Вот уже совсем скоро наступит 1 сентября, а значит, на улицы и проспекты южного мегаполиса выйдут разом десятки тысяч авто, везущих в детсады и школу детей, на занятия и лекции – студентов и преподавателей вузов, колледжей. Перекопанный город, завязанный в тесный узел строящихся развязок, не справится с этим бешеным потоком авто. Нас может ждать просто транспортный коллапс и небывалая доселе мегапробка! Несмотря на то что в летний сезон поток машин в городе резко снижается, пробираться по южному мегаполису все равно сложно. Даже не в часы пик, в субботу – воскресенье, когда обычно движение вообще затихает на улицах, водители этим летом неминуемо попадают в пробки. Вчера вечером из редакции в центре Алматы мы добирались до микрорайонов около двух часов. И страшно себе предположить, что будет, когда на дороги выедут еще тысячи водителей, которые летом были в отпуске. За руль сядут студенты, аспиранты, профессора, мамы и папы школьников. Из отпусков вернутся сотни работников, и все мы разом устремимся в офисы, университеты, школы и учреждения. Представить себе этот поток движущихся людей можно, просто взглянув на цифры статистики. В университеты пойдут около 250 тысяч студентов, не секрет, что многие из них добираются до вузов на авто или мотоциклах. Ну а школьников, которых тоже надо довезти до места и обратно, в южной столице насчитывается более 150 тысяч! В городе более пятисот тысяч автомобилей плюс несметные полчища автомашин из областей, которые тоже возят детей на учебу в город. Все эти люди могут встать разом в одну гигантскую пробку. |
Южная столица с высоты птичьего полета выглядит, как после бомбежки, – город перекопан вдоль и поперек. Улицы «украшают» шрамы из ям, котлованов и траншей. Все лето дороги рыли невозмутимые коммунальщики, развороченные теплотрассы не торопятся закрывать к 1 сентября, и, похоже, никто не понимает, что это не просто стройка, а закупорка движения на центральных артериях города. Так, улица Наурызбай батыра является прямым коридором с нижней части города в верхнюю, она перекрыта уже несколько месяцев. И когда откроется здесь движение, неизвестно. О том, какие неудобства это приносит водителям, можно судить по бесконечным пробкам в этом районе. Машины пытаются уходить вверх по ул. Фурманова и пр. Сейфуллина, но там и без этого плотное интенсивное движение. Роют дорогу по Наурызбай батыра с таким постоянством и упорством, что у людей закрадывается сомнение, а не зарыт ли там клад самого Чингисхана, который пытаются откопать дорожники и тепловики…
Разрыты также дороги по Саина, на Кабанбай батыра, Макатаева – Муратбаева, Аль-Фараби, Тлендиева – Толе би и так далее. В результате парализован практически весь центральный квадрат города. При этом нет нормальной организации движения. Люди направляются в нужную точку, упираются в заборы, кирпичи, пытаются маневрировать, создают аварийные ситуации. Но это далеко не все неудобства. Самые большие заторы возможны в сентябре вокруг строящихся развязок.
Развязки превратились в удавки
Ситуацию в городе усугубляет одновременное строительство сразу шести развязок. Обычно такие крупные дорожные объекты строятся по очереди, чтобы не завязать городское движение в «морской» узел. Но почему-то в этот раз власти решили все сделать разом. Хотя понятно, что при таком глобальном строительстве это чревато проблемами. Тем более если не продуманы нормальные объездные пути. Так, например, чтобы объехать развязку, которая строится на Аль-Фараби около парка Первого Президента, приходится сделать крюк в несколько километров (!) с выездом из города в область.
– Я знаю этот район как свои пять пальцев, но, несмотря на это, заблудился, – рассказывает водитель Арман. – Дорога уходит в сторону гор, петляет по частному сектору, при этом нет нормальных указателей. Водители практически едут, особенно ночью, наугад, упираются в тупики, разворачиваются и ищут выезд в город.
Ночью по этой якобы объездной дороге вообще приходится плутать по темнякам.
Развязка на выезде из города в сторону Каскелена вообще превратилась в ловушку, здесь жуткие пробки. Но люди терпят с одной надеждой, что этот кошмар закончится. Власти обещали сдать эти объекты побыстрее. Но получится ли уложиться в сроки?
Нет денег – нет стройки?
Недавно по городу разошлась информация, что строительство развязок идет медленно, а на некоторых объектах якобы работы и вовсе приостановлены из-за отсутствия финансирования. Строить же себе в долг, дескать, компании не хотят. Такие новости означали бы, что город неминуемо встанет в мегапробку. На одной из развязок, где мы побывали, работяги развели руками:
– Стройки пока нет, слабо работа идет, нужны деньги, денег не дают.
На планерке в акимате города якобы даже руководство решило послать одного из замов в Минфин за деньгами. Мы обратились за разъяснениями к чиновникам департамента транспорта и автомобильных дорог, и там нас заверили, что развязки строятся по плану.
– Сейчас в городе идет строительство шести развязок, получено 80 процентов суммы, которая требуется. Этих денег достаточно, чтобы открыть движение, но в этом году, скорее всего, мы не завершим озеленение и благоустройство… – сообщил заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гани МУРЗАХАНОВ. Но открыть движение в сентябре чиновники не обещают. Дескать, и так строительство идет быстро.
– Мы начали строительство в июне, были, конечно, проблемы со сносом, дела до сих пор идут в суде, но задержек по срокам у нас нет… – заверил Гани Мурзаханов.
Вторая причина, по которой могут «зависнуть» сроки на неопределенное время, – это снос. Не все владельцы домов согласны на компенсацию, которую им предлагают. В некоторых случаях строительство идет уже вплотную к домам, где живут люди. И владельцы дома, который окопали вокруг строители, до сих пор так и не договорились с властями. Сколько еще таких несогласных? И как будет решен вопрос с ними? Ведь если чиновники не смогут договориться с людьми, то все их сроки сдачи объектов могут сорваться!
На кону миллиарды
Как мы выяснили, на следующий год в планах чиновников еще более грандиозное строительство. Кстати, деньги выделяются на подобное строительство колоссальные. Так, в среднем развязки обходятся в 5 миллиардов тенге, в зависимости от инженерных сетей и сноса, которые встают на пути стройки. Самая дорогая развязка, которая сейчас строится в Алматы, находится на пересечении улиц Саина и Халиуллина, ее конструкция предполагает три уровня. Для того чтобы разместить развязку, нужно было снести около 70 домостроений. В результате ее строительство обходится почти в 12 миллиардов тенге. А вот самая скромная дорожная развязка по смете находится на пересечении улиц Саина и Торайгырова, ее стоимость всего около 3,5 миллиарда тенге.
Понятно, что деньги выделяются огромные, но как бы за эти наши с вами средства мы не получили проблему в виде новых пробок и затянутых строек. Ведь никто не советуется с общественностью: а может, надо построить здесь такие мосты и развязки, как в Токио, Сеуле и Каире?
Александра МЫСКИНА
Фото Руслана Пряникова
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.461 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |