Бакыт СЫЗДЫКОВА, депутат мажилиса, НДП «»: – Конечно станут. И мы можем действительно столкнуться с тем, что количество анонимных жалоб будет расти. Стоит принять одно положительное решение по анонимке, и многие начнут этим пользоваться. Но, с другой стороны, сегодня очень многие боятся жаловаться открыто – можно потерять работу или нажить опасного врага. Поэтому под коллективными обращениями и не бывает подписей. Меня это пугает. Я очень не хочу, чтобы Казахстан вернулся в 37-й год, когда люди боялись посмотреть в глаза, сказать лишнее слово. Сегодня нам всем надо понять – за каждой жалобой, каждым обращением в госорганы стоят живые люди. Меня лично задевает, когда я получаю отписки из госорганов в ответ на свои обращения. Ну а желание спрятаться за подписью «аноним» продиктовано еще и тем, что многие казахстанцы не знают законов нашей страны, никогда не читали конституцию. Пока люди не научатся защищать свои права, они будут писать анонимки. |
Нурлан ЕРИМБЕТОВ, политолог:
– Наш народ уже пережил этап, когда анонимки использовались повсеместно. В свое время Екатерина Фурцева была министром культуры СССР и сказала такую фразу: «Для разбора казахстанских анонимок в министерстве нужно открывать специальный отдел». Писали все и на всех. Был даже такой случай – на Ленинскую премию выдвинули автора «Кочевника» Ильяса Есенберлина. Соискателем премии был и грузинский писатель Нодар Думбадзе. В поддержку Думбадзе из Тбилиси привезли вагон роз. В «поддержку» Есенберлина – вагон анонимок. Премию ему не дали. Но в то же время я считаю, что отказываться полностью от рассмотрения анонимных жалоб не стоит. Я в своей работе сталкивался с этим явлением и знаю: в анонимках действительно пишут важные вещи, которые подписывать опасно. Просто нужно подходить к этому разборчиво и не дать этому явлению вновь заразить наше общество.
Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan»:
– Вообще-то по нашему законодательству анонимки не являются доказательством в суде или причиной для проведения проверки или расследования. Их вообще не должны рассматривать. Но время от времени именно с анонимок начинаются громкие дела. Я понимаю, почему люди боятся подписывать жалобы, особенно сотрудники правоохранительных органов. Подписываешь, и в три дня тебя выкидывают с работы. Или еще хуже – тут же находят нарушения и заводят уголовные дела. Были уже такие случаи. Поэтому тут очень большой риск. А чтобы люди не боялись говорить правду, нужна работающая программа защиты свидетелей. Сегодня у нас ее нет. А необходимо сделать так, чтобы человек мог дать показания, ничем не рискуя, и в случае чего переехал в другой регион, устроился там, изменил внешность, в конце концов. Но это все недешево. Но я думаю, что когда-нибудь и мы до этого доживем, тогда и анонимок станет в разы меньше.
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.203 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |