Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Жительница Павлодара уверена: с помощью системы патронатного воспитания можно «опустошить» детские дома



Жительница Павлодара уверена: с помощью системы патронатного воспитания можно «опустошить» детские дома

 

Жительница Павлодара уверена: с помощью системы патронатного воспитания можно "опустошить" детские домаКавкар Сеилханова восемь лет назад приняла в свою большую семью троих детей, оставшихся без попечения родителей. Недавно пример великодушной женщины повторили два ее сына, став патронатными воспитателями.

Кавкар Ибраевна с детства мечтала о большой семье. Сама она очень рано потеряла мать, девочку воспитывали старший брат и отец. Смотря на многодетные соседские семьи, маленькая Кавкар для себя решила: когда станет взрослой, у нее обязательно будет много детей. Так и получилось. Женщина родила и воспитала шестерых. Но пришло время, мальчишки и девчонки один за другим уехали  в город (семья жила в селе Караоба Актогайского района). И в большом деревенском доме остались лишь родители. У хозяйки, которая до сих пор крутилась как белка в колесе, ухаживая за детьми и управляясь по хозяйству, появилось чуть больше свободного времени. Теперь она могла позволить себе часок-другой посидеть у телевизора; раньше на это просто не хватало времени. И вот однажды она увидела телепередачу о том, как казахстанских детей усыновляют иностранные семьи. Это известие поразило женщину до глубины души.


– Понимаете, – пытается объяснить Кавкар Ибраевна, – я всю жизнь прожила в деревне. И была уверена, что детских домов в Казахстане нет. В моем понимании сиротами детей может сделать только война. А какие детские дома в мирное время! Я даже не подозревала, что у нас в стране может быть столько детей, живущих вдали от родителей.  Пока не увидела в 2003 году ту передачу.

Благодаря журналистам мать шестерых детей сделала для себя два неприятных открытия. Первое: детские дома в мирном Казахстане есть! И второе: казахстанских детей сотнями увозят за рубеж. С тех пор в семье Сеилхановых эта тема стала «больной». Но, наверное, Кавкар Ибраевне нужно было тогда увидеть эту передачу. Ведь не узнай она об этом, не заводила бы соответствующий разговор при каждом удобном случае. И в районном отделе образования, когда им скинули положение о новой программе «О патронатных семьях», никогда бы не подумали о ней, как о потенциальном патронатном воспитателе. Но в жизни не бывает случайностей.   Кавкар Сеилханова в этом убедилась. И ей первой в Актогайском районе предложили взять на патронатное воспитание троих детей (меньшее количество детей по условиям программы  на первоначальном ее этапе не допускалось).

Кавкар Сеилханова колебалась. И в первую очередь из-за своего возраста: все-таки уже не двадцать лет и сможет ли она справиться сразу с тремя? Но потом в памяти всплыл телесюжет о детских домах, и решение было принято.  Глава семьи Тлектес Сеилханович супругу поддержал. В качирский детский дом для знакомства с его воспитанниками они поехали вместе. Супругов  познакомили с тремя детьми: двумя худенькими мальчиками и пухленькой черноволосой малышкой. На прощание женщина задала детям вопрос: «Хотите жить в семье?». Ответом ей стало дружное «Да!». Сеилхановы уехали, им дали время на раздумье. Спустя несколько дней они вернулись. Директор детского дома хотела предложить патронатным воспитателям на выбор еще нескольких воспитанников. Но Кавкар Ибраевна отказалась: «Дети ведь не вещь, чтобы их выбирать как на базаре». Так, в их доме в селе Караоба появились девятилетний Тамерлан и пятилетние Сержан и Сабина. Все трое имели статус детей, оставшихся без попечения родителей. Это значит, что в любой момент могли объявиться их настоящие родители и в случае, если они не лишены родительских прав, забрать детей. Патронатных воспитателей об этом предупреждают сразу. Впрочем, подобные случаи, как показывает практика,  скорее исключение, чем правило. Но Кавкар Ибраевна с этим исключением столкнулась. Спустя четыре года после оформления патроната к ним в дом пришла молодая женщина. Оказалось, что это освободившаяся из мест лишения свободы родная мать Сержана.

– Сержан не хотел расставаться с привычным образом жизни, – вспоминает Кавкар Сеилханова, – и было очень тяжело его отпускать. Но иначе мы поступить не могли.

Сержан вернулся в родную семью. А для Тамерлана и Сабины таковой стала семья Сеилхановых. Сейчас старшему уже 18 лет. Юноша закончил первый курс лицея по специальности «газоэлектросварщик».  И так сумел себя проявить, что на производственную практику, которая обычно не оплачивается, его взяли на платной основе.

– Недавно получил свою первую зарплату, – не без гордости сообщила Кавкар Ибраевна. – Хоть и небольшая, но своя и честно заработанная. Совсем  уже вырос наш мальчик! Да и Сабина – умничка! На одни «четверки» и «пятерки» учится! В доме – первая помощница. Малыши-внуки от нее просто не отходят – она везде с ними. Думаю, из нее получится хороший     педагог.

– Нет, апа, я хочу быть массажисткой и людей лечить, – не соглашается 12-летняя девочка.

– Ну посмотрим, посмотрим! – улыбается Кавкар-апа.

Сабина еще что-то хотела сказать, но, увидев, что двухлетняя «сестренка» тащит в рот шоколадную конфету, тут же переключилась на малышку:

– Ты же еще ничего не ела, чтобы сладкое кушать. А ну-ка пойдем на кухню, время обеда уже, сначала нужно в животик что-то сытное положить, а потом уже вкусное.

И девочки, держась за руку, вышли из зала. Но через минуту на пороге вновь появилась Сабина:

– Пойдемте, мы и вас баурсаками накормим! Апа вчера пекла – вкусные!

Это сейчас 18-летний Тамерлан  делит свою первую зарплату на себя и на апу (хотя она и не взяла ничего у парня), а 12-летняя Сабина с любовью няньчится с малышами. А было время, когда эти дети повадками напоминали диких Маугли. За столом каждый из них  норовил набрать себе в тарелку побольше, вне зависимости  от того, в состоянии он это съесть или нет. Они не знали, что чай нужно заваривать, что молоко дает корова, что личную гигиену нужно соблюдать каждый день. Об элементарных бытовых мелочах патронатной воспитательнице приходилось объяснять своим воспитанникам буквально на пальцах. Понадобилось около полугода, чтобы дети адаптировались к семейной жизни.

С такими же сложностями в воспитании  патронатных детей  столкнулась и семья старшего сына Кавкар-апы. У 36-летнего Жастлека и его жены Гульбахыт своих детей двое – 11 и 14 лет, а в 2010 году они оформили патронат еще на троих. Дело в том, что сноха Кавкар-апы, сама педагог по образованию, несколько лет проработала в Мичуринском детском доме. Уже тогда у  молодой женщины  родилась мысль взять в свою семью ребенка из детского дома. Ведь у нее перед глазами уже был пример свекрови. Правда, когда жили в городе, осуществить задуманное не позволяли  бытовые условия. У молодых была оформлена под ипотеку трехкомнатная квартира. Сейчас в их квартире живут родители, вынужденные по состоянию здоровья главы семьи переехать из деревни в областной центр, поближе к квалифицированной медицинской помощи. Супруг Кавкар Ибраевны  – Тлектес Сеилханович в 2009 году перенес инсульт, мужчине требовалось постоянное медицинское наблюдение. Да и Кавкар-апе было не под силу в одиночку справляться с большим подсобным хозяйством. Так, родители оказались в Павлодаре, а семья старшего сына – в Караобе Актогайского района. Жастлек занялся фермерством, приумножив поголовье подсобного хозяйства родителей. Собственно говоря, это фермерское хозяйство сейчас и кормит всю большую семью Сеилхановых: мясо, молочные продукты, овощи – все домашнее. Гульбахыт же работы в деревне не нашлось. И вот тогда-то женщина и решилась выразить мысль, которую так долго вынашивала.

– Мама, – обратилась она за советом к Кавкар Ибраевне, – а что если и я возьму на патронатное воспитание детей? Как думаете?

– Если ты для себя приняла такое решение, я только «за!». Воспитаем!

Другого от свекрови Гульбахыт и не ожидала. И вновь качирский детский дом, трое худеньких детишек, с испугом смотрящих на незнакомых людей, которых вскоре будут называть «мамой»,                  «папой» и «бабушкой».

А в прошлом году патронатным воспитателем стал и младший сын Кавкар-апы – 27-летний Рустем.  Тренер по вольной борьбе, он вернулся в родную деревню по программе «С дипломом в село» и устроился работать по специальности в местную школу. Как-то на соревнования сюда приехала сборная из Экибастуза. В ее составе были мальчишки-двойняшки, поразившие учителя  своим борцовским характером. И оказалось, что у юных борцов нет родителей. По крайней мере, именно такую информацию предоставили  актогайскому тренеру.  С тех пор разговоры в семье были только об этих  мальчишках.

– Может, мы их усыновим, как мама? – вопросительно взирал он на жену.

Своими детьми молодые пока не обзавелись, хотя желание есть. И супруга Рустема, видя, как муж «заболел» двойняшками, согласилась на патронат. Мать даже не удивилась такому желанию младшего сына. И вызвалась помочь ему найти мальчиков, ведь в управлении образования ее давно уже знают, как благонадежного патронатного воспитателя. Но вот незадача: проверили базу данных всех сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а тех двойняшек нигде нет! То ли Рустему дали неверную информацию, то ли на тот момент мальчишек уже успел кто-то усыновить. Разочарованию мужчины не было предела, ведь он уже настроился на то, что и в их доме зазвучат веселые детские голоса.

– Так возьми других мальчишек и  привей им любовь к спорту! – посоветовала Кавкар-апа. – Детей в детских домах много, и все хотят жить в семьях.

Так Сеилхановы-младшие и поступили. Супругам приглянулись 12-летние Мухаметкали и Асанали из кенжекольской деревни семейного типа. Их и привезли в свой дом.

Кавкар Ибраевна с детьми и внуками часто навещает свой деревенский дом, где сейчас живет ее старший сын. И когда за дастарханом собирается вся большая и дружная семья Сеилхановых, хранительница очага чувствует себя самой счастливой женщиной на свете. За 57 лет она не нажила большого материального богатства – их квартира в Павлодаре, которая была в ипотеке, сейчас является арендной. «Но зато я богата детьми и внуками. А это и есть истинная ценность в жизни», – улыбается женщина.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 20
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.505 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>