Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Засуха нанесла удар. Чем ответят крестьяне и государство?



Засуха нанесла удар. Чем ответят крестьяне и государство?

 

Засуха нанесла удар по южной половине Костанайской областиО нынешней засухе в полный голос заговорили после июльских праздников. Выяснилось, что главный удар она нанесла по южной половине Костанайской области, прихватив земледельческие районы Акмолинской, Карагандинской, Актюбинской областей и ЗКО.

На середину июля в этих регионах списанию подлежали более 350 тысяч гектаров посевов зерновых, в несколько раз больше полей находилось на грани перехода в стадию безнадежных.


Вначале пытались сравнивать с засухой 2010 года, но самым жестоким принято считать солнечный удар 1975 года, когда Костанайская область собрала с гектара по 2,7 центнера зерна. Сегодня директор Костанайского НИИ СХ Валентин Двуреченский утверждает, что ту засуху мы переплюнули перебором суммы эффективных температур уже на 200 (!) градусов. И перебор продолжается: даже в Костанае с тополей и берез опадают, не успев пожелтеть, засохшие коричневые листья. А что говорить о пшеничных полях, на поверхности которых вот уже три месяца держится температура в 60 градусов, а продуктивная влага «ушла» на глубину до полуметра и для корней недоступна. К почвенной засухе добавилась атмосферная.

 

Эти глаза напротив…

 

На прошлой неделе в Костанае высадился правительственный десант во главе с первым заместителем премьер-министра Сериком Ахметовым и министром сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым, которых сопровождали руководители ведущих подразделений Минсельхоза и даже «Казгидромета». Из аэропорта столичные гости вместе с акимом области Нуралы Садуакасовым направились на поля Аулиекольского района, находящиеся в эпицентре засухи. Нужно пояснить, что последние две недели аким области вел активный диалог с Минсельхозом, настаивая на безотлагательных мерах по предупреждению негативных последствий природного катаклизма. А потому был заинтересован показать реальную ситуацию на полях и в сельской экономике.

Директор крупного ТОО «ИНСПЭК», имеющего зерновые поля в трех южных районах области, Юрий Заикин показал поле пшеницы, засеянное 28 мая – в лучший по науке срок для этой культуры. Засеянное по всем правилам влагосберегающих технологий, семенами первой репродукции. И что в итоге? Заикин вырывает несколько хилых стебельков и показывает: стадия колошения, а колосок не может выбраться из рубашки. А там, где выбрался и пытается цвести, нет завязи – атмосферная засуха. Директор предполагает собрать с этого поля 3–4 центнера зерна на круг. Неизбежна превышающая нормы рефакция, а щуплое зерно на семена не сгодится. Расчет – на сохранившиеся прошлогодние запасы. К тому же многие поля ТОО нет смысла убирать: списать, перепахать, посеять однолетки и, возможно, получить корма для скота.

Директор агрофирмы «Диевская» Олег Даниленко восьмой год занимается внедрением нулевой технологии. По его словам, 60 процентов полей, на которых эта технология прижилась, могут дать по 6–8 центнеров зерна с гектара. А вот на многих полях с элементами нулевой технологии даже не получили всходы. Аргументы вроде бы убедительные, а разговор на поле – глаза в глаза. Но присутствовал на этом поле директор ТОО, который с едва заметной улыбкой наблюдал кипевшие вокруг страсти. А корреспонденту «Литера» он сказал, что на днях приступает к уборке урожая и намерен собрать с гектара тоже в пределах 6–8 центнеров с гектара, но по собственной технологии.

Директор ТОО «Черниговское» Имран Гучигов давно известен в области и за ее пределами как опровергатель научных догм. Обычно начинает сеять зерновые в конце апреля, а нынче – еще раньше. Апрель оказался аномально жарким, почвы в «Черниговском» легкие и влагу теряют очень быстро, а зернышко должно успеть прорасти. Отсюда и тактика сева. И сегодня, встречая столичных гостей на полях Заикина, Имран Гучигов может заявить: «У меня поля лучше…». Но к Гучигову гостей не возят: уж очень он «неправильный» аграрий. Хоть и держит свой сельский округ в сытости и достатке.

 

Ударом на удар

 

Елейного масла в тлеющий огонек дискуссии о технологиях подлил Валентин Двуреченский: он привез гостей на свое поле, с которого пообещал взять неприличные по нынешнему лету 18–20 центнеров зерна с гектара. Понятно, что виной тому – нулевая технология и научно обоснованные сроки сева.

Поле и впрямь напоминало пасторальную картинку: яркая сочная зелень, по два дополнительных колоса кущения, а поодаль – силуэт самолета Ан-2, на котором, судя по всему, модные технологии и летают. Между тем за спинами восхищенных гостей до самого горизонта простирались поля синюшного цвета с рыжими проплешинами голой земли и рваными рядками хилой пшенички, не отличающейся от той, что показывал на своих полях Юрий Заикин.

Но дело было сделано: один из высоких гостей предложил внедрение нулевых технологий передать под ответственность акимов. Между тем государство щедро субсидирует внедрение этих технологий. Ибо занятие весьма дорогостоящее и, по словам того же Олега Даниленко, без субсидий нереальное.

Реальность в другом: в мерах противостояния засухе, о которых на совещании в Костанае рассказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Они основаны на здравом смысле и точном расчете в соответствии с ситуацией на мировых рынках зерна: спад производства и рост цен. Даже на внутреннем рынке Казахстана, по словам Асылжана Сарыбаевича, отмечен рост стоимости тонны продовольственной пшеницы на 100 долларов, дошедшей до 230 «зеленых». К будущей весне прогнозируется выход на цены после засухи 2010 года – 300 долларов и более.

У Казахстана солидный переходящий запас зерна прошлогоднего урожая. Задача в том, чтобы рыночные интересы его хозяев совместить с интересами государства – не допустить роста цен на хлеб первого сорта, который составляет половину всего потребления хлебобулочных изделий в стране, не допустить снижения поголовья скота и, соответственно, роста цен на молоко и мясо.

До сих пор применялись радикальные меры – вводился запрет на экспорт зерна и муки. Срывались контракты, мы теряли традиционные рынки сбыта. Теперь предложен компромисс: в Костанае представители 8 регионов страны подписали меморандум, согласно которому Продкорпорация с 1 августа текущего года и до 1 августа будущего года поставит 1,3 млн тонн пшеницы по фиксированной цене 28 тысяч тенге. Эта цена позволит хлебопекам держать стоимость 600-граммовой буханки хлеба 1-го сорта в пределах 45 тенге. Приемлемой будет и цена отрубей для частных подворий.

Аналогичный меморандум будет подписан и с другими регионами страны. Все остальное зерно переходящих запасов и нового урожая его хозяева смогут продавать по выгодным для себя ценам без ограничений.

Механизм воздействия на цены внутреннего рынка Минсельхоз опробовал осенью прошлого года, когда стоимость тонны зерна на внутреннем рынке упала до 8–10 тысяч тенге. Продкорпорация начала постепенно поднимать закупочные цены, и трейдеры были вынуждены работать на опережение. В итоге почти по 4 центнера с гектара было закуплено по приемлемой цене в 170 долларов за тонну. Нынешний рост цен на зерно позволяет с 1 августа отменить субсидии на транспортировку экспортного зерна в порты Черноморского и Балтийского бассейнов, а сэкономленные средства направить на другие программы поддержки села.

Другое очень важное решение, о котором говорил Мамытбеков, – пролонгация кредитов. Только по различным программам «КазАгро» их набирается более 100 миллиардов тенге. По 18 миллиардам сроки погашения кредитов уже продлены до уборки урожая будущего года, и «КазАгро» готово принимать заявки.

Особое внимание уделено кормовой базе птицеводства и животноводства. Продкорпорация выделяет 220 тысяч тонн зерна Союзу птицеводов для производства комбикормов. Аналогичная помощь будет оказана Союзам молочников и производителей мяса. Из резерва правительства выделено 1,8 млрд тенге на субсидирование маточного поголовья КРС. Сегодня важно оперативно определить круг участников этой программы. Существует реальная угроза сброса скота с частных подворий из-за нехватки кормов.

Министр напомнил, что отруби включены в себестоимость муки, а потому должны быть доступны для населения. Минсельхоз предлагает также увеличить объемы поставок селянам удешевленного дизельного топлива, чтобы они могли засеять паровые поля зерносмесями и взять с них дополнительные корма на зиму.

Акиматы должны взять под свой контроль возмещение убытков от засухи страховыми компаниями. Особенно это касается обществ взаимного страхования, работа которых уже отмечена громкими скандалами в 2010 году.

Ну и, конечно, первая заповедь хлебороба – семена для посевной будущего года. У многих есть соблазн все собранное зерно признать семенным. Не стоит обольщаться: качество зерна нынешнего урожая оставляет желать лучшего. Сегодня в госресурсах хранится 25 тысяч тонн семян. Продкорпорация будет наращивать запас с тем, чтобы весной выдать его в виде товарного кредита.

Впечатления от поездки по полям Асылжан Мамытбеков высказал кратко: во внедрении новых технологий много формализма. Если судить по отчетам с мест, то через год – два по нулевым технологиям мы будем засевать всю ниву Казахстана. Но мы знаем, что все это не так. Многие их не внедряют потому, что основные средства производства очень дорогие, нет оборотных средств на закуп гербицидов. Все это учитывает новая программа развития АПК до 2020 года. В том числе и финансирование внедрения новых технологий.

В свою очередь аким области Нуралы Садуакасов попросил Минсельхоз и правительство дополнить список из 9 пострадавших от засухи районов области еще тремя – солнце продолжает утомлять.

Владимир КАТКОВ, Костанайская область

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.175 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>