Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Рейтинг ключевых установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана



Рейтинг ключевых установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана

 

Рейтинг ключевых установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации КазахстанаКонституционный статус Казахстана как социального государства обуславливает необходимость постоянного совершенствования государственной социальной политики по всем ее ключевым направлениям (социальная защита населения, образование, здравоохранение, жилищное строительство, миграционная политика, физическая культура и спорт, молодежная и гендерная политика).

Очевидно, что в условиях довольно сложных и неоднозначных процессов и событий в общественно-политической жизни Казахстана в течение последнего года руководство республики решило сделать максимальный акцент в деятельности государства и его органов на социальную сферу. Особенно это прослеживается с публикацией 10 июля этого года в газете «Казахстанская правда» статьи Президента РК Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». По фундаментальности своего содержания эта статья претендует стать полноценным программным документом.


Таким образом, посредством выдвижения и реализации идеи Общества Всеобщего Труда идет формирование долгосрочного стратегического тренда на ориентацию деятельности органов государственной власти всех уровней в направлении содействия повышению уровня благосостояния граждан республики.

В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в августе этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно ключевых установок Президента РК по социальной модернизации. Исследование проводилось в отношении 52 соответствующих установок, которые, в свою очередь, составляют 20 поручений Главы государства правительству.

При этом для получения указанных оценок были использованы такие критерии, как актуальность, четкость поставленной задачи и реалистичность успешного выполнения рассматриваемых установок Президента РК.

Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих неправительственные организации и аналитическое сообщество.

Для оценки ключевых установок Главы государства по социальной модернизации была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

Ответы респондентов позволили составить нижеследующий рейтинг.

Итак, в десятку наиболее актуальных установок Главы государства попали:

Примечательно, что в данном случае преобладают меры, направленные на улучшение условий жизнедеятельности и развития молодого поколения казахстанцев. В свою очередь, среди них доминируют установки, призванные приобщать школьников и студенческую молодежь к занятию спортом и, как следствие, ведению здорового образа жизни. При этом развитие студенческого и детско-юношеского спорта является лидером по четкости поставленной задачи (6,05) среди всех 52-х установок Президента РК по социальной модернизации.

Вместе с тем очевидно, что самой важной среди рассматриваемых мер является создание механизмов «социальных лифтов» для молодежи. Представляется, что успешная реализация этой меры позволит выявлять из молодежной среды талантливых и инициативных людей и привлекать их к реализации социально значимых программ и проектов. Это положительно отразится не только относительно обеспечения трудоустройства молодых граждан, но и повышения уровня их ответственности за состояние дел в обществе и государстве.

В перечень отмеченных выше установок Главы государства также попали меры, призванные улучшить ситуацию в областях занятости и трудовых отношений, жилищного обеспечения граждан, коммунальных услуг и законодательства в социальной сфере. При этом все они также отличаются сравнительно высокими показателями относительно четкости поставленных задач (5,18 — 5,82 баллов).

Однако, судя по оценкам респондентов, высокий уровень актуальности и четкости не является гарантией успешности практической реализации данных установок по социальной модернизации. Показательно в этой связи то, что большинство из них находятся по данному критерию на уровне не выше среднего (3,39 — 4 балла).

Наиболее же всего на успешную реализацию здесь может рассчитывать введение налоговых льгот и облегчение условий кредитования для граждан, желающих и способных строить собственные дома (4,63). Очевидно, что серьезный демографический рост (только за последние 5 лет численность населения Казахстана увеличилась с 15,3 до 16,6 млн. человек – прим.) требует максимального уделения внимания именно решению жилищного вопроса. Тем более, что в текущем году согласно утвержденной правительством Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы ожидается снижение объемов жилищного строительства и, как следствие, роста цен на жилье.

Поэтому в целях недопущения обострения жилищного вопроса и его негативного отражения в общественно-политической жизни страны следует ожидать, что власти сравнительно быстро предпримут меры, стимулирующие граждан к самостоятельному строительству жилья. Речь главным образом идет о соответствующих поправках в налоговое и банковское законодательство. Причем последние, касающиеся сферы частных банков, могут стать первоочередными. Единственным неясным вопросом в данном случае остается наделение граждан, желающих строить свои дома, земельными участками, где и будет осуществляться это строительство. Во всяком случае, в соответствующем поручении Главы государства земельный аспект никак не затронут.

Наименее актуальными респонденты признали такие модернизационные меры, как:

При этом предложение относительно развития Национальной лотереи представляется как самое уязвимое вследствие также самой наименьшей, среди всех остальных установок Президента РК, степени четкости в постанове задачи (4,03) и практической реализации (3,48). В связи с этим данная мера требует своего максимального уточнения с точки зрения ее необходимости и положительного воздействия в процессе развития отечественного спорта и физической культуры, а также конкретизации шагов по ее осуществлению.

Помимо предложения модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи четкостью поставленной задачи меньше всего также отличаются:

Данное обстоятельство чревато тем, что нечеткость в содержании данных установок по социальной модернизации может отрицательно отразиться в процессе их воплощения в жизнь. Не случайно поэтому, что такие из них, как повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами и принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, вызывают большие сомнения относительно реалистичности их успешного выполнения (3,64 и 3,74 балла соответственно). В связи с этим рассматриваемые установки Главы государства также требуют большей конкретизации в соответствующих документах правительства республики и иных исполнительных органов власти, непосредственно ответственных за выполнение данных президентских поручений.

По уровню реалистичности успешного выполнения среди установок Президента РК по социальной модернизации лидируют:

Вместе с тем самыми актуальными из них признаны введение налоговых льгот для многодетных семей (6,16) и создание спортивного телеканала (5,38). Последняя из этих инициатив Президента РК свидетельствует о повышении в республике важности развития спорта, особенно в свете достижений казахстанских спортсменов на XXX Летних Олимпийских играх, и приобщения к нему большого числа граждан, прежде всего из числа детей и молодежи.

Что касается остальных мер, то они демонстрируют обратный по отношению к лидирующей по уровню актуальности десятке эффект: высокая степень вероятности успешной реализации при минимальной востребованности в обществе. Очевидно, что разработка и внесение в трудовое, административное и уголовное законодательство поправок, призванных сдерживать возникновение серьезных социально-трудовых конфликтов, носит не столько актуальный в общественном смысле, сколько политически конъюнктурный характер. Власти очень сильно заинтересованы не допустить вероятного повторения трагических событий в Жанаозене. Поэтому данные установки Главы государства явно станут первоочередными на выполнение. То же самое касается и обеспечения взаимодействия между областями республики, что сравнительно легко решаемо административным путем.

В то же время, согласно оценкам респондентов, наименее выполнимые меры в рамках проведения социальной модернизации в два раза превышают число лидеров по данному критерию. При этом среди них оказались следующие социально значимые установки:

Судя по всему, соответствующие сомнения респондентов относительно данных мер обусловлены, во-первых, размытостью, нечеткой определенностью их содержания. Так, ни на официальном уровне, ни среди широкой общественности нет четкого представления относительно, например, «социальных лифтов» для молодежи и «эффективного собственника» жилья. При таком подходе тем или иным государственным и негосударственным структурам будет сложно осуществлять соответствующие установки Главы государства на практике.

Во-вторых, что еще более важно, критическим положением дел в системе государственной власти и управления, особенно на региональном и местном уровнях. Достаточно отметить здесь большую дистанцированность органов власти и их должностных лиц от общества, недооценку ими в связи с этим социального самочувствия населения соответствующих регионов и населенных пунктов и, следовательно, важности социальных установок Президента РК для его улучшения, мотивация работы многих чиновников и сотрудников квазигосударственных структур интересами личного благосостояния, низкий уровень обеспечении исполнительской дисциплины и т.д. В связи с этим имеются большие риски проявления формального подхода по отношению как к рассматриваемым, так и ко многим другим установкам Главы государства.

В целом, результаты представленного рейтинга позволяют сделать следующие выводы. Безусловно, что подавляющее большинство установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана носят актуальный и максимально востребованный обществом характер. Особенно это касается вопросов жилищного обеспечения, обеспечения занятости, трудовых отношений и молодежной политики.

Вместе с тем прослеживается отсутствие ясного представления о том, каким образом будет осуществляться реализация соответствующих установок Главы государства на практике. В частности, нет четкого представления относительно механизмов взаимодействия и взаимной ответственности между государством и институтами гражданского общества в процессе выполнения 20 поручений Президента РК.

В этих условиях правительство и особенно акимы всех уровней вполне могут свести данный процесс к формализму, декларированию, проведению разовые акций и мероприятий по тем или иным установкам Главы государства. Тем самым имеется серьезные риски дискредитации в конечном итоге самой идеи проведения социальной модернизации и формирования по ее результатам Общества Всеобщего Труда. Поэтому сомнения респондентов относительно успешности выполнения наиболее актуальных установок Президента РК    являются вполне обоснованными.

Поэтому во избежание вероятных негативных последствий в процессе проведения социальной модернизации представляется целесообразным:

1. Тщательно проработать концептуальные и нормативно-правовые аспекты по каждой из ключевых установок Главы государства по социальной модернизации с целью четкого определения конкретных задач, сроков, направлений и механизмов их выполнения, ожидаемых результатов. В связи с этим первоочередными для реализации должны стать разработка проектов Общенациональной Концепции социального развития РК до 2030 года, Общенационального плана социальной модернизации до 2016 года, законов о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, о социальных рабочих местах, о гражданской службе и т.д.

2. Обеспечить максимальный контроль за исполнением каждой из соответствующих установок Президента РК, включая выработку прямую ответственность руководителей центральных государственных органов, акимов областей, районов, городов республиканского и областного значения, а также разработку индикаторов оценки деятельности данных исполнительных органов. При этом следует создать такую систему данного контроля, чтобы в ней сочетались государственные и общественные механизмы.

3. Привлечь в процесс реализации рассматриваемых установок Президента РК заинтересованных представителей бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и независимых экспертов в целях обеспечения широкого участия общественности в проведении социальной модернизации. В свою очередь, это предполагает выстраивание механизмов конструктивного взаимодействия государства и его органов с обществом и его институтами.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.211 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>