В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев дал поручение Министерству образования и науки РК внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных специальных учебных курсов, в том числе и по краеведению. В Семее группа ученых кафедры истории филолого-исторического факультета Семипалатинского государственного педагогического института еще год назад приняла участие в конкурсе на грантовое финансирование научно-технических программ и проектов, объявленном Министерством образования и науки РК. Их проект под названием «Региональный компонент в школьном курсе истории Казахстана: вопросы теории и методики преподавания в контексте гуманистической парадигмы образования» прошел конкурсный отбор, и на его разработку был выделен грант. |
Автором идеи этого курса стала заведующая кафедрой истории СГПИ, доктор исторических наук Гульнара Мусабалина. В состав рабочей группы проекта вошли Гульнара Мусабалина (руководитель проекта), кандидат исторических наук Мухтарбек Каримов, кандидат педагогических наук Мадина Зарифова, Даметкен Бралинова и Лиза Жампеисова.
– Если же говорить о сути, о содержании нашего проекта, то идея целостного курса истории Восточного Казахстана витала давно, — пояснила старший преподаватель кафедры истории СГПИ Даметкен Бралинова. — Потому что развитие краеведения в Семипалатинском Прииртышье поставлено достаточно хорошо. Отдельные темы очень хорошо были разработаны. Но нас не удовлетворяло то, что в школьном курсе истории очень мало уделяется внимания региональной истории. Все эти факторы в своей совокупности привели нас к мысли о необходимости создания целостного школьного курса. Но было решено подготовить не только чисто теоретический курс, но и его методическое обеспечение и экспериментально проверить его в школьной практике.
Таким образом, целью данного проекта стало внедрение в учебный процесс средних школ региона курса истории Восточного Казахстана с древности до современности и его методическое обеспечение, то есть подготовка учебника, хрестоматии, рабочей тетради и методического пособия для учителей.
Региональный компонент – явление, конечно же, не новое, краеведческий материал давно использовался на уроках в школе и в воспитательной работе учителей области. В педагогической литературе всегда подчеркивалось, что привлечение краеведческого материала на уроках истории представляет собой один из важных приемов обучения учащихся, способствующих глубине осмысления исторических событий, повышению интереса к учебному материалу, воспитанию и развитию учащихся. Социально-политические перемены в Казахстане с приобретением им независимости, перестройка духовной жизни, подъем национального самосознания привели к значительному повышению интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. Внедрение в школьную практику специального курса по истории региона позволит не только познакомить учащихся с социально-экономической и политической историей Восточного Казахстана, но и приобщить их к историко-культурному наследию родного края.
– Главной задачей изучения истории региона мы считаем формирование личности как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, привитие уважения к своим корням, своей малой родине, расширение комплекса компетенций учащихся в познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, экологической областях, — говорит кандидат педагогических наук, доцент Мадина Зарифова. — Изучение истории региона предоставляет также большие возможности социализации личности по месту проживания, готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это особенно важно, так как активная миграция людей в современном мире нуждается в противовесе, который может быть создан благодаря изучению в школе региональной истории.
Говоря о региональной истории Восточного Казахстана, авторы проекта определяют границы региона в рамках современного административного деления. Включение в региональный курс локальной истории поможет создать ощущение непосредственного присутствия учащихся в прошлом, соединит его с настоящим, а материалы семейных и местных архивов, районных и городских библиотек, школьных и краеведческих музеев помогут осветить это прошлое в необычных, личностных ракурсах. Таким образом, будут развиваться интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством овладения основами проектно-исследовательской и поисковой деятельности.
Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о своем регионе и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своему региону, уважения к традициям своего народа, истинного патриотизма.
Этот проект был поддержан работниками образовательных учреждений. Отдел образования, физической культуры и спорта Семея подписал меморандум о сотрудничестве с пединститутом. Совместно с ним и директорами школ была определена экспериментальная база проекта: Экономический лицей (учитель Равиля Искакова), средние школы № 20 (Альмира Хакимова), № 22 (Ержан Купанов).
Было решено экспериментальную работу построить по следующей модели: во втором полугодии в 8-м классе изучается история Восточного Казахстана с древнейших времен до XIX века в объеме 17 часов. К этому времени учащиеся заканчивают изучение отечественной истории до 1914 года, и изучение истории региона даст возможность дополнить курс и повторить основные периоды истории Казахстана.
В 9-м классе история региона, как и история Казахстана, изучается с 1914 года до современности в объеме 34 часов. Экспериментальная работа в 9-м классе позволит проверить возможность изучения истории региона синхронно с отечественной историей.
Окончательные итоги экспериментальной работы дадут возможность определить наиболее целесообразный вариант изучения истории региона в Казахстане.
Перед началом изучения курса участники проекта намерены провести первый срез знаний по истории региона, а по окончании – контрольный. Достаточно сложно проверить, насколько реализован воспитательный аспект курса, но такие формы контроля, как эссе, сочинения, письменные работы, участие в дискуссиях и прочее, позволят судить о воспитательном потенциале нового учебно-методического комплекса. Так как в эксперименте будут задействованы три школы, где учащиеся будут вести определенную исследовательскую работу, есть задумка провести совместную ученическую конференцию, где они смогут поделиться результатами своей работы со сверстниками. Что касается учителей, то специальная научно-практическая конференция по обобщению и распространению опыта в СГПИ запланирована на 2014 год. Учителя-экспериментаторы поделятся своим опытом. Да и другие учителя истории к этому периоду смогут представить свои проекты по изучению краеведения в рамках тех задач, которые поставил перед образовательными учреждениями президент страны. Для Министерства образования и науки РК обязательно будет составлен подробный отчет и предложен проект концепции по изучению региональной истории. Есть много задумок, которые еще предстоит осуществить. Но пока нужно заложить основу всего будущего учебно-методического курса.
Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.278 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |