С 1 сентября в Алматы на 9,2% повышается тариф на тепловую энергию. О причинах повышения тарифов и о том, на чьем кармане оно больше всего отразится, агентству подробно рассказал директор департамента агентства РК по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) Даурен Жандарбек. - С 1 сентября повышается тариф на тепловую энергию, который составит для потребителей, не имеющих приборы учета тепловой энергии, Т5099,38/Гкал без НДС (физлица) и Т6374,22/Гкал без НДС для прочих потребителей. Согласно методике расчета, для потребителей, не имеющих приборы учета, повышение тарифа применяется с коэффициентом «1,2», а для прочих потребителей – с коэффициентом «1,5». Не могли бы Вы разъяснить, как производились эти расчеты? |
- В законе «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» предусмотрено, что с июля этого года потребители тепловой энергии переходят на дифференцированные тарифы, в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. Для реализации этого закона агентством по регулированию естественных монополий разработана соответствующая методика расчета тарифов. Согласно этой методике предусматривается, что для физических лиц, при отсутствии у них приборов учета тепловой энергии, тарифы будут применяться с коэффициентом «1,2», то есть конечный тариф умножается на 1,2, и получается повышение тарифа на 20% от отпускной цены. Для юридических лиц коэффициент составит «1,5», то есть, повышение тарифа на 50%. Таким образом, конечный тариф 4249,48 тенге умножается на 1,2 и 1,5 и получается 5099,38 и 6374,22 тенге соответственно.
- Согласно законодательству субъекты естественных монополий, оказывающие коммунальные услуги, и потребители этих услуг обязаны установить общедомовые приборы учета тепловой энергии до 1 августа 2009 года. Однако на сегодняшний день в Алматы только 26% населения имеют эти приборы. Более того, большинство потребителей не проинформированы об их обязательной установке. Как Вы можете пояснить тот факт, что сроки этого требования давно истекли, а большинство жителей до сих пор не установили эти приборы?
- В соответствии с законом «О естественных монополиях и регулируемых рынках» в обязанностях потребителя предусмотрено иметь прибор учета коммунальных услуг. Это у нас индивидуальный прибор учета воды и общедомовой учет тепловой энергии. Законодательно срок установки на индивидуальный прибор учета воды был предусмотрен до 1 января 2009 года. А по общедомовому прибору учета – до 1 августа 2009 года.
Вместе с тем, в целях защиты потребителей, предусмотрено, что потребитель имеет право обратиться к субъекту естественных монополий, и последний не должен ему отказывать в приобретении и установке приборов учета. При этом они заключают соответствующий договор, и в платежных квитанциях отдельной строкой субъект естественных монополий указывает оплату понесенных затрат за установку и приобретение прибора учета. Преимущество данного механизма заключается в том, что к оплате данная сумма может быть распределена на определенный период. Компании сегодня предоставляют установку в рассрочку до года, без соответствующих процентных ставок.
Что касается информированности населения. Каждый год этот вопрос – об установке приборов учета – поднимается. Ежегодно летом каждый дом проходит подготовку к зиме, получает акт готовности, подписанный поставщиком коммунальных услуг, в том числе и «Алматинскими тепловыми сетями». Ежегодно перед КСК ставится вопрос об установке прибора учета. Очень много информации об этом было в СМИ, неоднократно мы участвовали в передачах касательно коммунальной сферы, и вопросы по приборам учета всегда поднимались. Всегда разъяснительная работа проводилась. Кроме того, субъекты в своих квитанциях указывали о необходимости установки приборов учета.
- И, тем не менее, не все еще установили эти приборы учета. Кстати, сколько стоит такой прибор?
- Пока согласованная цена – около 400 тысяч тенге. Это та цена, по которой «Алматинские тепловые сети» сейчас будут устанавливать эти приборы учета.
- Согласитесь, не каждый сможет себе позволить за такую сумму установить прибор учета. Существуют ли какие-то льготы в этом плане, особенно для малоимущих слоев населения?
- Маслихатом города в этом году утверждена программа социальной помощи именно по установке индивидуальных приборов учета на воду. Мы проводили недавно совещание, изучали механизмы установки приборов учета и внесли предложение в органы соцзащиты, чтобы такую же аналогичную программу разработать для потребителей, которые будут ставить приборы учета тепловой энергии.
У нас, например, осуществляется возмещение затрат за приобретение, установку или поверку индивидуальных приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения и работ по их установке в размере, не превышающем 4 месячных расчетных показателя за один прибор, это чуть больше 6 тысяч тенге, для инвалидов, пенсионеров и получателей адресной помощи и жилищных пособий, вне зависимости от дохода.
Что касается каких-то льгот, то тут необходимо учесть, что эта сфера – монопольная, а во всех монопольных сферах установлено требование, чтобы подход был для всех одинаковый. Поэтому предоставление льгот не предусматривается. К слову, имеется соответствующая программа по жилищным пособиям, которая назначается в случаях, если расходы на потребление коммунальных услуг в бюджете семьи превышают 10-процентную долю ее совокупного дохода.
То есть, если валовой доход вашей семьи составляет, к примеру, 200 тысяч тенге, то 10% дохода, то есть 20 тысяч, вы должны выделить на коммунальные услуги. А если у вас затраты на комуслуги 25 тысяч, то вы можете обратиться за возмещением 5 тысяч, превышающих эти 10% от дохода, и государство вам их возместит. В данном случае я считаю, что порог 10% дохода – это нормально, ранее было 20%.
- С 1 сентября также повышаются тарифы на электроэнергию. Как Вы считаете, не вызовет ли повышение тарифов социального недовольства?
- Сдерживание тарифов и недостаточное вложение средств в инженерные сети приводит к нехватке соответствующей энергии и является сдерживающим фактором для развития предпринимательства. Мы сами были свидетелями, когда в 2007 году у нас были веерные отключение электроэнергии в шахматном порядке. Все это говорит о необходимости вложения средств в эти отрасли, так как изношенность коммуникаций у нас составляет порядка 60-70%. И соответственно, не вкладывая в эту отрасль, мы не можем дальше развиваться. А сдерживание тарифов только будет ухудшать ситуацию.
В соответствии с законодательством о естественных монополиях у нас четко прописано, что тарифы должны покрывать затраты компании для осуществления этой деятельности и давать какую-то прибыль, стимулируя дальнейшее развитие отрасли. В ином случае эти затраты должны субсидироваться из бюджета. Отмечу, что на сегодняшний день очень большие деньги вкладываются именно в капитальный ремонт тепловых сетей, их замену, обновление, и в этом плане бюджет взял на себя эти обязательства. И не думаю, что повышение тарифов вызовет социальный взрыв. На сегодняшний день из городского бюджета выделяются средства на жилищную помощь. Напомню также о необходимости перехода к энергосбережению.
- Кстати, о затратах компаний. Известно, что ТОО «Алматинские тепловые сети» в своей заявке просили о повышении тарифов на 12%. Чем они это обосновали?
- Как уже сообщалось, ТОО «Алматинские тепловые сети» обратились к нам с заявкой на повышение тарифа на тепловую энергию на 12,2%. Наш департамент провел соответствующую экспертизу, пересмотрел их затраты, которые не рассматривались с 2009 года, и установил повышение тарифной ставки на 9,2%. Отмечу, что у нас в Алматы две компании, которые производят тепловую энергию – это АО «Алматинские электрические станции» и ТОО «Алматытеплокоммунэнерго», которое имеет в городе ряд котельных. Эти компании производят тепловую энергию, а «Алматинские тепловые сети», покупая ее, доставляют энергию потребителям.
С 2009 года в основном корректировались расходы, связанные с покупкой тепловой энергии, а непосредственно затраты ТОО «Алматинские тепловые сети» не пересматривались. И вот в связи с изменением цен на сырье, различные материалы, в связи с индексацией на инфляцию заработной платы персонала, и, в первую очередь, в связи с повышением расходов у производящих компаний, тариф на тепловую энергию и повышается.
Если конечная отпускная цена на тепловую энергию с 1 сентября повышается на 9,2%, то порядка 3% - за счет влияния повышения стоимости тепловой энергии у источников, то есть у «Алматинских электрических станций» и «Алматытеплокоммунэнерго». Их цены в значительной степени влияют на конечный тариф.
- То есть, «Алматинские тепловые сети» обосновали повышение тарифа на 12% именно из-за повышения стоимости на сырье и других расходов?
- Да, но 12,2% - это, конечно, было завышенное требование компании. Мы посмотрели все их расчеты и по некоторым позициям не согласились. Поэтому расходная часть компании была сокращена.
- По каким конкретно позициям департамент не согласился?
- Мы пересмотрели расчеты по заработной плате. То есть, мы приняли только индексацию на инфляцию, а они просили чуть больше инфляции. И были еще другие материальные расходы, услуги сторонних организаций, которые мы не приняли.
- Ранее на пресс-конференции в акимате стало известно, что в Алматы дефицит тепловой энергии составляет порядка 30%. В чем проявляется этот дефицит, насколько он ощутим для жителей в отопительный сезон?
- Это скорее вопрос к «Алматинским тепловым сетям», но я постараюсь объяснить, из чего складывается этот дефицит. Дефицит в основном складывается в самые холодные дни, в случае сохранения температуры воздуха на отметке -25 и ниже в течение 5 дней. Тогда компания действительно работает на полную мощность, но в таких условиях сложно полностью поддерживать температурный режим в жилых домах. Но это не означает, что при такой ситуации не будет теплоснабжения. В любом случае компания обязана предоставлять качественные услуги.
Сразу подчеркну, что люди по-разному смотрят на такие вещи. Например, у нас бывают моменты, когда люди жалуются, что в квартире холодно. Хотя параметры +18+20 градусов в квартире выдерживаются, но человек хочет +25. Но +20 – это не нарушение, по нормативам так. И в данном случае должны стоять приборы учета, чтобы фиксировать температуру, и если человек хочет, чтобы в его квартире было +25, то он должен заплатить за эти градусы. Если СНиПами предусмотрен температурный режим +18+20 градусов, то компания обязана их выдерживать, а за превышение, конечно, потребители должны платить.
- Вернемся к приборам учета тепловой энергии. На Ваш взгляд, после повышения тарифа будет ли население активнее устанавливать эти приборы? Или наоборот – принципиально нет?
- Я думаю, населению не выгодно будет, как Вы говорите, принципиально не устанавливать приборы учета. Потому что, в конечном счете, им придется оплачивать за тепловую энергию с 20-процентной накруткой. А установив приборы учета, потребители смогут уйти от этого и оплачивать за тепловую энергию по низкому тарифу.
- Благодарим за интервью.
Ирина Гумыркина
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.554 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |