Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


До начала коммерческой добычи нефти морского месторождения Кашаган остались считанные месяцы



До начала коммерческой добычи нефти морского месторождения Кашаган остались считанные месяцы

 

До начала коммерческой добычи нефти морского месторождения Кашаган остались считанные месяцыВ рамках Программы опытно-промышленной разработки и поддержки буровых работ компания «Аgip KCO» (первый оператор месторождения) построила в море четыре искусственных острова и ряд насыпных сооружений, в целом представляющих собой целый эксплуатационно-технический комплекс, оснащенный по последнему слову техники, соединенный газо- и нефтепроводами. Сроки начала добычи нефти на Кашагане переносились несколько раз, пока в 2008 году стороны не подписали соглашение, в соответствии с которым коммерческая добыча (не путать с промышленной добычей) намечена на период с декабря 2012 по июнь 2013 года. Также в ходе согласования сроков Казахстан увеличил свою долю в проекте с 8 процентов до 16,8 процента и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало.

Это морское месторождение, в состав которого входят четыре нефтеносные структуры – Кашаган, Каламкас, Актоты и Кайран, считается самым крупным после открытого в 1968 году газонефтяного месторождения Прудхо-Бей на Аляске. Имеющиеся геологические запасы нефти оцениваются в 35 млрд баррелей, прогнозируется, что в будущем максимальный уровень добычи может составить 1,5 млн баррелей нефти в сутки. В перспективе, при полномасштабном освоении, Кашаган способен дать ресурсы, аналогичные объему, который необходим для покрытия 10 процентов суточной энергетической потребности всей Европы! Есть на Кашагане и крупные запасы природного газа.


С момента его официального открытия в 2000 году была проведена гигантская работа по подготовке добычи, транспортировки и переработки нефти. В рамках Программы опытно-промышленной разработки и поддержки буровых работ компания «Аgip KCO» (первый оператор месторождения) построила в море четыре искусственных острова и ряд насыпных сооружений, в целом представляющих собой целый эксплуатационно-технический комплекс, оснащенный по последнему слову техники, соединенный газо- и нефтепроводами.

Кашаганский проект уникален сочетанием технических сложностей в суровых климатических условиях Северного Каспия. Освоить его собираются в три этапа. На этапе I (этап опытно-промышленной разработки) номинальная пропускная способность будет на уровне 370 тысяч баррелей нефти в сутки. С запуском объектов закачки газа номинальный уровень добычи возрастет до 450 тысяч баррелей в сутки. На этапе II запланирована добыча уже 1 миллиона баррелей нефти в день, и, наконец, на этапе III будет достигнут суточный пиковый рубеж в 1,5 миллиона баррелей. В период полномасштабного освоения месторождения в море заработают свыше 240 скважин, более 30 автоматических буровых центров, 6 эксплуатационных технологических установок, а также комплекс по закачке газа. На первом этапе примерно половина всего объема добытого попутного газа будет закачиваться обратно в пласт.

Извлекаемое же сырье доводить до нефти товарного качества станет завод «Болашак» в Карабатане Атырауской области.

«Болашак» почти готов

Завод, куда нефть и газ будут доставляться с морского комплекса по системе трубопроводов, начали строить в 2002 году в 35 км от Атырау. Проектная мощность установки «Болашак» – 300 тысяч баррелей нефти в сутки с возможностью увеличения до 450 тысяч баррелей и до 4,4 млрд кубических метров газа в год. На пике его строительства было занято более 11 тысяч отечественных и зарубежных специалистов. В настоящее время завод практически готов, вот-вот должны начаться пусконаладочные работы.

Сера, полученная в процессе обессеривания газа, будет впоследствии реализована, а часть очищенного газа отправят с завода обратно на технологические комплексы Кашагана. Его можно использовать в качестве топлива для выработки электроэнергии при проведении различных морских операций. Кроме того, недавно все стороны-участники Северо-Каспийского проекта договорились заключить долгосрочный договор на куплю-продажу природного газа Кашагана. Предполагается, что свыше 83 процентов добытого на месторождении газа будет реализовываться именно на внутреннем рынке нашей страны компанией «КазТрансГаз» вплоть до 2041 года.

Нефть и доллары

Большое внимание уделяется вопросам экспорта кашаганской нефти, причем возможные маршруты ее транспортировки рассматриваются до сих пор. Тем не менее весной этого года стало известно, что с началом фазы промышленной разработки нефть морского месторождения пойдет по так называемому юго-восточному маршруту: танкерами до Баку и далее по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) с дальнейшим выходом на международные рынки. Дело в том, что у акционеров Кашаганского проекта – компаний «Eni», «Total» и «Conoco Phillips» – есть квоты в БТД. Но, правда, большую часть нефти собираются транспортировать по КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) после его расширения, а с началом второй фазы освоения Кашагана нефть вновь пойдет по БТД.

Сроки начала добычи нефти на Кашагане переносились несколько раз, пока в 2008 году стороны не подписали соглашение, в соответствии с которым коммерческая добыча (не путать с промышленной добычей) намечена на период с декабря 2012 по июнь 2013 года. Также в ходе согласования сроков Казахстан увеличил свою долю в проекте с 8 процентов до 16,8 процента и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало.

С получением первой нефти I этап освоения месторождения считается завершенным. Между тем до конца не решенным остается вопрос согласования II фазы. Сроки ее реализации «плавают» в пределах 2018–2019 года. Как недавно заявил министр нефти и газа Сауат Мынбаев, его ведомство и вовсе не намерено утверждать концепцию второго этапа из-за ее неэффективности.

Одна из главных тому причин – неуклонное удорожание всего проекта. С первоначальных 50–60 млрд долларов предполагаемый бюджет возрос до 130–150 млрд. Поэтому увеличение доли национальной компании «КазМунайГаз» в Кашаганском проекте стало своего рода компенсацией за удорожание, с которым Казахстан теряет десятки миллиардов предполагаемой чистой прибыли. А прибыль Казахстан, по условиям СРП, начнет получать лишь после того, как будут компенсированы затраты инвесторов.

В связи с этим считается, что вторая очередь проекта находится на стадии анализа концепции с целью повышения его экономической выгоды с учетом интересов всех участников разрабатываемого месторождения.

Природа может отомстить

Сейчас, когда нефтяные тузы замерли в ожидании большой нефти, немногочисленные «зеленые» устали бить тревогу, считая, что вопросы экологической безопасности при разработке всего шельфа Северного Каспия проработаны, мягко говоря, сыровато.

Нынешний оператор разработки месторождения – компания «North Caspian Operating Company» (NCOC) – признает, что Кашаганский проект один из самых сложных в мировой практике. Это объясняется многими особенностями месторождения: высокое пластовое давление, значительное содержание в нефти опасных газов (сероводород и оксид углерода), суровые морские условия (низкий уровень минерализации, температура зимой до 30 градусов мороза, почти полгода ледостава и непредсказуемость сдвигов льда с образованием борозд на дне моря), а также трудности снабжения из-за мелководья Северного Каспия. В разных уголках земного шара нефтяникам уже приходилось решать каждую из этих проблем по отдельности, но с таким «винегретом» нигде и никогда не сталкивались. И малейшая авария чревата катастрофическими последствиями.

По мнению академика НАН РК Муфтаха Диарова, одной из причин возникновения катастрофических нефтегазовых выбросов может стать техногенное землетрясение. Как известно, Атырауская область, а с ней и Северный Каспий относятся к участкам земной коры, где возможно землетрясение до 6 баллов по шкале Рихтера. А все крупные нефтегазовые месторождения региона находятся в тектонически активных участках земной коры. Это те же Кашаган, Актоты, Кайран, а также Королевское и Тенгизское месторождения, где в резервуарах в процессе добычи ископаемых образуются пустоты и провалы, что способно спровоцировать разрушительное землетрясение.

Атыраускую область уже не раз трясло. В 2000 году на восточном побережье казахстанского сектора Каспийского моря произошло масштабное проседание земной поверхности, затопившее  участки месторождений Каламкас и Каражанбас. Отголосок в 4 балла от морского землетрясения дошел и до Атырау, сильно напугав жителей степных равнин. «Свежий» пример – 21 февраля 2011 года на территории Тенгизского нефтяного месторождения произошло 4-балльное землетрясение. Причем первыми о ЧП сообщили зарубежные сайты научных сейсмологических институтов, в то время как официальные власти Атырау, чрезвычайные службы и компания «Тенгизшевройл» хранили гробовое молчание.

Если техногенное землетрясение совпадет с естественным сдвигом земной коры, для юго-запада Казахстана может наступить самый настоящий конец света.

Каспий нашей тревоги

Помимо техногенных причин, нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Примером тому служит экологическая катастрофа в Мексиканском заливе в результате аварии на нефтяной платформе месторождения Тайбер, последствия которой еще долго будет расхлебывать компания-разработчик «British Petroleum». В воды залива вылилось около 5 млн баррелей нефти, при этом возможность катастрофы такого масштаба считалась равной нулю. Масштабы же и последствия возможной катастрофы на Кашаганском могут быть намного тяжелее, чем в Мексиканском заливе, считают некоторые специалисты.

Так, на международном научном семинаре-совещании под названием «Актуальные проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при разработке углеводородных месторождений Северо-Восточного Каспия» представители департамента по ЧС Атырауской области заявили, что в случае аварии при юго-восточном ветре нефтяное пятно через 4–5 часов подойдет к южной окраине города и погубит заповедник «Акжайык». А это места обитания сотен тысяч птиц, в том числе и занесенных в Касную книгу. И если на открытом водном пространстве надвигающееся пятно еще можно остановить, то попади нефть в камышовые заросли – очистить водно-болотистые угодья уже будет невозможно.

По мнению директора Казахстанского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (КазНИГРИ) Косана Таскинбаева, в условиях мелководья Северного Каспия, где глубина моря в зоне месторождений не превышает 15 метров, даже добраться до устья аварийной скважины проблематично. А само устье такой скважины превратится в бушующий гейзер из воды, нефти и газа. Подобное уже наблюдали при ликвидации аварии на 37-й скважине Тенгизского месторождения летом 1985 года.

Все это наихудшие варианты развития событий, при которых все уникальное биоразнообразие Каспийского моря погибнет.

Будь что будет?

Скептики ставят под сомнение наличие у нефтяников должной и отработанной технологии добычи «черного золота» в таких условиях, а также возможность предотвратить аварию либо оперативно и адекватно среагировать на нее. Да и хватит ли силенок вообще справиться с бедой? Ведь внештатная ситуация возможна в любом производстве. Четко разложенного по полочкам ответа на этот вопрос до сих пор никто не услышал, кроме стандартных официальных заверений, что «компанией принимаются все меры…».

Известно, что в случае чего первыми придут на помощь специалисты Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти, построенной в Атырауской области. Ее открытие приурочено к получению первой нефти. Да во время периодических масштабных учений службы реагирования нефтяных компаний, противофонтанные и аварийно-спасательные отряды Атырауской и Мангистауской областей  демонстрируют перед журналистами хорошую выучку и слаженность действий, которые, не дай бог, придется когда-нибудь применить на практике.

Теперь, когда в Кашаганский проект вложено столько миллиардов, пути назад уже нет.

В ходе своего визита в Атырау 15 августа Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность дальнейшего освоения нефтяных месторождений региона.

– Месторождения Тенгиз и Кашаган – очень сложные участки, – отметил президент, – и мы должны продолжить их освоение. В этом направлении ведутся сложные переговоры с инвесторами. Нам удалось вернуть свои доли в Кашагане и Карачаганаке, и теперь инвесторы не смогут принимать решения без участия Казахстана. Контроль находится в наших руках.

Артур ШИЛОВ, Атырау

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 24
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.194 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>