На начальном этапе пенсионной реформы, как, впрочем, и сейчас, фонды дружно инвестируют собранные накопления в государственные ценные бумаги. Между тем цель реформы изначально заключалась в разумном инвестировании в реальное производство, которое само не только не потеряет стоимость, но и сможет создать новую стоимость. Еще одна проблема заключается в том, что в настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указываются финансовые обязательства НПФ. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию. К тому же не гарантируется годовой минимальный прирост средств. |
Пока все эти проблемы существуют – деятельность отечественных пенсионных фондов будет убыточной. И даже не кризис виноват в том, что доходность фондов ниже инфляции. Такой она была всегда, что называется, с начала времен пенсионной реформы в Казахстане.
Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года, положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы. Сейчас ее впору назвать долгостроем. Об этом, в частности, говорится в стратегическом плане комитета по надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК (КФН) до 2015 года.
Вход
Как известно, 1998–2000 годы были этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов в нашей стране. Здесь хотелось бы отметить определенные позитивные достижения. Это и сжатые сроки внедрения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, и сформировавшаяся законодательная и нормативная база, а также инфраструктура рынка.
Прежде всего, реформирование пенсионной системы Казахстана оказало положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики. На рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в недалеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.
Еще одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий стал сам заботиться о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. При старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая теми, кто работал спустя рукава, получали примерно одинаковую пенсию.
То есть изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Накопления вкладчиков позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования пенсионной системы, многие ее проблемы остаются до сих пор нерешенными.
Механизм накопительной пенсионной системы, как известно, заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10 процентов от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки на пенсионные счета своих работников. Эти деньги в свою очередь инвестируются в различные финансовые инструменты с целью преодоления последствий инфляции и прочего.
Выход
На начальном этапе пенсионной реформы, как, впрочем, и сейчас, фонды дружно инвестируют собранные накопления в государственные ценные бумаги. Происходит это в том числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов. То есть накопительные пенсионные фонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Минфин и Нацбанк вынуждены эмиссия за эмиссией выпускать собственные бумаги, чтобы фонды могли покупать хотя бы их.
Между тем цель реформы заключалась не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы – это инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, можно взять отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложить их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Однако этого не происходит.
«Увеличение объема активов накопительных пенсионных фондов за счет регулярно поступающих в систему обязательных пенсионных взносов вкладчиков требует качественных объектов для инвестирования, обладающих в том числе способностью генерировать доходность», – говорится в стратегическом плане КФН.
В стратегическом плане также отмечается, что, поскольку накопительные пенсионные фонды в силу имеющихся ограничений инвестируют аккумулированные пенсионные активы в основном на фондовом рынке и, соответственно, являются наиболее крупными институциональными инвесторами, актуальной проблемой остается отсутствие единой системы оценки финансовых инструментов, входящих в состав пенсионных активов, в особенности неликвидных финансовых инструментов.
Еще одна проблема заключается в том, что в настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указываются финансовые обязательства НПФ. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм. К тому же не гарантируется годовой минимальный прирост средств.
Если в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин, то у нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель и вовсе освобожден от заботы по пенсионному обеспечению работников, за исключением пожалуй того, что обязан ежемесячно изымать десятую часть зарплаты и направлять на пенсионные счета работников.
Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Может быть, это и стало причиной того, что уже в первые годы своего существования пенсионная реформа зашла в своеобразный тупик, из которого не может выбраться по сей день.
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию и не знает, с чем встретит свою старость.
Роль страховых компаний как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов, как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды, как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами, гаранта их устойчивости, безусловно, важна и необходима.
Задачей любой страховой организации, независимо от ее формы, является предоставление страховой защиты своей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему.
Если брать во внимание вышеперечисленные планы комитета по финнадзору на ближайшие годы, то есть вероятность, что на пенсионном рынке страны все же воцарится некое подобие порядка. В противном случае наши пенсионные накопления так и будут таять на глазах, не успевая даже за инфляцией.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.872 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |