Интервью с Венерой Камысбаевной Калимовой - заместителем председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции по вопросам перерегистрации религиозных объединений. 1. Как известно в октябре прошлого года принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», какие изменения предусмотрены данным законом? |
11 октября 2001 года принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», которым существенно изменены подходы к созданию и деятельности религиозных объединений.
Законом предусмотрено разделение религиозных объединений по статусам: на местные, региональные и республиканские.
При этом статус объединений зависит от количества граждан, создающих данное объединение.
Так, для местного объединения требуется инициатива не менее 50 граждан Республики Казахстан, действующих на территории одной области (города республиканского значения, столицы);
для регионального - не менее 500 граждан, являющихся участниками двух или более местных религиозных объединений, представляющих не менее двух областей, городов республиканского значения, столицы;
для республиканского - не менее 5 000 граждан представляющих все области, город республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан Республики Казахстан в каждом из них.
Таким образом, разделение религиозных объединений по статусам зависит от численности и территории распространения деятельности.
Обращаю внимание, что инициаторами создания религиозного объединения могут выступать только граждане Республики Казахстан, которые принимают личное участие на учредительных собраниях объединений.
Законом четко урегулированы вопросы прохождения регистрации, требования к учредительным документам, перечень документов необходимых для предоставления в регистрирующий орган.
Особенностью регистрации религиозного объединения является то, что республиканские и региональные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, а местные проходят регистрацию в территориальных органах юстиции.
Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются.
2. Законом предусмотрена обязанность по перерегистрации для действующих религиозных объединений. Как обстоит ситуация с перерегистрацией?
Действительно, статьей 24 Закона - есть обязанность для действующих религиозных объединений пройти перерегистрацию.
Так, в течение одного года со дня введения Закона все зарегистрированные религиозные объединения, обязаны внести соответствующие изменения в свои учредительные документы и в срок до 25 октября 2012 года подать заявление для прохождения перерегистрации.
Учитывая, что Законом предусмотрены требования к наименованию религиозных объединений по указанию в них статуса и вероисповедной принадлежности у действующих объединений должно произойти изменение их наименования.
Как известно, Министерство юстиции выполняет функцию регистрирующего органа и согласно данным единого государственного регистра в Казахстане действует 1 270 религиозных объединений.
На сегодня подано порядка 500 заявлений с приложением документов, которые в установленном порядке рассматриваются нами совместно с Агентством по делам религий.
3. Какова процедура прохождения регистрации религиозных объединений?
Да, регистрация религиозных объединений имеет свою специфику, которая предусматривает обязательное проведение религиоведческой экспертизы устава и других документов.
Устав является основным учредительным документом объединения, на основании которого оно осуществляет свою деятельность.
Наряду с уставами при регистрации подается список граждан-инициаторов, печатные религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения и основы вероучения.
Не надо забывать, что религиозные объединения - это особый вид объединения, которое затрагивает духовную сферу человека и соответственно, для проведения регистрации не достаточно правовых знаний.
Законодательство в этом случае предусматривает привлечение к экспертизе документов теологов (религиоведов), имеющих специальные навыки и знания в сфере религии.
При проведении регистрации на помощь приходят теологи. Данная процедура законодательно закреплена Законом.
Процедурно регистрирующий орган прерывает срок регистрации для проведения экспертизы.
Религиоведческая экспертиза проводится в целях установления соответствия учредительных документов законодательству Республики Казахстан.
Проведение экспертизы обеспечивается уполномоченным органом, который осуществляет государственное регулирование в сфере религиозной деятельности и его территориальными подразделениями в лице Агентства Республики Казахстан по делам религии.
Экспертиза проводится в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня представления эксперту (экспертам) объекта экспертизы.
Срок проведения экспертизы может продлеваться на тридцать календарных дней при необходимости изучения дополнительных материалов и информации для проведения экспертизы.
4. Как влияют результаты экспертизы на судьбу объединения?
Согласно Закону решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации религиозного объединения принимается по результатам религиоведческой и правовой экспертизы учредительных документов и проверки списка граждан-инициаторов.
Отказ в государственной регистрации религиозного объединения, производится в соответствии с законами Республики Казахстан, а также в случаях, когда содержащиеся в учредительных и иных представленных документах сведения недостоверны и (или) создаваемое объединение не признано в качестве религиозного объединения на основании результатов религиоведческой экспертизы. В случае отрицательного решения по перерегистрации юридическое лицо вправе подать документы повторно, устранив все выявленные нарушения.
5. Что будет с религиозными объединениями, которые не обратятся в органы юстиции для перерегистрации.
Как было сказано ранее, срок перерегистрации религиозных объединений заканчивается 25 октября т.г.
По истечении указанного срока юридические лица, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Закона, будут подлежать ликвидации в судебном порядке.
6. Не обратившиеся религиозные объединения за перерегистрацией смогут ли повторно возобновить свою деятельность?
Ограничений по подаче заявлений для государственной регистрации по религиозным объединениям нет.
Это означает, что те объединения, которые вовремя не перерегистрировались вправе подать заявление на регистрацию как вновь созданное объединение при условии выполнения требований Закона по численности и территориальности.
7. Какая работа проводится органами юстиции для перерегистрации религиозных объединений.
В целях реализации Закона органами юстиции совместно с органами по делам религий ведется широкомасштабная работа по освещению в республиканских и местных СМИ необходимости перерегистрации и последствий не исполнения Закона.
На постоянной основе министерством проводятся совещания с подведомственными территориальными органами. Пятого и семнадцатого сентября 2012 года с участием Министра юстиции Имашева Б.М. состоялось очередное селекторное совещание с руководителями территориальных органов юстиции областей, городов Алматы, Астаны.
В адрес религиозных объединений направлены уведомления о необходимости приведения учредительных документов в соответствие с требованиями нового Закона.
Органами юстиции на регулярной основе проводятся встречи с представителями религиозных объединений по вопросу перерегистрации.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.967 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |