвала широкий общественный резонанс. Немало нашлось тогда и скептиков, не воспринявших ее всерьез. Ведь в 90-х годах страна переживала значительные экономические сложности, не было и готовых методик модернизации государств, вышедших из коммунистического прошлого. |
Подготовка программного документа велась на протяжении нескольких лет. Это была сложная работа, нуждавшаяся в скрупулезном изучении международного опыта государственного, стратегического, секторального планирования и моделирования. Разработка основополагающей программы стала интуитивным решением Главы государства, взявшего на себя всю ответственность за дальнейшее развитие страны. Оно, как показало время, оказалось стратегически верным.
Разработка и принятие Стратегии стали важнейшим событием в новейшей истории Казахстана. В настоящее время завершается 15-летний период реализации стратегической программы. За прошедший период Казахстан кардинально модернизировал экономику, государственное управление, социальную и политическую сферы. Итоги последовательной реализации стратегической программы убедительно показали ее жизнеспособность и эффективность. Она изменила парадигму развития государства «от модели выживания к модели опережающего развития».
Казахстан сумел выставить мощный и адекватный заслон на пути самого драматичного за последние 70 лет глобального финансового кризиса, охватившего многие регионы мира. Экономическая модель страны, успешно преодолев турбулентный период, показала свою устойчивость и состоятельность. В то же время достижение высоких темпов роста экономики является не самоцелью, а средством неуклонного роста социального уровня жизни страны.
Новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа органично прописываются в контексте курса, заложенного Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан-2030». Ключевым ориентиром развития страны, определенного центральной задачей долгосрочной стратегии, остаются процветание, безопасность и улучшение качества жизни казахстанцев.
Поэтому главным вектором развития Казахстана в ближайшем десятилетии обозначена масштабная социально-экономическая модернизация, определенная Главой государства в Послании текущего года. На открытии нынешней сессии Парламента V созыва Нурсултан Назарбаев обнародовал задачи по оптимизации законов, касающихся социально-экономического развития, законодательной поддержки пяти основных приоритетов социальной модернизации общества.
Президент призвал органы государственного управления и общество активно включиться в процесс конструирования новой, более качественной социально-политической реальности, что нашло яркое отражение и получило новое звучание в июльском заявлении Главы государства об «Обществе Всеобщего Труда». В программной статье четко обозначен каждый этап модернизации, названы 20 актуальных задач, даны адресные поручения.
Главный посыл программной статьи «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» – возвращение к реальному производительному труду, выдвижение его в разряд решающих факторов социально-экономического прогресса и национальной конкурентоспособности, поднятие роли труда как главной общественной ценности. Именно такой подход предлагается положить в основу социальной модернизации, к которой Казахстан приступил на текущем этапе. При этом задача социального обновления казахстанского общества Президентом увязывается с общей модернизационной стратегией, направленной на повышение эффективности государственного управления, обеспечение устойчивости экономики, улучшение качества жизни, развитие гражданского общества.
«Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации», – говорится в статье Главы государства.
В связи с этим важно отметить, что реализация политики социальной модернизации осуществляется не на пустом месте, а имеет под собой прочные материальные основания. Сегодня Казахстан – это сильное региональное государство, располагающее ощутимым весом в мировых экономических связях и достигшее заметных результатов в сфере социального обеспечения своих граждан.
Наша республика входит в число глобальных лидеров по добыче урана, экспорту пшеницы и муки, является крупным поставщиком на внешние рынки нефти, угля, ферросплавов, меди и другой востребованной продукции. Об устойчивости отечественной экономики свидетельствует и тот факт, что в период мирового финансового кризиса Казахстан смог сохранить положительную динамику развития, а в посткризисный период вновь вышел на уровень 7–7,5% ежегодного экономического роста.
В текущем году в экономике страны также сохраняются положительные тенденции развития. По прогнозам Правительства, общий объем ВВП вырастет до 210,8 млрд. долларов (в 2011 году – 184 млрд. долларов), а ВВП на душу населения – до 12,5 тыс. долларов (в 2011 году – 11,3 тыс. долларов).
Важнейшим фактором экономической модернизации страны является реализация Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, принятой в 2010 году.
За два с половиной года создана необходимая законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Карта индустриализации, в которую входят более 700 проектов.
За этот период в республике запущено 443 проекта на общую сумму 1,8 трлн. тенге, создано более 46 тыс. рабочих мест. Освоено более 100 ранее не производимых в Казахстане продуктов, в том числе морские металлоконструкции, турбинные эстакады, композитные металлопластиковые трубы, энергосберегающие светодиодные светильники, таблетированные лекарственные препараты, комбикорм с добавлением минералов и прочее.
Будучи ориентированной на инновационный бизнес, ГП ФИИР способствует становлению в стране креативного класса, исповедующего дух свободного предпринимательства и производственных новаций. Именно он должен стать основной социальной базой ведущихся в стране преобразований.
Создаваемая таким образом в Казахстане современная экономика, с одной стороны, обеспечивает устойчивую материальную платформу для процессов социального реформирования, с другой – выступает их основным катализатором.
Важное значение для успеха общественной модернизации имеют достижения Казахстана в социальной сфере, которой Глава государства неизменно уделяет приоритетное внимание. Стране удалось сократить безработицу с 12,8% в 2000 году до 5,2% в июле 2012 года. За тот же период доля казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась более чем в 4 раза, в 6 с лишним раз вырос размер пенсий. При этом пенсии, заработные платы работников бюджетной сферы и выплаты социально уязвимым слоям населения повышались даже в условиях глобального мирового финансового кризиса, когда многие страны пошли на сокращение социальной поддержки населения.
Позитивная динамика укрепления материального благополучия наших граждан наблюдается и сегодня. В течение первого полугодия 2012 года реальные денежные доходы населения выросли почти на 7,5%, уровень среднемесячной номинальной зарплаты увеличился на 13,3%, составив в июне 104 896 тенге. С января 2012 года на 9% был увеличен размер пенсий.
Принимаются активные меры по сокращению уровня безработицы и содействию в трудоустройстве казахстанцев путем реализации программ «Занятость-2020», «Дорожной карты бизнеса», местных программ развития. В ходе их осуществления уже к 2015 году планируется создать 1,5 млн. новых рабочих мест.
Из года в год растет обеспеченность казахстанцев жильем. С момента принятия первой государственной жилищной программы в 2005 году ежегодный ввод жилья составлял около 6–8 млн. кв. м. В развитие этой политики в текущем году начата реализация новой масштабной жилищной программы «Доступное жилье-2020», а также принят ряд мер по развитию рынка арендного жилья.
С увеличением экономических возможностей государства повышенное внимание стало уделяться научно-образовательной сфере и здравоохранению. За 2000–2011 годы расходы на науку и образование по линии МОН РК выросли в 20,8 раза (с 12,5 млрд. до 260 млрд. тенге), инвестиции в здравоохранение – в 11,6 раза (с 54,3 млрд. до 401 млрд. тенге).
С учетом стратегической важности этих направлений социальной политики для развития страны предусмотрено дальнейшее наращивание их поддержки со стороны государства. Расходы на образование и науку в 2012 году составят 365 млрд. тенге, а за 2012–2014 годы – 1 трлн. 132 млрд. тенге.
Общие расходы на систему здравоохранения в 2012–2014 годах, как ожидается, составят 1 трлн. 303 млрд. тенге. Из них в 2012 году – 437 млрд. На реализацию Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» в 2012–2014 годах предусмотрено 233 млрд. тенге.
Безусловно, достигнутые Казахстаном экономические и социальные успехи впечатляют. Однако Главой государства определяются новые горизонты, к которым надо стремиться, чтобы прочно занять достойное место в мировом рейтинге государств и поднять планку социального самочувствия казахстанских граждан.
В связи с этим предлагаемая Лидером нации модернизационная модель предусматривает коренную перестройку всей системы социальных отношений и ценностных ориентиров общества.
Следует отметить, что ведущая роль при проведении социальных реформ отводится государству. И это закономерно. Обладая высшей законодательной и распорядительной силой, а главное – средствами и механизмами реализации процесса социальной модернизации, государство может и обязано осуществить комплекс мер, направленных на мобилизацию всех ресурсов общества для решения поставленных Президентом задач.
В первую очередь речь идет о выработке плановой основы, то есть Общенациональной концепции социального развития РК, к работе над которой, по определению, должны подключиться все заинтересованные стороны.
Государство возьмет на себя функции менеджера по созданию новых рабочих мест, обучению и переквалификации рабочей силы, вовлечению в реальную экономику категории так называемых самозанятых граждан, стимуляции деловой активности в сфере малого и среднего бизнеса. При этом государство, по словам Президента, должно выступать не донором, а партнером, создающим условия для роста благосостояния граждан. Это означает перенос центра тяжести с политики социальной защиты на социальный прогресс, создаваемый трудом самих граждан.
В связи с этим вовлечение населения в трудовой процесс, решение проблемы безработицы становятся ключевыми задачами государственной политики в социально-экономической сфере. Причем данный тренд приобретает особую актуальность в условиях открытости Казахстана внешнему миру, а значит, и подверженности факторам внешнего воздействия.
Будучи тесно интегрированным в мировую экономическую систему, Казахстан не может не учитывать этих тенденций, а также рисков и вызовов, проистекающих из складывающейся обстановки на мировом рынке труда. В этом плане социальная модернизация нацелена на формирование конкурентоспособного, высокопрофессионального человеческого капитала в нашей стране, который бы смог обеспечить устойчивый рост экономики и на этой базе – общественного и собственного благосостояния.
Важнейшими факторами достижения данной цели выступают образование и здравоохранение.
Помочь в управлении процессами занятости призваны такие инструменты, как 5-летний Общенациональный прогноз казахстанского рынка труда и Национальная система профессиональных квалификаций. Используя заложенный в них механизм, государство, а вместе с ним и население, получают возможность гибкого реагирования на конъюнктуру рынка трудовых ресурсов. Наши граждане будут знать, где и какие специальности будут востребованы, смогут рационально выбирать себе профессию, а также планировать шаги профессионального роста.
Вместе с тем в условиях предстоящего вхождения в ВТО и функционирования зоны Единого экономического пространства Казахстану необходимо защитить внутренний рынок труда, обеспечить работой прежде всего своих граждан.
В этих целях по поручению Президента страны разработан и реализуется ряд мер системного характера: Программы «Занятость-2020», «Дорожная карта бизнеса», местные программы действий, направленные на содействие устойчивой занятости путем сохранения действующих и создания новых постоянных рабочих мест.
Тем не менее проблемные вопросы улучшения структуры занятости населения еще не решены полностью.
В частности, достаточно остро стоит вопрос относительно участия в сфере общественного производства самозанятых граждан, составляющих более трети (32%) экономически активного населения. В регионах значение этого показателя находится в пределах от 7% до 52%. Основная часть самостоятельно занятых лиц (почти 60%) осуществляют деятельность в сельском хозяйстве, почти четверть (23%) – в сфере торговли.
Не секрет, что деятельность многих из самозанятых в силу несовершенства экономического и налогового законодательства лежит в сфере теневой экономики. Поэтому государству необходимо принять меры по обеспечению этой части населения легальным доходом, включению этой категории граждан в реальную экономику. Учитывая особую «чувствительность» материального положения самозанятых, следует глубоко продумать шаги по их вовлечению в орбиту законных трудовых отношений, встраиванию в ткань общегосударственной экономической системы, социальной адаптации.
Процесс переобучения и возвращения самозанятых наемных работников в сферу общественного производства должен сопрягаться с активной поддержкой предпринимательской инициативы граждан – тех, кто уже проявил себя успешными индивидуальными предпринимателями или готов попробовать свои силы в этом деле.
Перспективы социальной модернизации в немалой степени зависят от ее поддержки молодым поколением казахстанцев. В нашей стране более половины населения моложе 30 лет, работающие в этом возрасте составляют треть экономически активного населения. Между тем, если в структуре безработицы доля молодежи до 24 лет составляет лишь 10,4%, то в возрасте 25–34 лет – уже 37,5%, что не может не вызывать тревогу. Поэтому вопросы обеспечения молодежи достойной работой и хорошими жизненными перспективами приобретают в настоящее время особую актуальность. Широкие возможности для этого открывает участие в программах индустриализации, развития малого и среднего бизнеса. С другой стороны, и сама молодежь должна активизировать усилия по развитию собственной трудовой инициативы и социальной мобильности.
В ближайшее время будет обновлено законодательство страны по вопросам государственной молодежной политики, в том числе в отношении трудоустройства и работы. Планирующиеся изменения будут направлены на улучшение профориентационной работы, расширение трудовых и социальных прав молодых специалистов, создание условий роста для работающей молодежи.
Усовершенствование законодательной базы государственной молодежной политики позволит приступить к разработке новых программ поддержки молодежи в различных сегментах общественно-экономической жизни. Убежден, свойственная молодежи энергия и гибкое инновационное мышление, помноженные на качественное образование и возрожденный престиж труда и профессионализма в молодежной среде, найдут успешное практическое применение в ходе экономической и социальной модернизаций.
Но, пожалуй, главным объектом социальной модернизации должно стать возрождение села. Без решения этой проблемы в принципе невозможно добиться ключевого перелома в переустройстве казахстанского общества.
Сегодня в сельской местности проживает 47% всего населения страны. Недостаточное внимание к проблемам села уже привело к масштабной миграции сельчан в города, деградации социальной и культурной инфраструктуры, увеличению разрыва в доходах населения по сравнению с городским в два и более раз. Здесь самый высокий процент безработицы, причем во всех трудоспособных категориях населения. В результате сокращения объемов казахстанского сельскохозяйственного производства уровень продовольственного самообеспечения упал до 30%, а это уже прямая угроза продовольственной безопасности страны. Поэтому социальной модернизации на селе должно быть уделено первостепенное внимание законодателей. Надо приложить все усилия, чтобы наши аулы и села стали процветающими, привлекательными для проживания и работы местами.
В числе главных задач повестки дня – выстраивание партнерских отношений между государством, бизнесом и гражданами, ориентированное на соблюдение рационального баланса интересов сторон. Это взаимодействие должно опираться на соответствующую нормативно-правовую базу, в которой бы четко регламентировались принципы и механизм взаимоотношений, права и обязанности, сферы и уровень ответственности каждого из участников трехстороннего партнерства.
Чтобы такая схема социального партнерства работала без сбоев, необходим паритет представительства интересов сторон во всех структурах взаимодействия как по «вертикали», так и по «горизонтали». В этом отношении позитивным трендом можно считать растущую социально-политическую активность НЭП «Атамекен», представляющую консолидированные интересы бизнес-сообщества Казахстана. Представляется, что на фоне такой активизации предпринимательских кругов должна возрасти и роль профсоюзов, являющихся одним из основных партнеров государства в вопросах трудовых отношений.
Помочь профсоюзам выйти на новый уровень взаимодействия с государством и бизнесом, усилить влияние на производственные и управленческие процессы призвано поручение Президента Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях. Полагаю, что к аналогичной работе следует серьезно подготовиться и депутатам совместно с работниками аппаратов палат Парламента.
В рамках формирования новой модели социально-трудовых отношений целесообразно усовершенствовать деятельность Республиканской трехсторонней комиссии социального партнерства в сфере трудовых и социально-экономических отношений, повысив ее роль и полномочия в отношении регулирования трудовых отношений и контроля за исполнением генеральных соглашений в этой области.
Еще один важный момент, на котором был сделан акцент в статье Президента, – предупреждение, профилактика и урегулирование трудовых конфликтов. Не уменьшая значения правовых инструментов решения данного вопроса, хотел бы обратить внимание на многолетний международный опыт, который показывает важную роль государства в урегулировании трудовых споров.
В связи с этим было бы целесообразно пересмотреть некоторые статьи закона о медиации, исключающие возможность участия государства в досудебном посредничестве при урегулировании трудовых споров.
Снижению трудовой конфликтности могло бы также способствовать предложение Главы государства о внедрении международного опыта по созданию на предприятиях производственных советов с участием рабочего коллектива.
Успех масштабных общественных реформ всегда зависит от степени адекватности и эффективности их законодательного обеспечения. Поэтому нам всем – Парламенту, Правительству, акимам и маслихатам всех уровней, партийным структурам и представителям НПО – предстоит большая работа по выполнению поручений Главы государства.
