Сегодня в юридической науке отсутствует единое мнение о месте прокуратуры в системе государственной власти. Ее конституционно-правовая неопределенность до настоящего времени вызывает в науке и практике споры о ее значении. Ссылаясь на международный опыт, некоторые ученые предлагают упразднить этот орган либо определить его место в системе юстиции. Но нужно помнить, что деятельность прокуратуры в нашем государстве проверена годами, успешно функционирует она и в странах с развитой демократией. Весомые аргументы против передачи прокуратуры Министерству юстиции были высказаны в известной статье «Защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в системе государственных органов». Ибо в таком случае надзор за законностью станет, по сути, ведомственным контролем с присущими ему чертами корпоративности и зависимостью от чиновничьей системы. |
Представляя интересы государства, координируя деятельность всех правоохранительных органов, в том числе и не входящих в состав Правительства, прокуратура не может быть подотчетной Правительству, в структуру которого входит Минюст. В решении таких вопросов необходимо учитывать историю государства, менталитет народа.
И все же большинство ученых и практиков рассматривают прокуратуру как уникальный государственный орган, не вписывающийся ни в одну из ветвей власти. По действующему законодательству, судебное разбирательство – центральная и решающая стадия уголовного процесса, в котором с каждым годом роль надзорной инстанции постоянно повышается. Прокурор осуществляет также постоянный контроль над законностью с момента информирования органов уголовного преследования о совершенном или готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд.
Анализ норм Конституции и законов, определяющих полномочия суда и прокуратуры, свидетельствует о том, что на разных стадиях уголовного процесса отдельные полномочия имеются как у суда, так и у прокуратуры. К примеру, прокуратура имеет право прекратить, приостановить производство по уголовному делу, возвратить его на дополнительное расследование.
Наличие схожих полномочий суда и прокуратуры не означает, что та посягает на независимость суда либо выполняет полномочия по осуществлению судебной власти. Любое действие или решение прокурора может быть обжаловано в суде, который как властный орган может его отменить.
В этом и заключается судебный контроль над законностью в досудебном производстве. Распространенным заблуждением является тезис о том, что прокуратура осуществляет надзор за судом. На самом деле прокуратура, являясь высшим надзорным органом, осуществляет надзор за законностью судебных постановлений. В этом выражается их разный правовой статус и положение в системе государственной власти как элемента системы сдержек и противовесов. Такое положение способствует укреплению единообразного применения законов, эффективной работе всех ветвей власти и государственных органов.
Таким образом, прокуратура Казахстана играет важную роль и занимает необходимую нишу в системе государственной власти. Не претендуя на роль отдельной ветви власти и принадлежности к одной из них, она выполняет функции, которые не могут выполняться другими госорганами и без которых сложно утвердить режим соблюдения законности.
Саят МЕЙРЫХАНОВ,
начальник управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.210 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |