Очередная смена казахстанского правительства и появление нового министра труда и соцзащиты Серика Абденова способствовали тому, что вопрос о повышении пенсионного возраста, который не давал покоя гражданам республики, был отложен на неопределенный срок. В этом плане большинство казахстанцев предпенсионного возраста могут легко вздохнуть. Они смогут в ближайшие годы уйти на заслуженный отдых. Вместе с тем не утихают дискуссии о необходимости провести реформы пенсионной системы страны. Тем более что, по мнению экспертов, увеличение возрастного ценза связано с ростом продолжительности жизни и процессом старения общества. Отметим, что казахстанцы с 2007 по 2010 год стали на два года жить дольше, а их средний возраст составил 68,4 года. Несмотря на это, повышение продолжительности жизни не является поводом для увеличения планки возраста выхода на пенсию. Тем более что сам по себе пенсионный возраст не должен становиться панацеей от финансовых проблем. |
Смена казахстанского правительства и появление нового министра труда и соцзащиты Серика Абденова способствовали тому, что вопрос о повышении пенсионного возраста, который не давал покоя гражданам, был отложен на неопределенный срок. Более того, это обстоятельство способно повлечь грядущие реформы пенсионной системы страны.
На днях коллективу Министерства труда и соцзащиты представили нового главу, им стал Серик Абденов. Стоит отметить, что до этого назначения Абденов занимал разные посты в рамках данного ведомства с 2004 по 2009 год и достиг определенного карьерного роста – от заместителя директора департамента труда и занятости населения до вице-министра минтруда и соцзащиты. Очевидно, что Абденов прекрасно знаком с социальной сферой и всегда в курсе дел. Поэтому, едва закончилось представление нового министра, он сделал заявление по проблеме повышения пенсионного возраста.
– Я думаю, этот вопрос требует изучения. Сегодня я не считаю, что есть необходимость повышения пенсионного возраста, – сказал Абденов.
Таким образом, большинство казахстанцев предпенсионного возраста могут легко вздохнуть. Они смогут в ближайшие годы уйти на заслуженный отдых. Но проблема все-таки остается. Известно, что отношение к предельному трудовому возрасту в Казахстане неоднозначное. И речь идет не о том, что он все время растет, а о финансово-бюджетной стабильности страны. В частности, на эту сторону дела обращает внимание глава Нацбанка Григорий Марченко, который в качестве компромиссного решения рассматривал победу гендерное равенства – уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин. По его словам, нужно восстанавливать справедливость и правильно относиться к женщинам, когда им еще 20–30 и 40 лет, а не компенсировать это, когда им за 55. Как признался Марченко, в Нацбанке РК есть принципы гендерного равенства, которые соблюдаются и уважаются.
Другим хитрым аргументом выступила квалификация. Главный банкир страны при этом не стеснялся в лестных оценках профессиональных качеств старшего поколения казахстанцев, т.к. они обучались в советских вузах и имеют большую практику.
– Мы все, как общество, заинтересованы, чтобы вот эта генерация проработала дольше, потому что, когда они уйдут на пенсию, ситуация сильно изменится, – отметил глава Нацбанка РК.
К счастью, вопрос пенсионного возраста находится в ведении правительства и мажилисменов, которые не все измеряют деньгами, но и категориями социальной справедливости. Тем более что именно он в последнее время становится предметом острых дискуссий. По мнению экспертов, увеличение возрастного ценза связано с ростом продолжительности жизни и процессом старения общества. Отметим, что казахстанцы с 2007 по 2010 год стали на два года жить дольше, а их средний возраст составил 68,4.
Кроме того, по классификации ООН, общество, где доля населения в возрасте от 65 лет достигает 7 и более процентов, является стареющим. По словам председателя Агентства по статистике Алихана Смаилова, Казахстан как раз стоит на пороге старения, поскольку в нашей стране доля лиц пенсионного возраста на конец прошлого года составила 6,6 процента, а в ближайшие годы этот показатель вырастет.
– Учитывая увеличение прогнозной численности, а также ожидаемую продолжительность жизни населения и особенности возрастной структуры населения, прогнозируется, что 7-процентный порог будет превышен уже в 2017 году, и концу 2020 года доля пожилых людей в нашей стране может достигнуть 7,4 процента, – сообщил в апреле этого года Смаилов.
Несмотря на это, повышение продолжительности жизни не является поводом для увеличения планки возраста выхода на пенсию. Во-первых, мы стоим на пороге, поэтому не стоит торопиться «стареть», во-вторых, следует думать об уровне доходов и качестве жизни населения. Поэтому, «привязывая» Казахстан к развитым странам по пенсионному возрасту, нас трудно сравнивать по уровню жизни. Кроме того, доля пенсионеров в стране не носит критического показателя. Их всего 10 процентов, что является нормальной даже по меркам передовых стран. К слову, в бывших советских республиках их доля достигает 15–20 процентов. В итоге экономика сталкивается с огромными долгами. В Казахстане подобное было при переходе от солидарной к накопительной пенсионной системе, когда образовался долг в 500 млн долларов. Но сегодня, устами Григория Марченко, резервы страны растут, а не уменьшаются.
Понятно, что многие реформы не проходят без потерь, однако непристойно будет проводить испытания на стариках. Отметим, что в те годы принимаемые меры были экстренными и не всегда их итоги были успешными. Между тем время идет, и в действующей пенсионной системе назрели новые проблемные вопросы. Одним из них является то, что пенсионные фонды заняли позицию «не бей лежачего». Кроме того, их доходность не позволяет покрывать уровень инфляции. Ни для кого не секрет, что в деятельности НПФ существуют и другие пробелы. В свою очередь об этом периодически напоминает и говорит Глава государства Нурсултан Назарбаев.
Как говорилось в послании, вкладчики не могут влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов. Потенциальные клиенты пенсионных фондов находятся в стороне от дел НПФ, при этом их деятельность недостаточно прозрачна. К тому же лишь единицы пенсионных фондов предоставляют отчеты своей деятельности. Иными словами, вкладчики не имеют возможности знать, куда инвестируются их накопления, а иногда и понятия не имеют об уровне своих накоплений.
Другой проблемой пенсионных фондов остается их низкая доходность, которая связана с ограниченными инвестиционными инструментами. Им некуда инвестировать сбережения казахстанцев. Можно было бы в недвижимость, которая если и падает в цене, то в долгосрочной перспективе все равно растет. Увы, пока они не имеют права работать на этом рынке. Поэтому приходится рассчитывать на то, что положение дел измениться после старта проекта «Народное IPO». Пенсионный фонд может инвестировать свои резервы в акции национальных компаний, при этом поддержать отечественные компании и увеличить свою доходность. Наряду с этим не стоит забывать и о мерах экономического роста в масштабах страны, которые способны наполнить бюджет, что сделает выплаты нынешним пенсионерам безболезненными.
Ясно, что пенсионный возраст далеко не панацея от финансовых проблем. Но возникает чувство, что это наиболее простое решение сложного вопроса. Поэтому пока остается надеяться на то, что, отказавшись от повышения пенсионного возраста, кабмин обратит внимание на повышение доходности пенсионных фондов. Как говорится, клин клином вышибают.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.466 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |