Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Автокоридор «Западная Европа – Западный Китай» укрепит статус нашей страны



Автокоридор «Западная Европа – Западный Китай» укрепит статус нашей страны

 

Автокоридор "Западная Европа - Западный Китай" укрепит статус нашей страныВ январском послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана отмечено, что одним из грандиозных проектов в сфере высокого передела отечественных сырьевых ресурсов и инфраструктуры является завершение в следующем году строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

 Строительство автомагистрали является одним из самых масштабных проектов Карты индустриализации нашей республики. Проект, известный как «Новый Шелковый путь», позволит Казахстану возродить его историческую роль в качестве связующего звена Азии и Европы, а также укрепит статус нашей страны как одного из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на евразийском континенте. Для этого у Казахстана есть все необходимые условия: внутриполитическая и экономическая стабильность, выгодное географическое расположение.


В своем январском послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить». Действительно, поставленная Главой государства задача вполне выполнима и представляет для нашей страны, равно как и для регионов, большие перспективы.

Известно, что казахстанский участок трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай сегодня строят порядка 35 тысяч человек. Всего планируется привлечь около 50 000 человек. При этом работы ведутся на территории пяти областей (Актюбинская, Кызылординская, Жамбылская, Южно-Казахстанская и Алматинская). В настоящее время работы ведутся на 1621-м километре (34 участка). В процессе строительства задействованы 21 генподрядная и 66 субподрядных организаций. Планируется, что в текущем году будет введено еще 700 км новой дороги.

В целом протяженность трассы по территории Казахстана составит 2 787 километров, из них подлежат реконструкции 2 452 км. Стоимость проекта по казахстанской территории составляет 825 100 млн тенге. Период реализации проекта – 2009–2015 годы. Проект предусматривает перевод в I техническую категорию с 4-полосным движением порядка 1390 км дороги (Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены во II техническую категорию (граница России – Мартук – Актобе – Карабутак – Кызылорда).

Общая протяженность коридора «Западная Европа – Западный Китай» по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них

2 233 км – по территории России, 2 787 км – Казахстана и 3 425 км – Китая.

История вопроса

Ни для кого не секрет, что существовавший некогда Шелковый путь являлся эффективной транспортной артерией, которая, проходя из Азии в Европу, позволяла связывать торгово-экономическими, культурными, научными связями многие страны. Принимая во внимание выгодное расположение Казахстана, являющегося своеобразным мостом между Европой и Азией, многие пытались реанимировать идею Шелкового пути, воссоздание которого позволит стать Казахстану одним из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на пути из Китая в страны Западной Европы. Поэтому неудивительно, что идея модернизации Шелкового пути в виде создания транспортных коридоров стала горячо обсуждаемой на разного рода встречах и международных конференциях и саммитах, что не смогло не сказаться на росте популярности трансграничной магистрали.

Однако название, ставшее впоследствии официальным, проект получил с легкой руки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который в своем указе от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» одиннадцатым направлением определил развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, где 79-м пунктом указана реализация проекта реконструкции автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

В декабре 2007 года министрами транспортных ведомств Казахстана и России было принято решение о рассмотрении вопроса включения стратегически важного для обеих стран маршрута в перечень азиатских автомобильных дорог в рамках ЭСКАТО ООН для стран Азии и региона Тихого океана или другого международного закрепления вышеуказанного маршрута.

Позже значимость транспортной магистрали была отображена в послании президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». И в апреле 2008 года строительство автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» вошло в перечень «прорывных проектов» нашей республики. Как результат, 22 сентября 2008 года в городе Актобе между Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана (МТК) и Министерством транспорта России состоялось подписание меморандума о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – граница КНР. Позже, 16 апреля 2009 года, в Пекине между МТК Казахстана и министерством коммуникаций Китая был подписан меморандум о взаимопонимании при создании автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Очередным шагом в процессе документального оформления трансграничного проекта стало подписание 11 июня 2009 года в городе Алматы меморандума о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Европейской комиссией и МТК Казахстана.

Финансовый вопрос

Несмотря на глобальный финансовый кризис, Казахстану удалось убедить зарубежных инвесторов в перспективности и стратегической важности проекта «Западная Европа – Западный Китай». В результате при стоимости строительства магистрали в 825 млрд тенге 422 млрд тенге составили кредитные средства международных банков.

Определены три источника финансирования данного проекта. Это, во-первых, республиканский бюджет, из которого планируется выделить 136,1 млрд тенге. Вторым источником являются внешние займы международных финансовых институтов в сумме 3,4 млрд долларов США. Ожидается, что Азиатский банк развития выделит 700 млн долларов США, Европейский банк реконструкции и развития – 180 млн долларов, Исламский банк развития (ИБР) – 398 млн долларов и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – 2 млрд 125 млн долларов. Частные инвестиции станут третьим источником финансирования. Планируется привлечь их на концессионной основе на сумму 266,6 млрд тенге.

Одним из ведущих кредиторов стал Всемирный банк, который одобрил заем в сумме 1,068 млрд долларов, предназначенный для строительства участка Алматы – Хоргос в рамках реализации данного проекта. Новая дорога будет на 13 процентов короче существующей (305 км вместо 351 км). Вместе с тем транспортный коридор будет расширен с двух до четырех полос. Ожидается, что строительные работы на этом участке будут завершены в 2015 году.

Под строительство транспортной магистрали Западная Европа – Западный Китай будет выкуплено 9 000 земельных участков, принадлежащих 2 120 собственникам, на общую сумму почти в 9 млрд тенге.

Среди участников – третий сектор

Для кого-то может показаться неожиданностью, но факт остается фактом: к реализации проекта привлечены и отечественные неправительственные организации. Об этом стало известно еще в марте текущего года, когда вице-министр транспорта и коммуникаций Роман Скляр на совещании с участием представителей министерств экономического развития и торговли, финансов, Всемирного и Азиатского банков, компаний – консультантов по управлению проектом и надзору за строительством проекта «Западная Европа – Западный Китай», дорожных подрядных компаний пригласил отечественные НПО, входящие в ассоциацию «Азаматтыћ Ћџрылтай».

Напомним, что на совещании был обсужден проект меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, цель которого заключается в определении наиболее прозрачного процесса мониторинга хода реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай». В рамках меморандума запланировано создание сети экспертных советов прозрачности и устойчивого развития (Сеть ЭСПУР). Среди основных задач сети значатся выявление, учет и разрешение социально-экономических, трудовых, экологических и коррупционных нарушений. Кроме этого, предметом мониторинга станут вопросы, связанные с выкупом земель, жалобы общественности, безопасность дорожного движения во время реконструкции, воздействие строительных работ на окружающую среду, охрана воды в период строительства и эксплуатации, а также трудовые вопросы (соблюдение трудового законодательства и пр.).

Так как в проекте задействованы Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, то и членами сети станут центральный (национальный) ЭСПУР, размещенный в г. Астане, представители комитета автомобильных дорог МТК (КАД), компаний и НПО, а также региональные ЭСПУР.

Радужные перспективы

Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта к 2032 году рассчитан по нескольким параметрам. Во-первых, от сокращения времени пути госбюджет получит порядка 33,9 млрд тенге. Во-вторых, от сокращения количества ДТП – 49,9 млн тенге. Кроме этого, от уменьшения числа погибших в результате ДТП – 19,3 млрд тенге. Также необходимо учитывать и сокращение затрат на эксплуатацию автотранспортных средств, которые дополнительно привлекут в бюджет 9,5 млрд тенге. Кроме этого, ожидается рост валового регионального продукта (ВРП) в сумме 82,9 млрд тенге.

Помимо повышения товарооборота, проект будет содействовать более эффективному перемещению людей, а также будет способствовать промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой деятельности в связи с улучшением торговли и качества услуг вдоль коридора и в прилегающих городах и селах.

При этом необходимо учитывать, что в настоящее время грузы по маршруту Азия – Европа общим объемом на сумму 700 млрд долларов перевозятся водным транспортом, а время в пути составляет от 40 до 45 суток. По железной дороге Транссиба, идущей через российскую территорию, на это тратится порядка 14–15 дней. По расчетам новая транспортная магистраль через Казахстан и Россию позволит затрачивать на грузоперевозки порядка 10 суток. При этом доставка товаров по участкам Китай – Центральная Азия и Китай – Россия будет осуществляться в еще более сжатые сроки.

Кроме этого, по расчетам Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан

(КазАТО), с началом эксплуатации транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» количество рейсов, выполняемых казахстанскими перевозчиками в 14 стран Европы и Азии, увеличится с 15 тысяч до 100 тысяч рейсов в год. Выгодное географическое положение Казахстана дает возможность зарабатывать на транзите, так как через 10 лет грузоперевозки через республику увеличатся в 2,5 раза, т.е. с 900 тыс. тонн до 3,5 млн тонн.

Обсуждая перспективы международной магистрали, необходимо учитывать и вопрос формирования транспортно-логистической и деловой инфраструктуры, являющийся актуальным для Казахстана и стран – участниц данного проекта. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК, прошедшем 22 мая текущего года, главным элементом «Нового Шелкового пути» станет транспортно-логистический хаб, который будет развиваться вокруг таких проектов, как мультимодальная транспортно-логистическая компания мирового уровня (создающаяся на базе «Ћазаћстан темiр жолы»), МЦПС «Хоргос» на границе с КНР («Восточные ворота» Казахстана), морской порт «Актау» и логистический центр в городе Актобе («Западные ворота» страны), трансконтинентальный коридор «Западная Европа – Западный Китай», многофункциональные логистические центры класса «А», которые будут построены в городах Алматы, Актау и Актобе, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Кроме этого, международный коридор создает условия для развития малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, будет способствовать появлению новых рабочих мест.

В целом, оценивая потенциал магистрали, необходимо отметить, что ввод в эксплуатацию транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» значительно ускорит экономическое развитие регионов страны за счет расширения межгосударственных связей, повышения эффективности перевозок, создания инфраструктуры и новых рабочих мест. Что благополучно отразится на социально-экономической ситуации страны.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 8
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.557 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>