Перед нами поставлена задача до конца 2012 года провести инвентаризацию национального законодательства в социальной сфере, разработать и внести проекты Концепции его реформирования в соответствии с целями и задачами социальной модернизации, а также Концептуального плана законотворческой работы на весь период деятельности Парламента V созыва.
С учетом внесенных Президентом предложений и замечаний предстоит обсуждение и принятие ряда новых законов социальной направленности, поправок в трудовое, жилищное, административное и уголовное законодательство, законодательство об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении.
В первую очередь это законопроекты, направленные на создание эффективной модели социальных и трудовых отношений, обеспечивающей стабильность и поступательное развитие всего казахстанского общества.
В области трудовых отношений необходимо обновить законодательство о профессиональных союзах, предусмотрев положения об усилении роли профсоюзов в управлении производством, а также конкретизировав пункты о заключении коллективных договоров и ответственности сторон за их выполнение. Будет продолжена работа над законодательством о Национальной системе профессиональной квалификации, начатая в 2010 году.
Важное значение имеет разработка закона о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, а также устанавливал ответственность должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов.
В ходе текущей сессии предстоит рассмотреть предложения Правительства об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ; о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности; об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.
Необходимо вернуться к вопросу о законодательной регламентации гражданской службы, предусмотрев для работников этой сферы повышение их статусного положения, усиление материального стимулирования и вместе с тем степени ответственности за результаты своей деятельности.
В ближайшее время будет принят в работу законопроект «О социальных рабочих местах», направленный на создание механизмов трудовой адаптации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.
Продолжится законотворческая работа над совершенствованием регламентации компенсаций родителям части расходов по оплате пребывания детей в детских садах, в зависимости от их числа в семье; по предоставлению женщинам, возобновляющим работу после отпуска по уходу за ребенком, возможности повысить квалификацию и получить новую востребованную специальность за государственный счет; внесению в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей.
Широкий круг вопросов предстоит решить в ходе обновления законодательства по молодежной политике государства. Предусматривается сформировать пакет системных социально-экономических и правовых мер по реализации интересов молодых казахстанцев. В рамках этого направления нормотворческой работы будет осуществлено правовое определение статуса молодого специалиста, гарантированного минимального социального пакета, создание механизма профессиональных и социальных лифтов для казахстанской молодежи.
В числе законодательных новаций – разработка Закона «О проведении массовых мероприятий», внесение поправок в законодательство о государственных, национальных, профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан. Их целью являются воспитание патриотизма казахстанцев, поднятие престижа труда, сплочение граждан вокруг ценностей нашего общества.
До конца текущего года ожидается поступление на рассмотрение Парламента проекта закона «Об оказании государственных услуг в электронном формате», с принятием которого расширится сфера онлайновых услуг государственных органов, улучшится интерактивная обратная связь с населением.
В целом депутатам Парламента предстоит существенно активизировать свою деятельность, наладить более плотное взаимодействие с разработчиками законопроектов. В целях повышения эффективности правового поля следует шире привлекать к законотворческой работе гражданский сектор. В Казахстане тысячи общественных объединений и организаций, которые работают непосредственно с населением и хорошо знают проблемы граждан. Депутатами должны быть задействованы механизмы личных встреч с избирателями, участия в «круглых столах» с привлечением профильных экспертных и научных кругов, персональной работы с корреспонденцией. Этот потенциал обратной связи с народом необходимо использовать в полной мере.
Ведь принимаемые законы, как отметил Президент, должны комплексно решать вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, быть понятными и доступными для всех, делать жизнь народа проще и комфортнее.
…Справедливо утверждение о том, что оценка долгосрочных стратегий развития – дело потомков, которые будут пожинать плоды реализации таких программ. В то же время если выдвинутая стратегия развития отвечает запросам сегодняшнего дня, то ее результаты способствуют прогрессу общества и государства.
Убежден, что путь, определенный Стратегией «Казахстан-2030», подобно скоростной магистрали приведет общество к процветанию. Будет и в дальнейшем служить примером успешного и стабильного развития социума, в котором единство, мир и согласие граждан, их ответственное отношение к труду станут основой всеобщего процветания и благополучия.
Кайрат МАМИ, председатель Сената Парламента РК
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.584 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |