Туркменистан сегодня славен не только своими богатейшими запасами голубого топлива. Знаменитые туркменские ковры ручной работы, грациозные ахалтекинцы, верные и внушительные алабаи, хлопок и изделия из него высочайшего качества – вот лишь неполный перечень тех товаров, которыми по праву гордится страна и которые стали ее «изюминкой». 5 октября Туркменистан и Казахстан отметят 20-летие со дня установления дипломатических отношений. О современном развитии и перспективах добрососедских туркмено-казахстанских отношений рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Казахстане Махтумкули Акмурадов в интервью «ЛИТЕР-Неделе». |
ЛИТЕР-Неделя: Господин посол, в этом году исполняется 20 лет со дня установления дипотношений между нашими странами, и за эти годы не припомню никаких проблемных моментов, которые возникают порой, между соседями…
М.А.: Согласен. За 20 лет дипломатических и добрососедских отношений между Туркменистаном и Казахстаном не было и нет ни одного нерешенного или проблемного вопроса. Возьмем, к примеру, сложившуюся ситуацию на туркменско-казахстанской границе. Пожалуй, ее смело можно назвать «границей мира» во всем Центрально-Азиатском регионе.
За прошедшие 20 лет двусторонние братские связи обрели новое качество: было подписано более 50 договоров и соглашений, направленных на развитие двусторонних политических, экономических, гуманитарных связей, среди которых особое место занимает договор о дружественных отношениях и сотрудничестве.
Но было бы несправедливо говорить только об официальной составляющей наших отношений. У наших народов много общего. И речь идет не только о советском прошлом, но и о более глубоких исторических и родственных связях. Туркменский и казахский народы издревле являются близкими между собой, живут по соседству. У нас во многом схожи язык, традиции и обычаи. Наших предков взрастила кочевая цивилизация.
Вот уже два года, как я возглавляю дипмиссию в Казахстане, и хочу подчеркнуть, что здесь, в вашей стране, мне все понятно и комфортно. Мало того, во время моих поездок по Казахстану я встретил немало смешанных казахско-туркменских семей. Они тоже являются объединяющим фактором.
В западных областях Казахстана, недалеко от границы с Туркменистаном, я встречал оралманов – этнических казахов, которые вернулись сюда, на историческую родину, из Туркменистана. Мне было приятно слышать, как они, узнав, что я туркменский дипломат, расспрашивали о моей стране, сохранив самые добрые воспоминания о ней.
И не могу не отметить еще один схожий момент – это наши столицы Астана и Ашгабад, которые в Центрально-Азиатском регионе практически единственные, которые так активно растут, застраиваются и развиваются в последние годы.
ЛИТЕР-Неделя: У Ашгабада впечатляющий облик. Он весь в белом мраморе, и ни одно здание по архитектуре не повторяет другое, причем все выдержано в восточном стиле… У вас даже автобусные остановки с кондиционерами…
М.А.: Я не зря отметил схожесть наших стран в том, что они серьезно взялись за обновление своих столиц. Ашгабад, так же как и Астана, практически начал строиться на новом месте. До сих пор в нашей памяти страшное и разрушительное землетрясение, которое произошло в 1948 году. Город был разрушен до основания.
Он долго восстанавливался. И та беломраморная красота стала возможна лишь после обретения Туркменистаном независимости. Главная концепция, которая заложена в основу строительства нашей столицы, – это единая цветовая гамма – белый цвет, и единый материал для облицовки зданий – это мрамор.
Хочу заметить, что новоселами в благоустроенных квартирах новых домов могут стать не только нефтяники, газовики или бизнесмены, но и госслужащие, медики, учителя. Такой категории граждан государство предоставляет ипотеку под очень низкие проценты.
Так, сегодня для покупки квартир в Туркменистане выделяется ипотечный кредит на срок в 30 лет при 1 проценте годовых и с 5-летней отсрочкой по выплате основного долга. В этом выражается одна из сильных сторон социальной политики туркменского государства.
ЛИТЕР-Неделя: Понятно, что все это стало возможным благодаря активному освоению недр и высокому спросу в мире на газ, запасы которого в Туркменистане огромны. На днях ваш лидер Гурбангулы Бердымухаммедов в очередной раз подтвердил, что намерен придерживаться политики диверсификации. Аналогичная позиция и у Казахстана.
М.А.: Политика диверсификации экспортных маршрутов продиктована как самой жизнью, так и общеизвестными закономерностями мировой экономики. Сегодня Туркменистан активно реализует свою энергетическую стратегию. Республика наращивает объемы экспорта газа.
В последние годы Туркменистан осуществил, по сути, прорыв в области экспорта энергоносителей на важные направления мирового рынка. В частности, на сегодняшний день Туркменистан поставляет газ в Иран в объемах до 9 млрд кубометров в год.
Другое направление – Китай. Ежегодно Туркменистан поставляет в эту страну до 15 млрд кубометров природного газа. И в этом направлении совпали наши планы и возможности с Казахстаном. Трансазиатский газопровод Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай – наглядный пример нашего совместного сотрудничества.
Для увязки в единое целое месторождений страны и обеспечения доставки туркменского газа на зарубежные рынки по инициативе президента Гурбангулы Бердымухаммедова принято решение о строительстве крупнейшего в Туркменистане газопровода Восток – Запад. Будущая газотранспортная магистраль позволит соединить с Каспийским регионом крупнейшие газовые месторождения, расположенные в восточной части страны. И в случае необходимости республика будет осуществлять переброску больших объемов газа как в восточном, так и в западном направлениях. В этом контексте рассматриваются перспективы Транскаспийского газопровода, который позволил бы диверсифицировать потоки газа на европейский рынок.
ЛИТЕР-Неделя: В таком случае не могу не спросить о дальнейшей судьбе другого обсуждаемого проекта – газопровода Туркменистан–Афганистан– Пакистан–Индия (ТАПИ). На фоне тревожных заявлений о будущей ситуации в Афганистане после 2014 года, когда состоится вывод миротворческих сил, есть сомнения по поводу реализации данного проекта. Что думаете вы на этот счет?
М.А.: Начну с того, что впервые об этом грандиозном энергетическом проекте заговорили в 2007 году, когда состоялись переговоры туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова с главами Пакистана Первезом Мушаррафом и Афганистана Хамидом Карзаем. С тех пор медленно, но верно работа по будущему газопроводу продолжается. Недавно в Ашгабаде был подписан ряд соглашений: о купле-продаже природного газа между государственным концерном «Туркменгаз» и пакистанской компанией Inter State Gas System Limited и индийской компанией GAIL Limited. Кроме того, между правительствами Туркменистана и Афганистана был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам дальнейшего развития сотрудничества в газовой сфере.
За последние годы было немало заявлений о необходимости того или иного маршрута, но после конкретных расчетов разговоры сходят на нет. А ТАПИ остается в центре внимания заинтересованных в нем сторон.
И здесь важно учесть несколько моментов. Протяженность газопровода, который пройдет по территории Афганистана и Пакистана и достигнет населенного пункта Фазилка на границе с Индией, составит 1735 км, а его проектная мощность – 33 млрд кубометров газа в год.
Экономическая обоснованность проекта ТАПИ в том, что Туркменистан способен обеспечить долгосрочные поставки газа по этому маршруту. Это подтверждают как отечественные специалисты, так и независимые международные эксперты.
Во-вторых, мы в Туркменистане верим в то, что разум возобладает и мир придет и на древнюю и богатую землю Афганистана. Люди, которые будут жить в населенных пунктах вдоль газопровода, впоследствии на себе ощутят все выгоды, которые даст им транзит голубого топлива. Речь идет об огромных суммах, которые можно будет направить на строительство школ, больниц, домов, коммуникаций, благоустройство…
Поймите, цель ТАПИ – не только в том, чтобы обеспечить сырьем нуждающиеся в нем страны, но и в том, чтобы стать тем мощным стержнем, который бы объединил их и положил конец раздорам в нашем регионе.
ЛИТЕР-Неделя: А как идут работы по другому, не менее важному проекту: по строительству железной дороги по коридору Казахстан–Туркменистан–Иран?
М.А.: Транснациональная железнодорожная магистраль по маршруту Узень–Гызылгая–Берекет–Этрек–Горган должна стать своеобразным мостом между Европой и Азией. Этот проект имеет большое значение не только для Туркменистана, но и для всех стран нашего региона.
По предварительным прогнозам, уже на первых порах по железной дороге Север–Юг, протяженность которой составляет более 900 км, будет транспортироваться до 3–5 млн тонн грузов в год, а в перспективе объемы грузоперевозок возрастут до 10–12 млн тонн. Транспортировка грузов по этой стальной магистрали будет экономически выгодной для государств как с точки зрения стоимости грузоперевозок, так и ввиду экономии времени на их осуществление.
Казахстан завершил строительство своего 146-километрового участка дороги от Узеня до границы с нашей страной, что будет способствовать в будущем соединению стальных магистралей наших двух стран.
Значительный участок маршрута – более 700 км – пролегает через территорию Туркменистана, и к настоящему времени построена большая часть дороги. Туркменистан своими силами завершит строительство железной дороги до туркмено-иранской границы в ближайший период.
Нет сомнений, что с запуском железнодорожного сообщения следует ожидать настоящего бума взаимных визитов граждан двух стран, в первую очередь жителей приграничных регионов. Уверен, что это позволит активизировать торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами.
ЛИТЕР-Неделя: Какие направления для расширения сотрудничества, на ваш взгляд, более вероятны?
М.А.: Знаменитые туркменские ковры ручной работы, хлопок и изделия из него высочайшего качества являются своеобразной визитной карточкой Туркменистана и его народа. Уверен, что эти товары стали бы пользоваться большим спросом у казахстанцев, особенно ковры у астанчан, где долгие и холодные зимы. По ценам туркменские ковры намного дешевле, чем продукция других стран. Но, к сожалению, высокие акцизы – серьезный барьер на пути на казахстанский рынок.
Еще одной нашей гордостью являются собаки породы алабай. Я знаю, что эти уникальные породы – алабай и тазы – стараются сохранить и в Казахстане. А это еще одно направление для развития контактов между специалистами наших стран.
Я уверен, что мы стоим на пороге новых совместных проектов и начинаний! Они получат свое дальнейшее развитие в ходе предстоящих встречи и саммитов в рамках запланированного официального визита президента Туркменистана в Казахстан и участия президента Казахстана в Ашгабаде в саммите глав государств–членов СНГ, который состоится 2 ноября текущего года.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.731 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |