Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Тунгышбай аль-Тарази предлагает принять специальный закон «О театре»



Тунгышбай аль-Тарази предлагает принять специальный закон «О театре»

 

Тунгышбай аль-Тарази предлагает принять специальный закон «О театре»Театр и другие учреждения искусства - духовные центры, в которых сохраняется наша культура. Они служат обогащению духовного мира народа, воспитывают у подрастающего поколения уважение к национальным ценностям. Театры занимают особое место в формировании нового общества в независимом государстве.

В беседе с нашим корреспондентом народный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии


и премии Союза молодежи, кандидат искусствоведческих наук, профессор, актер театра и кино, режиссер, председатель Союза театральных деятелей Республики Казахстан Тунгышбай аль-Тарази (Жаманкулов) делится своими мыслями о театре.

- Тунгышбай Кадырулы, Вы - председатель Союза театральных деятелей нашей страны. Наверное, немногие сегодня знают проблемы этой сферы лучше Вас. В каком положении находятся театры в Казахстане? Какие вопросы требуют особого внимания?

- Казахстан после обретения независимости сделал немало для развития своего театрального искусства. Когда в других странах учреждения искусства закрывались, у нас - благодаря заботе нашего Президента, при его прямом участии, - в разных регионах нашей страны открылось более 10 новых театров. Мы довольны тем, что делается в этой сфере, довольны значительными достижениями, и все же пришло время глубже рассмотреть некоторые вопросы развития нашей культуры и искусства, в том числе театра, ставшего зеркалом общественно-социальных изменений, неразлучным спутником нашей духовной жизни.

Необходимость сохранения достигнутого театрами Казахстана художественного уровня никогда не сходила с повестки дня. Сегодня для нас главное - создание условий для полноценной работы театра, чтобы он чувствовал дыхание быстротекущего времени, чтобы его работа соответствовала жизни. Нужно также пересмотреть место театра в обществе с правовых позиций, чтобы не вступать в противоречия с законодательной и исполнительной властью, а напротив, регулировать его работу так, чтобы создавать возможности для творчества. Пока чиновники не поймут, что театр - не просто место для увеселения или отдыха, это искусство так и будет считаться «занятием для тех, кому нечего делать, для ненормальных артистов», и не сможет занять свое место - как показатель национального интеллекта на высшем мировом уровне. Понятно, что престиж государства не будет высоким, если люди искусства в нем находятся в положении «аутсайдеров», плохо обеспечены материально. Чтобы развивать театральное искусство в соответствии с требованиями, вытекающими из задач, указанных Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым для учреждений искусства на новом этапе развития нашего суверенного государства, - необходимо пересмотреть творческие критерии, а также рассмотреть в контексте мировых тенденций систему управления театром.

Можно сказать, что социальное и творческое положение казахстанских театров, особенно областных, не выдерживает критики, если смотреть с высоты мировых критериев. Всего в Казахстане насчитывается 54 театра. Из них три - театры оперы и балета, 16 - русские, 9 - кукольные театры. Есть также 4 национальных театра - корейский, немецкий, уйгурский и узбекский - в Сайраме. А в Усть-Каменогорске и Актобе русские и казахские труппы считаются одним театром, то есть официально считаются одним учреждением. В некоторых областях есть также кукольные труппы, присоединенные к основному составу. Их жизнь и искусство зависят от скудного финансирования, выделяемого областными акиматами. Зарплата работников театра намного ниже, чем требуется для среднего уровня жизни. Поэтому они находятся в бедственном положении. А творческий уровень некоторых из них, нечего скрывать, просто позорный. Эти вопросы остаются без внимания, никто ими не занимается. Театры, а особенно их большие здания, некоторые режиссеры или актеры нужны областным акиматам только для проведения собраний и культурных мероприятий. Их не интересует, какие пьесы в репертуаре творческого коллектива, как они ставятся и, кроме того, в областных департаментах культуры никогда не было профессиональных специалистов, которые могли бы анализировать эти вопросы. Единственное, что радует - в Казахстане не был закрыт ни один театр, а наоборот, создано около десяти новых. Конечно, 38 зданий театров, построенных и капитально отремонтированных, также радуют глаз.

- Можете ли Вы назвать театры, которые радуют народ, здания которых построены в соответствии с требованиями времени?

- Это здание театра имени С.Сейфуллина, которое построено в Караганде, когда акимом был Нурлан Нигматулин - оно отличается оригинальным дизайном, расположено на самой красивой площади. В январе этого года в Костанае бывший тогда акимом области Сергей Кулагин вручил казахскому театру имени И.Омарова ключи от нового здания. Безусловно, эти меры, принимаемые благодаря заботе Главы государства, окажут большое влияние на повышение творческого уровня театров.

Тунгышбай аль-Тарази предлагает принять специальный закон «О театре» - А теперь скажите, на какие вопросы следует обратить внимание?

- Чтобы наши доводы были конкретными, следует опираться на документальные данные. Из 54 театров Казахстана у 6 нет собственных зданий. Это русский театр имени Ф.Достоевского в Семее, русские театры в Шымкенте, Таразе, Кокшетау, театр сатиры и юмора в Актобе. В четырех театрах до сих пор не проведено ремонта - в Шымкентском кукольном, казахском юношеском в Аркалыке, в театре имени Н.Жанторина в Актау. В Республиканском немецком театре в Алматы ремонт ведется так долго, что актеры вынуждены искать для себя помещения. В 22 театрах коллективы нуждаются в жилье. Очень многие работники театра не имеют жилья. В театре оперы и балета имени К.Байсеитовой только 20 человек получили квартиры, а 80 - не получили. Много актеров, не имеющих жилья, в Шымкентском театре оперы и балета, в Актобе, в Усть-Каменогорске, в Алматы. Уже в течение многих лет не давали квартир актерам театра имени А.Островского в Уральске, русского и кукольного, а также театра юмора и сатиры в Шымкенте, театра имени К.Жандарбекова в Жетысае, казахского юношеского театра в Аркалыке, казахского театра имени Абая в Семее, академического музыкально-драматического театра в Караганде.

Не секрет, что из-за всего этого в региональных театрах наблюдается нехватка специалистов. Практически повсеместно не хватает опытных режиссеров, талантливых актеров и других специалистов. Потому что специалисты, окончившие вузы, в такие театры не идут. Все они ищут работу на телевидении, радио и в киностудиях Алматы и Астаны, для заработка ходят на свадьбы и другие торжества.

- Что является причиной нехватки одаренной молодежи в творческих коллективах?

- Причин много, и первая из них - низкая зарплата. Приведу пример: в театре имени Т.Ахтанова в Актобе актер получает 27 тысяч тенге, в театре имени Махамбета в Атырау - 30 тысяч тенге, в театре оперы и балета в Шымкенте - 32 тысячи тенге, в узбекском театре в Сайраме - 25 тысяч тенге, в Туркестанском театре - 34 тысячи, в Шымкентском кукольном театре - 29 тысяч тенге, в казахском театре в Таразе - 31 тысячу тенге. То же самое и в других театрах. Стоимость подписки единственного театрального журнала «Театр.кз», который выходит один раз в месяц - около 6 тысяч тенге. Как мы можем обижаться на наших коллег в регионах, для которых и эта подписка слишком дорогая? Самая большая зарплата - в театрах имени М.Ауэзова и имени Абая, а также в театре оперы и балета имени К.Байсеитовой. В театре имени М.Ауэзова базовый должностной оклад - 17 697 тенге. К нему применяется коэффициент 2,64, и еще Министерство добавляет специальный коэффициент 1,72. Актерам высшей категории добавляют еще 8 тысяч тенге. Всего получается 89 тысяч тенге. Для сравнения: в российских государственных театрах молодые актеры получают зарплату около 2 тысяч долларов США, я это знаю точно. У нас руководители Министерства и театров говорят о 120-130 тысячах тенге, это за счет добавки в размере 50 процентов, из личного фонда директора театра, то есть заработанных самим коллективом денег. Но и эту сумму трудно назвать достаточной для актеров. А за почетное звание народного артиста Казахстана добавляется к зарплате всего 1700 тенге в месяц. Когда народный артист выходит на пенсию, он получает 39 тысяч тенге. Немало людей с трудом добиваются получения даже собственных денег.

Актеры и режиссеры областных театров не находятся в поле прямого внимания уполномоченного органа - Министерства культуры и информации, они в сиротском положении. Труд артистов, режиссеров, художников остается без внимания, о них забывают.

- Сейчас меняются и общество, и люди. Как, по-Вашему, должна формироваться система управления творческим коллективом?

- Время прежней системы управления, включающей должности художественного руководителя и главного режиссера, прошло. Они препятствуют росту творческого уровня театра. Обычно на эти должности назначают режиссеров, и это препятствует развитию репертуара, свободной актерской игры и масштабной режиссуры. В конечном счете, весь театр становится жертвой личных амбиций этого начальника-режиссера и его уровня. Другим режиссерам не дается возможности выбирать репертуар по своему усмотрению. В результате появляются средние спектакли, неинтересные роли. Творческая свобода режиссера, подчиненного главному режиссеру, художественному руководителю, оказывается попранной. Например, 90 процентов коллектива казахского театра имени Ж.Аймаутова в Павлодаре выступили против режиссера Тапенова, который руководил театром более 20 лет, и за это время не внес в работу театра ничего нового. А господин Тапенов, как бы говоря «вы без меня не проживете», ушел из театра по собственному желанию, видимо, ожидая, что его позовут обратно. Но театр спокойно обходится и без главного режиссера. Поэтому мы должны научиться пользоваться тем новым, что появилось в мире театра. Думаю, что в театре не нужно столько руководящих должностей. Один человек - директор, режиссер, главный режиссер, художественный руководитель, председатель художественного совета! Для того, чтобы режиссеры занимались лишь своими спектаклями, думали о художественном уровне своих постановок, таких руководителей не нужно. Мы сейчас обсуждаем лишь одну проблему. Это вопрос об упразднении многоуровневого руководства театром и предоставлении творческой свободы режиссеру - не начальнику! - как художнику.

- В настоящее время Союз театральных деятелей Казахстана ставит ряд вопросов, но не имеет возможности их решить. Что нужно сделать для того, чтобы расширить творческую свободу театра? Что нужно сделать для дальнейшего развития этой сферы?

- Честно говоря, хотя у нас иногда не хватает денег на телефонные разговоры, мы связывались с Международным институтом театра, офис которого расположен в Париже, и членами которого являются более 100 государств, а также связывались с АТА - Альянсом театров Азии, съезд которого прошел прошлой осенью в китайском городе Чунцин, чтобы войти в эту организацию в качестве полноправного члена - для престижа Казахстана.

Опираясь на авторитет Главы государства, мы предложили провести в Астане первый Международный фестиваль театров Азии.

Но сейчас мы в сомнениях, потому что до сих по не получили ответа от государственных учреждений по этому поводу. Мы являемся членом Конфедерации союзов театральных деятелей, офис которой расположен в Москве, но, к нашем стыду, не можем найти 700 евро для ежегодного членского взноса. Наверное, Вы понимаете, почему мы не решаемся стать членами упомянутых выше двух больших международных организаций.

Творческие союзы - это не общества по интересам, как, например, общества любителей собак или рыболовов. Это также проблема, требующая внимания. У нас всего несколько творческих союзов. Это союзы писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, деятелей театра. И, если предусмотреть средства из бюджета для зарплаты 7-8 специалистам, которые работают в аппаратах этих союзов, думаю, что страна не обеднеет. А эта поддержка поможет творческим союзам идти в ногу с развивающимся обществом.

Многие вопросы могут быть решены, если будет разработан и принят Закон «О театре». Это дало бы возможность для перехода на рыночные отношения, чтобы театральное искусство отвечало современным требованиями, чтобы у нас были постановки мирового уровня. В рамках этого закона, я думаю, нужно искать новые пути решения актуальных проблем, начиная с возвращения региональных театров в ведение Министерства культуры и информации. Может быть, должно быть создано Управление или Агентство по делам театра при Министерстве, или что-то другое, но решать этот вопрос нужно побыстрее. В большинстве соседних стран такие структуры имеются.

- Спасибо за беседу.

 

Мейрамбек Байгарин

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.623 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>