Решение повысить проезд в общественном транспорте до 80 тенге привело к неожиданному результату. Все больше горожан задумывается над тем, чтобы сменить место работы. Найти ее поближе к дому, где и стены помогают, а проезд не сильно бьет по семейному бюджету. Между тем в мировой практике редкий случай, когда проезд диктует свои условия рынку труда. |
К примеру, в США люди могут жить в одном городе, а работать в другом. При этом транспорт не оказывает влияния на рынок труда, он формируется под влиянием иных факторов, несмотря на то, что до места работы люди добираются электричкой и даже самолетом, не говоря про автобус. В Казахстане же в последнее время ситуация складывается иначе. Транспорт, а точнее, расходы на него начинают диктовать свои условия рынку труда.
«Мне нравится работать в этом магазине. Здесь у нас хороший коллектив и оклад меня вполне устраивал. Не работа, а удовольствие», – говорит Александра, продавщица одного из алматинских магазинов.
Однако тихая идиллия была нарушена в конце июля, когда стоимость проезда в общественном транспорте была повышена.
«Раньше я работала в магазине возле дома, но там у меня, да и не только у меня, не сложились отношения с руководством. Но я нашла себе работу в другом районе города. И вот теперь добираться до магазина стало дорого. Наверное, буду искать вакансию где-нибудь поближе к дому», – признается Александра.
Ее понять можно, поскольку каждый день она тратит 320 тенге на проезд. В итоге за месяц поездок до работы и обратно набегает приличная сумма. Получается странная ситуация, когда люди кормят не только себя и свою семью, но и общественный транспорт. Возникает извечный вопрос: что делать?
Из опрошенных 20 человек семеро уже решились поменять место работы, чтобы снизить транспортные расходы. Шестеро горожан твердо сказали, что не смогут найти работу ближе к дому, поэтому попытаются снизить расходы семейного бюджета по другим статьям, проще говоря – затянуть пояса потуже. Двум алматинцам повезло. Они работают рядом с домом, поэтому повышение цен их «объехало» стороной. Трое горожан – обладатели собственного авто, а еще двое в телефонном разговоре признались, что теперь думают о покупке подержанной машины.
В начале 2012 года портал Mojazarplata.kz составил рейтинг самых востребованных профессий. Наиболее популярными оказались врачи-терапевты, водители и переводчики с казахского языка. В списке востребованных профессий – менеджер среднего звена и штатный бухгалтер. На третьем месте – администраторы салонов красоты. Теперь этот рейтинг придется пересмотреть. А за критерий оценки следует брать «СКВ (свободно конвертируемые. – Ред.) профессии», «ликвидные» в любое время и в любом месте.
Магазины есть в каждом районе, и поэтому Александре не так трудно будет найти себе новое место работы. В одинаковых условиях оказываются сантехники, парикмахеры, электрики и все те, кто оказывает услуги населению, связан с малым и средним бизнесом. Для людей «узкого профиля» настали сложные времена, т.к. они попали в группу риска. Их профессии хоть и пользуются авторитетом и весом в обществе, а потребность на их головы и руки сохраняется на рынке труда, но, тем не менее, им трудно будет найти работу поближе к дому. К числу таковых можно отнести юристов, менеджеров, финансистов, аудиторов, инженеров-технологов, веб-дизайнеров.
Александра рассчитывает на повышение зарплаты, чтобы покрыть транспортные расходы. Но, как она сама признается в разговоре, не факт, что найдет понимание у своих работодателей. А если и найдет, то, по ее словам, расходы лягут на потребителей. Кстати, об этом самом говорит и старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматуллина. По ее словам, увеличение стоимости проезда может вызвать инфляцию.
«Это однозначно, я полагаю, что это приведет к новому витку инфляции, хотя мы должны придерживаться в заданном коридоре, как говорил Марченко, но эти все моменты, то есть повышения цен, окажут прямое влияние на темпы инфляции», – считает эксперт.
По ее словам, рост стоимости проезда – это толчок к инфляции, а следовательно, к сокращению реальных денежных доходов населения. И в этом случае 80 тенге еще выйдут боком транспортникам.
Далеко не «СКВ-специалистам» остается полагаться на жалость работодателя, на то, что он пойдет на повышение зарплаты. При условии, если руководство посчитает, что разбрасываться кадрами в условиях кризиса и «подкармливать» конкурентов не лучшее решение. В арсенале остается еще более радикальный вариант. В случае если повышение зарплаты не маячит на горизонте, пройти переквалификацию. Найти работу по другой специальности. Но, скорее всего, люди будут терпеть расходы и нести «транспортный оброк».
«Сегодня ситуация на рынке труда очень напряженная, а выживают более востребованные, более конкурентоспособные. Я думаю, что это в меньшей степени повлияет, поскольку если человек имеет работу, то это не означает, что ближе к дому он будет иметь еще лучшую работу», – полагает Рахматуллина.
Высокий уровень конкуренции и сложности с трудоустройством особого влияния на смену места трудовой деятельности не окажут. Слова эксперта находят подтверждение у алматинцев. Валерий, как и многие другие жители Алматы, нашел работу в удаленном районе. На это у него ушло полтора года. Поэтому его не радует перспектива очередного поиска, даже, несмотря на расходы. Но он, как и все, перебирает разные возможности и охотно делится с нами.
«Мне приходилось ездить с пересадками. Теперь я работаю, как японский «гибридный двигатель», часть пути проезжаю на автобусе, а меньшую часть добираюсь пешком. И так в день я прохожу несколько кварталов до работы и обратно, чтобы снизить расходы», – говорит Валерий.
Такова цена расплаты за любимую, но редкую работу. Как говорит Рахматуллина, «может, к примеру, продавцы в определенной степени могут сменить место работы, но это окажет незначительное влияние на рынок труда». Хотя заметим, что уже сейчас наблюдается противоположный тренд – поиск нового места работы, который может и не принять характер «массового психоза».
С повышением стоимости проезда жители мегаполиса стали более рационально относиться к своим расходам. На счету каждый тенге. Но вместе с тем они обращают свое внимание на кондукторов, водителей и неработающие валидаторы, задумываются о том, как работают автопарки. По внешним признакам наших автобусов не скажешь, что главы автобусных парков рационально используют заработанные средства. Может быть, при повышении цен на проезд стоило задуматься не только о стоимости ГСМ, но и о том, как рационально используют финансовые потоки автопарки, провести аудит? Ведь талоны никому не дают, а значит, и деньги не учитываются.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.203 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |