Конституционный статус Казахстана как социального государства обуславливает необходимость постоянного совершенствования государственной социальной политики по всем ее ключевым направлениям (социальная защита населения, образование, здравоохранение, жилищное строительство, миграционная политика, физическая культура и спорт, молодежная и гендерная политика). Очевидно, что в условиях довольно сложных и неоднозначных процессов и событий в общественно-политической жизни Казахстана в течение последнего года руководство республики решило сделать максимальный акцент в деятельности государства и его органов на социальную сферу. Особенно это прослеживается с публикацией 10 июля этого года в газете «Казахстанская правда» статьи Президента РК Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». По фундаментальности своего содержания эта статья претендует стать полноценным программным документом. |
Таким образом, посредством выдвижения и реализации идеи Общества Всеобщего Труда идет формирование долгосрочного стратегического тренда на ориентацию деятельности органов государственной власти всех уровней в направлении содействия повышению уровня благосостояния граждан республики.
В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в августе этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно ключевых установок Президента РК по социальной модернизации. Исследование проводилось в отношении 52 соответствующих установок, которые, в свою очередь, составляют 20 поручений Главы государства правительству.
При этом для получения указанных оценок были использованы такие критерии, как актуальность, четкость поставленной задачи и реалистичность успешного выполнения рассматриваемых установок Президента РК.
Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих неправительственные организации и аналитическое сообщество.
Для оценки ключевых установок Главы государства по социальной модернизации была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.
Ответы респондентов позволили составить нижеследующий рейтинг.
Итак, в десятку наиболее актуальных установок Главы государства попали:
Примечательно, что в данном случае преобладают меры, направленные на улучшение условий жизнедеятельности и развития молодого поколения казахстанцев. В свою очередь, среди них доминируют установки, призванные приобщать школьников и студенческую молодежь к занятию спортом и, как следствие, ведению здорового образа жизни. При этом развитие студенческого и детско-юношеского спорта является лидером по четкости поставленной задачи (6,05) среди всех 52-х установок Президента РК по социальной модернизации.
Вместе с тем очевидно, что самой важной среди рассматриваемых мер является создание механизмов «социальных лифтов» для молодежи. Представляется, что успешная реализация этой меры позволит выявлять из молодежной среды талантливых и инициативных людей и привлекать их к реализации социально значимых программ и проектов. Это положительно отразится не только относительно обеспечения трудоустройства молодых граждан, но и повышения уровня их ответственности за состояние дел в обществе и государстве.
В перечень отмеченных выше установок Главы государства также попали меры, призванные улучшить ситуацию в областях занятости и трудовых отношений, жилищного обеспечения граждан, коммунальных услуг и законодательства в социальной сфере. При этом все они также отличаются сравнительно высокими показателями относительно четкости поставленных задач (5,18 — 5,82 баллов).
Однако, судя по оценкам респондентов, высокий уровень актуальности и четкости не является гарантией успешности практической реализации данных установок по социальной модернизации. Показательно в этой связи то, что большинство из них находятся по данному критерию на уровне не выше среднего (3,39 — 4 балла).
Наиболее же всего на успешную реализацию здесь может рассчитывать введение налоговых льгот и облегчение условий кредитования для граждан, желающих и способных строить собственные дома (4,63). Очевидно, что серьезный демографический рост (только за последние 5 лет численность населения Казахстана увеличилась с 15,3 до 16,6 млн. человек – прим.) требует максимального уделения внимания именно решению жилищного вопроса. Тем более, что в текущем году согласно утвержденной правительством Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы ожидается снижение объемов жилищного строительства и, как следствие, роста цен на жилье.
Поэтому в целях недопущения обострения жилищного вопроса и его негативного отражения в общественно-политической жизни страны следует ожидать, что власти сравнительно быстро предпримут меры, стимулирующие граждан к самостоятельному строительству жилья. Речь главным образом идет о соответствующих поправках в налоговое и банковское законодательство. Причем последние, касающиеся сферы частных банков, могут стать первоочередными. Единственным неясным вопросом в данном случае остается наделение граждан, желающих строить свои дома, земельными участками, где и будет осуществляться это строительство. Во всяком случае, в соответствующем поручении Главы государства земельный аспект никак не затронут.
Наименее актуальными респонденты признали такие модернизационные меры, как:
При этом предложение относительно развития Национальной лотереи представляется как самое уязвимое вследствие также самой наименьшей, среди всех остальных установок Президента РК, степени четкости в постанове задачи (4,03) и практической реализации (3,48). В связи с этим данная мера требует своего максимального уточнения с точки зрения ее необходимости и положительного воздействия в процессе развития отечественного спорта и физической культуры, а также конкретизации шагов по ее осуществлению.
Помимо предложения модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи четкостью поставленной задачи меньше всего также отличаются:
Данное обстоятельство чревато тем, что нечеткость в содержании данных установок по социальной модернизации может отрицательно отразиться в процессе их воплощения в жизнь. Не случайно поэтому, что такие из них, как повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами и принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, вызывают большие сомнения относительно реалистичности их успешного выполнения (3,64 и 3,74 балла соответственно). В связи с этим рассматриваемые установки Главы государства также требуют большей конкретизации в соответствующих документах правительства республики и иных исполнительных органов власти, непосредственно ответственных за выполнение данных президентских поручений.
По уровню реалистичности успешного выполнения среди установок Президента РК по социальной модернизации лидируют:
Вместе с тем самыми актуальными из них признаны введение налоговых льгот для многодетных семей (6,16) и создание спортивного телеканала (5,38). Последняя из этих инициатив Президента РК свидетельствует о повышении в республике важности развития спорта, особенно в свете достижений казахстанских спортсменов на XXX Летних Олимпийских играх, и приобщения к нему большого числа граждан, прежде всего из числа детей и молодежи.
Что касается остальных мер, то они демонстрируют обратный по отношению к лидирующей по уровню актуальности десятке эффект: высокая степень вероятности успешной реализации при минимальной востребованности в обществе. Очевидно, что разработка и внесение в трудовое, административное и уголовное законодательство поправок, призванных сдерживать возникновение серьезных социально-трудовых конфликтов, носит не столько актуальный в общественном смысле, сколько политически конъюнктурный характер. Власти очень сильно заинтересованы не допустить вероятного повторения трагических событий в Жанаозене. Поэтому данные установки Главы государства явно станут первоочередными на выполнение. То же самое касается и обеспечения взаимодействия между областями республики, что сравнительно легко решаемо административным путем.
В то же время, согласно оценкам респондентов, наименее выполнимые меры в рамках проведения социальной модернизации в два раза превышают число лидеров по данному критерию. При этом среди них оказались следующие социально значимые установки:
Судя по всему, соответствующие сомнения респондентов относительно данных мер обусловлены, во-первых, размытостью, нечеткой определенностью их содержания. Так, ни на официальном уровне, ни среди широкой общественности нет четкого представления относительно, например, «социальных лифтов» для молодежи и «эффективного собственника» жилья. При таком подходе тем или иным государственным и негосударственным структурам будет сложно осуществлять соответствующие установки Главы государства на практике.
Во-вторых, что еще более важно, критическим положением дел в системе государственной власти и управления, особенно на региональном и местном уровнях. Достаточно отметить здесь большую дистанцированность органов власти и их должностных лиц от общества, недооценку ими в связи с этим социального самочувствия населения соответствующих регионов и населенных пунктов и, следовательно, важности социальных установок Президента РК для его улучшения, мотивация работы многих чиновников и сотрудников квазигосударственных структур интересами личного благосостояния, низкий уровень обеспечении исполнительской дисциплины и т.д. В связи с этим имеются большие риски проявления формального подхода по отношению как к рассматриваемым, так и ко многим другим установкам Главы государства.
В целом, результаты представленного рейтинга позволяют сделать следующие выводы. Безусловно, что подавляющее большинство установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана носят актуальный и максимально востребованный обществом характер. Особенно это касается вопросов жилищного обеспечения, обеспечения занятости, трудовых отношений и молодежной политики.
Вместе с тем прослеживается отсутствие ясного представления о том, каким образом будет осуществляться реализация соответствующих установок Главы государства на практике. В частности, нет четкого представления относительно механизмов взаимодействия и взаимной ответственности между государством и институтами гражданского общества в процессе выполнения 20 поручений Президента РК.
В этих условиях правительство и особенно акимы всех уровней вполне могут свести данный процесс к формализму, декларированию, проведению разовые акций и мероприятий по тем или иным установкам Главы государства. Тем самым имеется серьезные риски дискредитации в конечном итоге самой идеи проведения социальной модернизации и формирования по ее результатам Общества Всеобщего Труда. Поэтому сомнения респондентов относительно успешности выполнения наиболее актуальных установок Президента РК являются вполне обоснованными.
Поэтому во избежание вероятных негативных последствий в процессе проведения социальной модернизации представляется целесообразным:
1. Тщательно проработать концептуальные и нормативно-правовые аспекты по каждой из ключевых установок Главы государства по социальной модернизации с целью четкого определения конкретных задач, сроков, направлений и механизмов их выполнения, ожидаемых результатов. В связи с этим первоочередными для реализации должны стать разработка проектов Общенациональной Концепции социального развития РК до 2030 года, Общенационального плана социальной модернизации до 2016 года, законов о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, о социальных рабочих местах, о гражданской службе и т.д.
2. Обеспечить максимальный контроль за исполнением каждой из соответствующих установок Президента РК, включая выработку прямую ответственность руководителей центральных государственных органов, акимов областей, районов, городов республиканского и областного значения, а также разработку индикаторов оценки деятельности данных исполнительных органов. При этом следует создать такую систему данного контроля, чтобы в ней сочетались государственные и общественные механизмы.
3. Привлечь в процесс реализации рассматриваемых установок Президента РК заинтересованных представителей бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и независимых экспертов в целях обеспечения широкого участия общественности в проведении социальной модернизации. В свою очередь, это предполагает выстраивание механизмов конструктивного взаимодействия государства и его органов с обществом и его институтами.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.211 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |