В конце лета алматинцам придется в очередной раз потуже затянуть пояса. С 1 сентября в городе существенно повысится тариф на отопление, о чем официально заявили тепловики. Уже не секрет, что готовят повышение тарифов и энергетики. Поговаривают, что стоимость проезда в городских автобусах южной столицы с начала осени будет составлять 100 тенге. На этом фоне люди справедливо ожидают и повышения цены бензина. |
Не успели алматинцы «переварить» подорожание проезда в общественном транспорте до 80 тенге, как их поспешили «обрадовать» коммунальщики. Такая весть, по словам горожан, делает недавнее символическое снижение стоимости бензина на 6 тенге за литр и вовсе кощунственным. Теперь не нужно быть академиком, чтобы предсказать подорожание стоимости продуктов питания и всего остального.
По сообщениям российских СМИ, за последние два года Генпрокуратура России возбудила более двухсот уголовных дел по фактам необоснованных повышений тарифов на коммунальные услуги. В соседней стране даже действует «горячая линия», по которой может позвонить любой гражданин, получивший квитанцию с завышенными суммами.
Однако у нас такого сервиса пока нет. Платя коммунальщикам немалые деньги, мы получаем из «горячего» крана воду с неприятным техническим запахом и каждую зиму наблюдаем многочисленные прорывы теплотрасс. И за ответами на возникшие вопросы вынуждены обращаться не к правоохранителям, а к экономистам. Повышение тарифов – результат социально-экономического роста или дыхание кризиса, поглотившего Европу? Ситуацию прокомментировал финансовый аналитик Родион Тен.
– Повышение стоимости товаров и услуг происходит на фоне значительного ускорения инфляции во всем мире. Так как мы являемся частью мирового экономического сообщества, то наша экономика не может на это не реагировать. Рост потребительских цен в Казахстане в этом году почти в десять раз выше, чем в прошлом. Соответственно увеличиваются и темпы роста инфляции.
– Стоимость коммунальных услуг в нашей стране повышается с завидной регулярностью. Людей объективно интересует вопрос: кончится ли это когда-нибудь?
– По мнению многих экономистов, рост потребительских цен – это признак власти производителей и продавцов над рынком. В такой ситуации они могут делать все, что им заблагорассудится. А мы вынуждены платить. Когда же власть над рынком принадлежит потребителю, продавец не может повышать цену, когда ему вздумается. Поскольку покупатель быстро найдет такой же товар по более низкой цене. Т. е. между продавцами происходит конкуренция, которая заставляет их отказываться от повышения цен, а то и заставляет снижать их. Бывает так, что покупатели конкурируют между собой, стараясь перекупить товар за более высокую стоимость. Но это уже признак дефицита. Что касается рынка коммунальных услуг, тут ситуация несколько иная. Ценообразование здесь в корне отличается от ценообразования на рынке товаров.
– Из года в год свои действия коммунальщики мотивируют необходимостью ремонта сетей, улучшения инфраструктуры и так далее. Если вспомнить, сколько раз за годы независимости повышалась цена, то все трубы уже должны быть золотыми. Чем же все-таки обусловлено ежегодное повышение тарифов?
– В случае с коммунальными услугами, думаю, ясно, что здесь о конкуренции речи быть не может. Тут цены однозначно повышают поставщики. Причем с одобрения властей. При этом, как вы правильно заметили, они ссылаются на необходимость улучшения инфраструктуры, повышения качества своих услуг и компенсации потерь от инфляции. Кстати, последнее в качестве объективной причины повышения цен избирают практически все. Логика здесь простая: другие поднимают цены, а я чем хуже? Но если на обычном рынке это делается постепенно, то на рынке коммунальных услуг сразу и существенно, что однозначно влечет за собой цепную реакцию. Одной из основных причин ускорения инфляции является именно повышение тарифов на коммунальные услуги. Если провести анализ, будет видно, что в те редкие времена, когда естественные монополисты не повышали свои тарифы, инфляция снижалась на 4–6 процентов. Но как только они поднимают цену, свой вклад в ускорение инфляции делают все, вплоть до продавцов картошки. Отличие здесь в том, что картошка в урожайный год может подешеветь. А вот тарифы на коммунальные услуги не снизятся никогда.
– Что же делать нам – простым гражданам?
– Затягивать пояса и надеяться, что когда-нибудь на нашей улице будет праздник. В качестве утешения могу сказать, что существуют разные теории влияния инфляции на экономику. Многие экономисты считают, что ускорение инфляции – полезная вещь. Поскольку при ней граждане начинают вытаскивать деньги из чулков и направлять в экономику, что в свою очередь стимулирует экономический рост.
Айдар ЕРМЕКОВ, Алматы
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.436 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |