Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Казахстанское общество не поддается религиозным провокациям



Казахстанское общество не поддается религиозным провокациям

 

 В мире не утихают эмоции по поводу американского фильма «Невинность мусульман», который еще 11 сентября появился в глобальной сети. Реакция на него в разных уголках планеты оказалась неоднозначной.

Если в одних государствах заблокировали его показ в глобальной сети, то в других – ссылались на свободу слова и самовыражения и пытались сделать хорошую мину при плохой игре. При этом для всех очевидно, что целая череда религиозных скандалов, которая тянется с 2006 года, является следствием глобализации. В мире не только размылись государственные границы, появилось новое информационное пространство, в рамках которого существуют и пересекаются духовные ценности разных народов. И в этом смысле очередной всплеск эмоций в ряде стран выступает тестом на собственную состоятельность. Суть его состоит в том, чтобы не опуститься до уровня тех, кто периодически провоцирует остальной мир на грубость и насилие.


Уже неделю в мире продолжаются массовые акции протеста, вызванные фильмом «Невинность мусульман», в котором в очередной раз в негативном свете представлен пророк Магомет и одна из древних религий. Лента появилась на интернет-ресурсе Youtube 11 сентября, и с тех пор она не дает покоя ни властям ряда стран, ни их жителям. За это время несколько государств заблокировали интернет-страницу, а в Пакистане отключили даже мобильную связь, чтобы протестующие не смогли мобилизовать свои усилия. В США, напротив, власти отказались регулировать Интернет.

Это не первый инцидент, когда ислам оказался в центре повышенного внимания. В 2006 году был скандал вокруг карикатуры журнала Jyllands-Posten, который произвел в мире не меньше резонанса, нежели фильм «Невинность мусульман». Очевидно, что наш мир вступает в новую эпоху. Вслед за глобализацией возникает новое информационное пространство, в рамках которого существуют и пересекаются культурные и духовные ценности представителей разных народов и религий. И если одни ссылаются на свободу слова и выражения, то другие – на недопустимость оскорбления чувств верующих. А в целом все это ведет к формированию в мире хрупкой стабильности. Для того чтобы свергнуть президента Чили Сальвадора Альенде, ЦРУ (США) потребовалось обрушить цены на рынке меди и бросить на ветер, по самым скромным оценкам, 13 млрд долларов. «Убойная сила» фильма «Невинность мусульман», спровоцировавшего беспорядки в ряде стран, оказалась на порядок мощнее, но при этом ролик обошелся в 5 млн долларов. Впрочем, «духовный кризис» нашего времени только набирает обороты. И хрупкий мир – это только первый его продукт. В перспективе он способен изменить политический облик планеты, который сегодня продолжает балансировать между концепцией Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» и политпроектом «Альянса цивилизаций». По сути, мир находится в точке бифуркации, когда невозможно однозначно говорить, каким он станет в будущем: расколотым по духовным ценностям или объединенным общими целями развития. Не вызывает сомнения, что подобные кризисы на религиозной почве – это тест для всех на зрелость. Казахстан, будучи председателем Организации исламского сотрудничества, уже дал свою оценку фильму. Свою позицию обозначили и казахстанцы, которые осуждают попытки провокации и сами не поддаются им. В этом уверены наши собеседники – общественные деятели и эксперты.

Анатолий КОСИЧЕНКО, философ, религиовед:

– Верующие люди на такие вещи не реагируют, а неверующим любой повод дай – и будет недовольство. Вы думаете, что мусульмане в этих арабских странах смотрели фильм? По большому счету, он явился поводом выразить созревший по разным поводам и по разным причинам протест. Они не смотрели этот фильм. Их духовные лидеры подняли их на политический, социальный и экономический протест. Противостоять как надо? После этого фильма во Франции в парижской газете опубликовали карикатуру на пророка, и это вызвало новую волну. И что же, разве верующие будут реагировать на провокации? Если они верят в бога, то они не должны реагировать ни на какие провокации, т.к. это не имеет отношения к вере. Это просто форма социального моделирования современности, только и всего.

По моему мнению, протестующие граждане демонстрируют свое неверие. Как можно было заметить, христиане не возмущаются подобным вещам. Еще можно заметить, что протесты в основном сконцентрированы в странах третьего мира. К примеру, московские или наши мусульмане не вышли громить посольство США, хотя они тоже возмущены. Сегодня на процессы надо смотреть глубже. Это все формы воздействия на ослабевшее духовно человечество. Человечество сегодня мало верит. Религия не имеет никакого отношения ни к этому, ни к событиям в Казахстане. И даже они не прикрываются в последнее время. Мы особо не видим религиозных лозунгов.

Нурлан ЕРИМБЕТОВ, политолог:

– Во-первых, доступ к Интернету не закроешь, во-вторых, такая ситуация была всегда, взять хотя бы средневековый период: «охоту на ведьм» или крестовые походы. Я считаю, что мир как был циничен, так таким и остался. Хотя политики и говорят о толерантности, но на самом деле мир продолжает наступать на старые грабли. Дело не в Интернете. Даже если бы его не было, все разговоры начались бы спустя месяц, два, даже через год, и все пошло бы точно так же, по такому же сценарию: шествие демонстрантов, убийства и все в таком духе. Я очень боюсь, что это все может закончиться очередной войной, потому что история повторяется.

В Казахстане спокойная обстановка, и у нас не было той реакции, которая охватила другие страны. Наверное, это наше воспитание. Мы никогда не были радикалами, и самое главное, что казахстанцы понимают, что к этому необходимо относиться снисходительно. Как мне кажется, у нас чувство самооценки довольно высокое. Мы относимся к подобным фильмам с пренебрежением, но в то же время мы не опускаемся до уровня создателей фильма. Люди способны дать оценку своей религии, своим взглядам, своему пониманию мира, своему пониманию Мухаммеда. Все это напрямую связано с уровнем образования наших граждан, которое мы получили и от советской власти, и то, что освоили за 20 лет независимости. Это позволяет нам не опускаться до уровня тех, кто делает такие поделки – дешевые и никому не нужные и провокационные фильмы.

Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат мажилиса:

– Мы много говорим о толерантности. На мой взгляд, просто люди должны взять это как этическую норму и, в общем-то, не делать подобные фильмы. Каким образом запрещать здесь, я затрудняюсь ответить. Наверное, здесь нужно формировать у граждан высокую культуру. Как бороться? Я думаю, что к этому надо толерантно относиться, потому что если конкретно что-то происходит в мусульманских странах, поджоги дипмиссий и прочее, то это может опускать участников демонстраций на тот уровень, который был у авторов этого фильма. Должны имамы больше работать. Не просто читать молитву, а больше встречаться с людьми, говорить с ними. Должна быть работа с душой, идеями, мировоззрением и головами для того, чтобы действительно соответствовать основному посылу Корана о том, что нет Бога кроме Бога. Мы в Казахстане должны выработать иммунитет против того, что делает и говорит другой. Но тот, другой, должен сам понимать, что его права кончаются тогда, когда начинаются права первого. А ограничениями добиться результатов невозможно.

 

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.481 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>