Во вторник Алматы должен был посетить заместитель государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт О. Блейк. Однако его поездка в Казахстан была отменена: представители Блейка сообщили, что американский дипломат поменял расписание и вместо посещения Алматы сразу отправился в Ташкент, где на неделе планирует принять участие в переговорах. С чем может быть связано такое внимание Америки к Узбекистану в ущерб Казахстану? |
Сообщение о том, что Узбекистан намерен прекратить свое участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стало настоящей политической сенсацией уходящего лета. Подчеркнем, что в 2014 году планируется вывести из Афганистана войска НАТО, что, несомненно, будет иметь свои последствия и для Узбекистана. И вполне вероятно, что американские военные базы могут быть размещены в этой стране. Если бы Узбекистан оставался участником ОДКБ, то вопросы размещения американских войск нужно было бы согласовывать с партнерами по организации, теперь же Ташкент полностью независим в принятии каких-либо решений. К тому же сам Ташкент неоднократно заявлял о том, что его не устраивают стратегические планы ОДКБ по афганскому вопросу. Более того, Ташкент подвергал резкой критике условия членства в ОДКБ, которое заключалось в запрете на единоличное решение о размещении на территории одного из государств, входящих в состав ОДКБ, иностранных военных баз. Большинство экспертов сходится во мнении, что такой решительный шаг со стороны Узбекистана означает лишь одно – государство стремится к максимальному сближению с США. Америка же, в свою очередь, это стремление всячески поддерживает, о чем можно догадаться и по поведению Роберта О. Блейка.
– Надо отметить, что высокопоставленный американский чиновник, – комментирует политолог Досым Сатпаев, – выступая в конгрессе США по вопросам Центральной Азии, представил доклад о политике Вашингтона в странах Центральной Азии, текущей в ней ситуации и дальнейших перспективах. В своем выступлении он сделал акцент на сотрудничестве США со странами Центральной Азии, в частности с Узбекистаном, в связи с сокращением военного контингента в Афганистане с 2014 года. Для США афганский фактор играет ключевую роль в регионе а потому укрепление отношений с Ташкентом – для Америки в приоритете. В первую очередь это связано с тем, что Узбекистан и Афганистан имеют общие границы.
Кроме того, Узбекистан в отличие от других центральноазиатских стран в течение долгого времени пытался непосредственно влиять на урегулирование афганского вопроса, предлагая различные модели решения проблемы.
– В сравнении с Узбекистаном Казахстан в афганский вопрос вовлечен менее ощутимо, причем намного. Посему Ташкент, в отличие от Астаны, играет важнейшую роль в урегулировании афганского конфликта. Помимо всего прочего, нельзя забывать и об этническом факторе: на территории Афганистана проживают многочисленные узбекские диаспоры, чьи лидеры являются ключевыми фигурами во внутренней политике Афганистана и могут на нее влиять. Ташкент многократно выступал с предложениями по контролю и укреплению безопасности в регионе. Все это ведет к тому, что для США из стран Центральной Азии именно Узбекистан является основным направлением, правда, касается это, по большому счету, военно-политической стратегии, – убежден эксперт.
Что же касается экономического партнерства, то, по словам Сатпаева, «без всяких сомнений приоритетом у США является Казахстан – бизнес-лидер в регионе». К тому же Казахстан зарекомендовал себя в качестве страны с благоприятными условиями для развития экономики и для привлечения инвестиций извне. В итоге получилось разделение труда в нашем регионе: если Астана пытается укреплять безопасность в регионе посредством экономического роста, то Ташкент делает акцент на военно-политическую составляющую. И это находит свое отражение во внешнем курсе Америки.
– Но конкретно по ситуации с Афганистаном без влияния Узбекистана Америке будет тяжело. Что касается поездки Роберта О. Блейка, то, скорее всего, он туда едет по приглашению Ташкента, а это значит, что Ташкент готов возобновить отношения с Вашингтоном. Однако Америка хорошо понимает, что сотрудничество это должно касаться исключительно вопросов безопасности в регионе, но никак не обсуждения внутренней политики Узбекистана. В противном случае США рискуют столкнуться с негативной реакцией Ташкента, что может плохо сказаться на взаимодействии по другим направлениям. Поэтому Вашингтон пытается избежать конфронтации. Скорее всего, на переговорах с участием заместителя государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта О. Блейка в Ташкенте будут обсуждены особенности и перспективы региональной безопасности, стабилизация ситуации в Афганистане и ряд других вопросов взаимодействия двух государств, – считает Досым Сатпаев.
Что касается работы ОДКБ, добавим, что ряд экспертов уже высказались по поводу того, что с выходом из организации Узбекистана, несмотря на многие отрицательные моменты, станет проще. В большинстве случаев Узбекистан отказывался от участия в мероприятиях в рамках ОДКБ, что тормозило работу организации и негативно влияло на принимаемые в ходе ее деятельности решения и подписываемые договоры. По мнению российской стороны, Узбекистан де-факто прекратил свое участие в организации задолго до того, как это произошло де-юре.
К США Узбекистан тянулся давно и в большей степени, чем другие союзные республики. Однако Вашингтон пытался контролировать не только свои отношения с Центральной Азией, но и внутриполитическую ситуация в отдельно взятой стране, в частности в Узбекистане. После очередного вмешательства во внутренние дела Узбекистана в стране случились всем известные андижанские события, которые понесли за собой сотни жертв. Тогда вопрос взаимодействия Ташкента с Западом стал больной занозой, которую на время решили оставить – Узбекистан решил добиваться дружбы с Россией. Но продолжалось это недолго: после событий в Андижане США предоставили Узбекистану деньги на покупку военного оборудования. С приближением срока вывода войск НАТО с территории Афганистана Узбекистан стал активно интересоваться своей возможной выгодой и от этого. Смеем предположить, что итогом визита Роберта О. Блейка в Ташкент станет подписание договора о размещении американских войск на территории Узбекистана.
Таким образом, Узбекистан войдет в список ключевых союзников США, что обеспечит ему не только военную помощь, но и финансовую подпитку, а также определенные гарантии относительно внешних и внутренних узбекских отношений. Заручившись поддержкой Штатов, Узбекистан может спокойно отпустить вожжи в отношениях с соседскими странами, с которыми часто возникают ресурсные споры. США, со своей стороны, в подобном поведении Узбекистана заинтересованы, ведь при таких обстоятельствах страна, в которую поступают только инвестиции в виде вооружения, или укрепление стабильности в регионе становятся зависимыми от американской стороны. Если смотреть на происходящее с другой стороны, то при размещении американских военных в Узбекистане вооруженными базами США со всех сторон окажется окружен Китай. Также ожидаемо, что через Ташкент Вашингтон попытается влиять на Москву. Но ждать новостей осталось недолго – встреча Ташкента и Вашингтона в лице Роберта О. Блейка состоится уже на этой неделе, после чего одни предположения найдут свое подтверждение, а другие останутся лишь предположениями.
Юлия ГУСМАНОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.503 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |