Канат КАБДРАХМАНОВ - член международного ПЕН-клуба, писатель, создатель сайта, посвященного ни много ни мало развитию казахстанской цивилизации. Недавно Канат Баянович выступал на конференции, посвященной модернизации национального сознания, - этот вопрос давно его занимает. - Как вам конференция? |
- От публичных разговоров всегда есть польза, поскольку они публичные и в какой-то мере ответственные. Но многое зависит от уровня дискуссии - наши дебаты очень часто грешат несфокусированностью и неподготовленностью: 90 процентов проходят под девизом “Почему у нас не получилось это? А почему не получилось вот это?”. Этим начинается, этим заканчивается. А основная масса наших проблем не в том, что мы малообразованные, или бедные, или нас мало, а в том, что мы не соответствуем уровню XXI века. Суверенитет - это огромная ответственность. Не президента НАЗАРБАЕВА, не премьер-министра, а всего народа. Мы внутренне не готовы отвечать сами за себя. Не можем управлять собственной жизнью. Если кто-то голоден или не может найти работу - это в первую очередь его проблема. Значит, он не умеет работать, врет или ворует, в общем, он не подходит к существующим условиям. Человек не умеет управлять своей жизнью и, соответственно, чувствует себя бишарой, никому не интересен. Когда в стране таких посредственностей большинство, то и страна сама становится посредственной. Поэтому все, что мы делаем, у нас или не получается, или получается плохо.
Сделали ли мы за 20 лет что-то, чем можем реально гордиться? Как в Чили, где спасли шахтеров? Не было такого события всенародного масштаба, чтобы весь мир сказал: “Вот это Казахстан дает!”.
А председательство в ОБСЕ как же?!
- Это политика. Я говорю о человеческих свершениях. Мы не сформированы как нация. Возьмем для примера спорт. Мы достигаем успехов там, где один человек дерется за свою славу. Там, где нужен общий порыв, мы беспомощны. Проблема в том, что мы не работаем над созданием общественной целостности. Мы не придумали национальной задачи, ради которой готовы что-то сделать, чем-то пожертвовать.
Ну так теория исключительной пассионарности у нас стала практически официальной - один человек ведет страну вперед, один решает все задачи, один всем ребятам пример, и письма отчаявшиеся пишут ему одному.
- Это закономерно. Система общественного устройства иерархическая, и индивидуум мало что значит в ней. Мы родились в такой системе, в ней и умрем. К тому же за культурную политику в нашей стране отвечают довольно невежественные люди, которые не понимают, что прочность государства зависит не от здоровья одного человека, а от сплоченности народа.
Как-то вы говорили, что у нас все инициативы спускаются сверху, в то время как они должны идти снизу. Но снизу-то они не идут как раз потому, что их давят сверху.
- Сейчас время хаоса. С одной стороны, власть спускает мудрые указания и 30-40-летние планы, с другой - человеку, который торгует на базаре, они неинтересны. Он сам знает, когда поедет за товаром в Китай или Турцию. Таких людей становится все больше, и настанет момент, когда класс самостоятельных людей - от рыночного торговца до владельца крупного бизнеса - потребует права голоса. Он не будет ждать, когда Налоговый кодекс изменят по чьей-то прихоти, а будет требовать, чтобы его изменили в угоду интересам класса. Затем настанет черед таможенного законодательства, среднего образования и так далее. Мы к этому идем, но происходит это стихийно и спонтанно из-за культурной политики, которая считает главным богатством не людей, а нефть и газ. Но воду нельзя удержать в сите - она все равно просочится. То же самое с волей народа. Народ поймет, что у него нет запасной страны, а завтра сюда могут прийти другие люди, чтобы пожить, поэтому главный приоритет - созидание нации. Как ее созидать? Я об этом думаю, ты об этом думаешь - да 99 процентов казахов об этом думают! Что делать? Чтобы решить такую задачу, нужно объединить усилия национальных интеллектуалов, которые видят ситуацию дальше черты собственного существования. Отличный пример - Малайзия. Малайзийцы же уборщиками у китайцев работали! Но за 30 лет страна совершенно изменила свой цивилизационный облик. Была задворками мира, а стала чудом света.
И кто будет продвигать идеи - нацпаты?
- Мне кажется, наши нацпаты не видят дальше своего носа. Почему они так закрыты в своем мире? Потому что, если они развернут свой потенциал, все увидят его идейную нищету. Я не верю в лидерскую способность таких людей. Основные задачи в формировании нации будут решать русскоязычные казахи. Но не те космополиты, которым все равно - Алматы или Лондон, лишь бы время переждать, а те, кто ищет свою национальную идентичность. А это массовое явление. И оно не связано с языком.
Однако есть мнение, что настоящая, сермяжная правда этнической идентичности находится как раз в аулах. Та самая этнохромосома, которую никакими книгами не испортить.
- Я в это не верю. Та культура, которая сохраняется в так называемых аулах, - это архаизировшаяся, псевдономадическая культура. Культура должна помогать человеку, а не мешать ему. Вот исконные носители культуры из аулов приезжают в город. Они не могут здесь жить? Не могут. Не находят себе места. И начинают ненавидеть все, что их окружает.
А вы бываете в аулах? Очень многих интеллигентов такие путешествия очень отрезвляют.
- Мне нечего делать в ауле. Но если бы я жил там, то не был бы бедным, если вы об этом. Там есть земля, на которой можно работать. А я работать не боюсь. Просто в аулах привыкли, что председатель колхоза должен сказать: “Иди туда, сделай то”. Придумать себе работу сами они не могут.
Вопрос-то в том, что аулы загибаются не потому, что люди себе работу не придумали, а потому что там нет ничего. Ни библиотек, ни театров, ни кино. Человеку некуда развиваться.
- Значит, в аулах не должно жить столько людей. Там нужны чабаны и бухгалтеры при них. Больше никого не надо! Там, где циркулируют деньги, всегда есть люди.
Вам не кажется, что вопрос модернизации национального сознания упирается и в проблему воспитания подрастающих поколений? В классе моей племянницы писали сочинение на тему “Письмо маме из 30-летия”, и почти все написали его “из заграницы”. То есть дети не идентифицируют свое будущее с Казахстаном.
- Это наверняка были не казахские дети. Да, русские и представители других национальностей не связывают свое будущее с нашей страной. У них высока лояльность к России, а еще выше - к Америке, потому что она развитее в цивилизационном плане, и это факт. А казахам некуда деваться. Наша Родина здесь. Здесь единственное место, где мы не чувствуем себя беженцами. Что касается поколений, то вас, 30-летних, в свое время тоже считали потерянными людьми. Но вы повзрослели и начали думать об ответственности. Нынешние подростки тоже повзрослеют.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, фото Владимира ЗАИКИНА
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.312 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |