Все ближе и ближе знаменательная дата – 1–2 декабря. Вряд ли хоть кого-то из граждан республики она оставляет равнодушной, ведь на эти дни приходится проведение астанинского саммита глав государств-членов ОБСЕ. Событие это для Казахстана – беспрецедентное. К тому же мероприятие проводится впервые на всем постсоветском пространстве и вряд ли состоится на территории СНГ в последующие 40–50 лет. В Астану для обсуждения актуальных международных вопросов приедут главы государств и правительств 55 стран, руководители 60 международных организаций, представители 500 НПО со всего мира и 1,5 тысячи иностранных журналистов. Саммит проводится после 11-летнего перерыва, и это изначально предопределяет повышенный интерес к форуму. Его проведение – успех всех казахстанцев, всего народа нашей страны. Во многом это результат межнационального мира и согласия в республике, которые необходимо и в дальнейшем хранить и беречь. Казахстанцы добьются любых амбициозных целей, если будут едины и сплоченны. |
Решение международного сообщества о проведении саммита ОБСЕ в Астане – фактор, объединяющий наше общество и консолидирующий его для движения вперед. Организация мероприятий подобного рода, приезд такого количества журналистов зарубежных СМИ и представителей международной политической элиты гарантируют рост мирового общественного интереса к Казахстану. А это значит, что возможен также и рост инвестиций, туристических поездок в республику, прочих экономико-культурных контактов. Причем все вышесказанное может увеличиться на порядок в связи с началом работы Таможенного союза.
Все это – блестящий результат выдающейся деятельности президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева, архитектора и строителя нового Казахстана, убедительное свидетельство его признания лидером подлинно мирового масштаба. Именно беспрецедентное активное участие главы РК способствовало успешному ходу казахстанского председательства в ОБСЕ. Обозначив еще 14 января 2010 года в своем обращении к странам – участницам ОБСЕ на инаугурационном заседании Постоянного совета Организации обширную программу, Назарбаев тем самым дал мощный импульс многостороннему обсуждению наиболее актуальных проблем ОБСЕ. Это историческое выступление наглядно продемонстрировало серьезность намерений Астаны на посту политического лидера Организации. Еще одной важной вехой на пути принятия решения о проведении саммита в Астане стало мероприятие, прошедшее 16–17 июля этого года в Алматинской области. На высокогорном курорте "Ак-Булак" под председательством действующего председателя ОБСЕ, госсекретаря – главы МИДа РК Каната Саудабаева состоялась неформальная встреча министров иностранных дел государств – участников Организации. В мероприятии участвовали 35 министров, 17 заместителей министров, а также ряд других высокопоставленных представителей внешнеполитических ведомств стран – участниц и партнеров ОБСЕ и семи международных организаций (ООН, ЕС, СНГ, НАТО, ОДКБ, СМВДА, Совет Европы). Неформальный алматинский форум стал также одним из ключевых мероприятий в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ. Важнейшим итогом встречи стало достижение принципиального консенсуса по вопросу проведения саммита Организации
1–2 декабря 2010 года в Астане. Это является признанием впечатляющих успехов республики в социально-экономическом и общественно-политическом развитии за годы независимости.
Через полтора месяца с момента принятия решения о проведении саммита в Астане Казахстан подготовил и распространил среди делегаций государств-участников документ "Пища для размышлений по подготовке к саммиту ОБСЕ". В нем обозначены возможные цели саммита, принципы, которыми необходимо руководствоваться в ходе подготовительного процесса, конкретные задачи и вопросы для возможного включения в итоговые документы, переговорный процесс, а также возможные мероприятия и действия после саммита.
Ныне в кругах ОБСЕ сформировано общее мнение, что саммит должен стать "стартовым", нацеленным на создание в обозримом будущем единого и неделимого "сообщества безопасности" в Евро-Атлантике и Евразии – качественно нового этапа развития традиционного "пространства безопасности" ОБСЕ.
Есть понимание относительно того, что саммит не следует перегружать конфликтными, непреодолимыми вопросами. Целесообразнее сконцентрироваться на нескольких крупных консенсусных приоритетах, по которым можно достичь позитива и серьезных прорывов. Такой круг приоритетов мог бы включать подтверждение ключевых ценностей и принципов ОБСЕ, закрепление "процесса Корфу" и важных наработок, достигнутых в его рамках, обновление Венского документа, эффективную евразийскую интеграцию во имя преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса, а также транснациональные угрозы, Афганистан и Кыргызстан, вопросы толерантности и недискриминации.
Согласно оценкам партнеров по ОБСЕ, казахстанское председательство за период своих полномочий продемонстрировало уверенный и эффективный стиль работы в качестве "политического менеджера" Организации. К началу председательства была сверстана динамичная и достаточно амбициозная программа, которая последовательно реализуется. По всем заявленным приоритетам в трех измерениях ОБСЕ – военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном – ведется систематическая работа, приносящая осязаемые плоды. В реализации своего мандата Астана последовательно исходит из духа объявленного лидером нации, президентом Нурсултаном Назарбаевым, девиза из четырех "Т" – trust (доверие), tradition (традиции), transparency (транспарентность) и tolerance (толерантность).Казахстанское председательство неизменно делает акцент на необходимости сбалансированного наполнения всех трех измерений Организации. Так, касаясь насущных тем работы ОБСЕ в рамках первого измерения – военно-политического, Казахстан считает крайне важным сохранение режимов контроля над обычными вооружениями и мер доверия, в том числе возобновление конструктивного диалога по выходу из кризисной ситуации вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В контексте мер по усилению военно-политической стабильности и безопасности на пространстве ОБСЕ приоритетное значение уделяется продвижению существующих форматов урегулирования "затяжных конфликтов". Погашение очагов напряженности в перманентно горячих точках – кропотливая работа, рассчитанная на длительное время. Казахстан с самого начала председательства нацелился на усиление потенциала ОБСЕ в предотвращении и урегулировании кризисных ситуаций. Эта политика оправдала себя и во время кризиса в Кыргызстане. Сегодня понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство Евразии. Именно поэтому казахстанское председательство уделяет особое внимание Афганистану. Казахстан продолжает активную работу в ОБСЕ по повышению уровня управления границами между странами Центральной Азии и Афганистаном, развитию трансграничного сотрудничества, укреплению потенциала национальных пограничных и полицейских сил Афганистана. Наша страна как активный участник процесса по оказанию помощи Афганистану утвердила программу по обучению афганских полицейских инструкторов на базе Академии МВД РК.
Переходя ко второму измерению деятельности ОБСЕ – экономико-экологическому, необходимо упомянуть, что именно в ходе казахстанского председательства в ОБСЕ на III Астанинском экономическом форуме в июле 2010 года была поднята тема глобального финансового и экономического кризиса. В своем выступлении президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Боннский документ и Маастрихтская стратегия ОБСЕ требуют гибкой адаптации к изменившимся условиям, в связи с чем необходимо приступить к разработке нового документа "Маастрихт плюс".
На Астанинском форуме лидер РК выступил также с инициативой реального и содержательного наполнения второго измерения ОБСЕ – идеей полномасштабной Евразийской интеграции, необходимости разработки единого документа, отражающего ее основные принципы и направления. Была выбрана тема развития транспортного потенциала государств – участников ОБСЕ и трансконтинентальных транспортных коридоров. При этом один из главных акцентов объективно сделан на странах ОБСЕ, не имеющих выхода к морю.Что касается третьего измерения работы ОБСЕ – гуманитарного, то здесь председательство РК проходит под знаком выдвижения инициатив по повышению статуса и эффективности Организации. Казахстан заявляет, что сегодня в зоне ответственности ОБСЕ назрела острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге. Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, выступает за активное использование потенциала ОБСЕ для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма.Ключевым событием здесь стала прошедшая 29–30 июня в Астане конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Наряду с членами официальных делегаций, в ней участвовали представители 223 НПО. По мнению главы нашего государства, "мы вместе должны проанализировать серьезные сдвиги в политике толерантности за последние десятилетия и выйти на общий документ с условным названием "ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии".
Способствуя решению задач ОБСЕ, формируя новую систему безопасности в регионе, основывающуюся на принципах доверия и транспарентности, руководство Казахстана содействует обеспечению стратегической безопасности страны и ее граждан.
Ирина ЯКИМЕНКО, Астана
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.255 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |