Мнения по вопросу увеличения пенсионного возраста в Казахстане разделились. Одни считают увеличение пенсионного возраста в Казахстане неизбежным и связывают его с ростом продолжительности жизни. Другие отмечают, что у нас все же не тот уровень жизни, как, к примеру, в Западной Европе. Третьи же вообще считают, что есть другие проблемы, на которые стоит обратить внимание, пишет издание . Предложение о повышении пенсионного возраста для женщин на пять лет прозвучало во время презентации проекта Национального плана действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы, разработчиком которого является Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Казахстана. |
Это же предложение озвучил в своем ежегодном послании в 2012 году глава государства Нурсултан Назарбаев, поручив его проработать правительству и Национальному банку до конца первого полугодия.
В итоге государственный маховик пришел в движение. Если вернуться в прошлое, то в рамках пенсионной реформы конца 1990-х Казахстан первым из стран СНГ повысил пенсионный возраст для представителей обоих полов на три года. В настоящее время в Казахстане пенсионный возраст для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года. Теперь предложено увеличить пенсионный возраст женщин до мужского, из-за чего, по мнению некоторых экспертов, может существенно ухудшиться положение работающих женщин предпенсионного возраста. По их мнению, те будут находиться под «прессом» угрозы увольнения именно в тот период своей жизни, когда практически невозможно трудоустроиться на новом месте из-за возраста.
Так, например, против увеличения пенсионного возраста выступает председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев. «Не вижу экономического и политического смысла в этом, причина лишь в попытке сэкономить бюджетные средства за счет народа, хотя, с одной стороны, у нас много нефтяных денег, с другой — существует их бесхозяйственное расходование. Гораздо эффективнее можно было бы сэкономить бюджетные деньги, наладив порядок и дисциплину в расходовании средств, как акиматами всех уровней, так министерствами, их подразделениями и госкомпаниями», — считает г-н Алибаев.
Однако при этом эксперт призывает, помимо повышения возраста, обратить внимание на не менее важные аспекты. Пенсионные фонды испытывают на протяжении 15 лет хронический дефицит инструментов инвестирования.
Пенсионные фонды стран Организации экономического сотрудничества и развития в 2008 году понесли убытки на 21,4 % в то время как потери отечественных фондов не превысили и 1 %
«В последние два-три года на фоне экономического, финансового кризиса ситуация усугубилась, и на протяжении нескольких лет пенсионные фонды приносят отрицательный доход, вот это, пожалуй, один из немногих негативных факторов. Не думаю, что это будет продолжаться долго, тяжелые времена проходят. В Казахстане, на мой взгляд, кризис был сотворен такими факторами, как коррупция, непрофессионализм чиновников всех уровней, неэффективное управление экономикой, промышленностью и т.д.», — сказал председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана.
В свою очередь управляющий директор АО «ORKEN Invest» Дамир Сейсебаев отметил, что ситуация с пенсионными фондами некритична, хотя они работают в достаточно сложных условиях. По его словам, пенсионные фонды строят в отношении накоплений консервативную политику, а это означает уход в качество. Этим и объясняется относительно низкая доходность пенсионных фондов. «Надо отметить, что такая политика была полностью оправданна. Пенсионные фонды стран Организации экономического сотрудничества и развития в 2008 году понесли убытки на 21,4%, в то время как потери отечественных фондов не превысили и 1%. Низкая доходность сейчас — это мировая тенденция, и открывать канал, через который мировой кризис мог бы проникнуть в нашу систему, неправильно», — считает Дамир Сейсебаев.
По мнению экспертов РА РФЦА, у управляющих пенсионными фондами нет реальных стимулов для инвестирования в инструменты, приносящие доход, так как это потребует дополнительных расходов, которые не покрываются комиссионными сборами. В результате управляющие инвестируют в фиксированные инструменты, имеющие низкие ставки вознаграждения. Однако суть накопительной пенсионной системы заключается в инвестировании средств в реальное производство, а не в ценные бумаги государства.
Необходимо инвестировать пенсионные активы в материальные объекты, которые не потеряют со временем свою стоимость. Одним из способов является выпуск инфраструктурных облигаций. Инфраструктурные облигации позволят осуществить вложения в строительство железнодорожных и автомобильных линий и ряд других перспективных проектов (газопроводов и т.д.), направленных на подъем экономики страны. Также для развития пенсионной системы и фондового рынка важным является внедрение принципов корпоративного управления для повышения прозрачности участников рынка.
В начале года АО «Рейтинговое агентство РФЦА» (РА РФЦА) провело ежеквартальный рэнкинг накопительной пенсионной системы. Стоит отметить, что произошли некоторые изменения в структуре пенсионной системы. Рынок пенсионной системы Казахстана представлен 11 фондами и характеризуется высокой концентрацией активов у тройки лидеров.
Помимо прошлогодних изменений в НПФ «ҰларҮміт» и АО «Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан», а также создания нового НПФ «Астана», АО «Накопительный пенсионный фонд «Казахмыс» сменило свое название на АО «Накопительный пенсионный фонд «Индустриальный Казахстан».
Согласно данным АФН, совокупные активы пенсионных фондов на 1 января 2012 года составили 93 601,5 млн. тенге. При этом порядка 71% приходится на тройку лидеров: НПФ «Народного Банка Казахстана», НПФ «ГНПФ» и НПФ «ҰларҮміт». Большая часть всех пенсионных накоплений также приходится на эти три фонда.
Деловой еженедельник «Бизнес&Власть» Время загрузки страницы 0.242 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |