В полицейских кидают оскорбления, камни и гранаты. «Пешеход ударил полицейского камнем», «парень пытался задушить полицейского», «дебошир бросил в сотрудников полиции боевую гранату» – предыдущая неделя стала рекордной по количеству нападений на полицейских. Стражам порядка доставалось почти через день. Почему карагандинцы стали выбирать для защиты нападение и бить людей в форме тем, что под руку попадется, – разбирался nv.kz. |
Взрывной характер
Чувство неприязни обострилось вечером 18 июля. В полицию позвонил бдительный карагандинец и сообщил, что его сосед избивает жену. Полицейские приехали успокоить разгорячившегося семьянина, и чуть не пострадали от его взрывного характера. Вместо того чтобы опустить кулаки, увидев стражей порядка, «дебошир» (как назовут его позже в полиции), напротив, поднял руку. И не пустую, а с гранатой, и кинул ее в полицейских. «Лимонка» не сдетонировала, но осадок остался.
Агрессивного мужчину задержали. Он был нетрезв, но смог вспомнить, что нашел гранату на улице и на всякий случай хранил дома. В полиции позже добавили, что «дебошир» специально в наряд боеприпасом не целился. Просто кинул гранату в сторону, а получилось, что полетела она в направлении полицейских.
До горла
Вечер 20 июля. Двое молодых людей и девушка выпивают в кафе, отмечая конец рабочей недели. В это же время мимо проходит патруль. Стражи порядка и выпившие граждане встречаются на крыльце заведения и уже не расстаются до утра.
Сначала полицейские пытались задержать отдыхающих самостоятельно (девушка и парни находились уже «в сильном алкогольном опьянении»). Не вышло. «Сильное опьянение» делало компанию особо буйной. Вызвали подкрепление. Приехал экипаж автопатруля, помог усадить веселую троицу в машину.
Но душа требовала извинений. Молодых людей оскорбило, что их праздник так грубо оборвали. И пока один из парней и девушка обзывали людей в форме нецензурными словами, их друг подсел поближе к полицейскому и стал его душить. Потом – бить по голове и срывать погоны. Вечеринка в кафе закончилась возбуждением уголовного дела.
Камни в ход
Тремя днями позже не повезло полицейскому из патрульного батальона в Темиртау. Стражи порядка осматривали окрестности и заметили на трассе пожилого мужчину. Он не привлек бы столько внимания, если бы прогуливался по обочине. Но карагандинец шел по проезжей части навстречу автомобилям. Шел, кстати, из Темиртау в сторону Караганды, и осилил уже два километра, когда его остановил патруль. Путешественник, говорят в полиции, был пьян и не настроен на беседу. Его привезли обратно в Темиртау, доставили в отдел. Огорченный таким поворотом дел, мужчина подобрал с земли камень и кинул в водителя-полицейского. Попал в голову. В итоге старшина полиции с ушибом оказался в больнице, метатель камней с обвинением в применении насилия в отношении представителя власти – в изоляторе.
Кодекс мести
- Негативизм среди гражданского населения по отношению к полицейским действительно растет, – не отрицают в департаменте внутренних дел. Но с оговоркой – карагандинцы нападают и норовят сорвать погоны, только когда пьяны. Трезвым, мол, это в голову не приходит. Но пока психологи департамента еще не уделяют «обострившемуся негативизму» особенного внимания. Голова у полицейских занята другим.
- Акцент на этом сейчас не делается, – объясняет инспектор-психолог управления кадровой работы ДВД области Дана Хасенова. – Сейчас все внимание уделено внеочередной аттестации. Сотрудники очень тщательно готовятся. Позже мы будем поднимать вопрос об агрессии общества. Будем готовить какие-то инструкции, рекомендации.
Пока инструкции прежние, говорит Дана Маратовна. Каждое занятие полицейским напоминают: остановил человека – сразу объясни за что. Не объяснишь – дороже выйдет.
- Если сотрудник не представляется, не объясняет суть, у задержанного появляются страх и паника, – продолжает Дана Маратовна. – А самая лучшая защита – это нападение.
Вот люди и кидают в адрес полицейских оскорбления, камни и гранаты. Избежать конфликтов, добавляет психолог, можно несколькими способами. Например, стражам порядка рекомендуют делать по утрам гимнастику. Это поддерживает физическую форму и эмоциональную устойчивость. Есть и другие советы, на первый взгляд они, правда, кажутся, забавными – приседать и правильно пить воду.
- Мы объясняем, что когда стрессовая ситуация, нужно пить не горячий чай, а холодную воду, – пересказывает Дана Маратовна лекции, которые читает для сотрудников. – И не залпом, а маленькими глоточками. Стакана достаточно. Или приседать. Это усиливает отток крови к мозгу и отвлекает внимание.
Если приседать не получается, допустим, преступник в это время достает гранату, тогда план Б – самоприказ. Дана Маратовна учит подопечных повторять «я спокоен», но ни в коем случае не «я не раздражаюсь». Мозг, говорит она, не принимает частицу «не», поэтому получает установку «я раздражаюсь», так что эффект обратный.
Юристы от всякого рода психологических тонкостей далеки. Они просто советуют ни словами, ни руками не проявлять нахлынувших при встрече полицейского чувств. Спокойно узнать, за что вас остановили, и обязательно попросить предъявить документы. За насилие в отношении представителя власти могут лишить свободы на десять лет.
Когда карагандинцы уже били полицейских
С начала года с карагандинских полицейских периодически срывают погоны, их бьют и ругают матом. «НВ» собрал самые запоминающиеся инциденты.
Июль – Случай зрелищный. Трое хулиганов напали на сержанта полка патрульной полиции Бауржана Джумабекова возле мечети в Майкудуке. Он возвращался со службы, парни сначала обматерили проходившего мимо сержанта, а потом побежали с кулаками. Драка разворачивалась прямо под камерой ЦОУ (видео доступно на сайте «НВ» www.nv.kz). Дежурный заметил потасовку и вызвал патруль. На компанию завели уголовное дело. Кстати, все из нападавших уже привлекались – один за хранение наркотиков, двое – за совершение административных правонарушений.
Май – Случай плевый. На этот раз досталось участковому. Он сделал замечание жителю Майкудука, чтобы тот не бросал на землю шелуху от семечек. Объяснил, что сорить в общественном месте – это нарушение порядка. За что получил кулаком по лицу и остался без погон. Любителя семян подсолнуха доставили в отдел.
Апрель – Случай острый. Разыскивается карагандинец, выбивший зубы сотруднику полка патрульной полиции. Хулигана задержали спустя три месяца. Сейчас против него возбуждено дело все по той же статье «Применение насилия в отношении представителя власти».
Март - Случай уникальный. Впервые жителя нашей области арестовали за оскорбление полицейского. Дело было на дороге, Дмитрий (молодой человек очень просил не называть его фамилию) вел машину и был немного пьян.
- Ехал мимо торгового дома «Самал» на Молокова, – рассказывает парень. – А там в затемненном месте стоял патруль. Без сирен, без опознавательных знаков вообще. Гаишник палкой махнул, я не увидел, не остановился. Меня догнали.
Когда догнали, Дмитрий выражался нецензурной бранью. Досталось и гаишникам, и полиции, и системе в целом. Потом в суде парень говорил, что очень сожалеет. Суд раскаяние учел и дал сутки административного ареста. А также лишил права управлять автомобилем на два года.
Январь - Случай спорный. В интернете появилась видеозапись, на которой видно, как полицейские бьют водителя «5 канала» Сергея Белоносова, а его брат пытается их оттащить. По словам мужчин, драку начали сотрудники внутренних дел. И, говорит Сергей, полицейские били так отчаянно, что их служебная рация разлетелась на части, ударившись о голову его брата. В ДВД уверяют, что их сотрудники всего лишь разнимали дебоширов. Кто виноват – разбирался суд, и вскоре оправдал полицейского Ахмедияра Султанова, участвовавшего в драке (остальные двое полицейских проходили свидетелями по делу). Он признал свою вину и был отпущен по амнистии.
Контрольный вопрос - За что бьют?
Жанатай Сембеков, начальник пресс-службы ДВД области, предлагает избавляться от стереотипов:
- Это у нас, как обычно, у людей одна причина – в нетрезвом виде. Они просто не контролируют себя. И нельзя говорить, что охрана общественного порядка – это только работа полицейских. Мы призываем население, чтобы не проходили мимо людей, ведущих антиобщественную жизнь. Где-то сосед пьет, дебоширит. Мы не призываем дебошира утихомирить. Мы призываем своевременно сообщить в полицию. Или машина незнакомая появилась. Сразу сообщить участковому или позвонить на 102, сказать, у нас возле подъезда крутится машина незнакомая, проверьте, пожалуйста. Проверили бы, глядишь, и действительно каких-нибудь преступников задержали. Безразличие – вот самое страшное. Поэтому люди, ведущие антиобщественный образ жизни, и кидаются на сотрудников полиции. Им уже море по колено. Это не стукачество, надо избавляться от стереотипов. Это предотвращение.
Александр Бондаренко, коммунист, считает, что без справедливости не видать нам никакой культуры:
- Вот милиционеров не боялись, а полицейских – боятся. Так не должно быть, не должно быть полицейского государства. Замечания, про ту же шелуху от семечек, которую разбрасывают, конечно, нужно делать. Я когда приехал сюда в 1989 году, Караганда была очень чистая, сейчас ни в какое сравнение не идет. Но чистота и культура зависят не от применяемого принуждения. А от того, что в обществе есть социальная несправедливость. Сейчас полиция и КНБ только на словах говорят, что они защищают граждан. А на самом деле защищают, так сказать, интересы инвесторов. Отсюда и агрессия.
Евгений Танков, юрист, припугивающий полицейских:
- Я думал, вопрос будет – как часто мне приходится бить полицейских. Бить не приходилось, только припугивать. Как припугиваю? Обычно просто своим появлением. Зачастую, какие бы темные не были полицейские, они слышали, читали, знают меня. А дальше по ситуации. Нередко моим друзьям, для того, чтобы полицейского шугануть, достаточно упомянуть о факте знакомства со мной. Или позвонить, и ситуация, как правило, рассасывается сама собой. Падает ли авторитет полиции? Падать-то, в принципе, некуда и нечему. Об этом трудно говорить.
Наталья Вшивцева, председатель Центра поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства «Шебер», предлагает снимать кино:
- Может, нам нужно, как американцам. Они показывают фильмы, вырабатывают положительный имидж полицейского. Скорее всего, у нас этого и не хватает. У нас наоборот – много говорится о взятничестве, о том, что в полиции избивают людей. Негатив нагнетается, в том числе и средствами массовой информации. А за всем этим мы и не видим подвиги полицейских. В новостях короткую заметку услышали и забыли. И думаем, что это разовые случаи, поэтому такое отношение к полицейским. А на самом деле там очень много замечательных людей работает.
Дмитрий Чеканов, психолог, связывает гнев общества с солнцем:
- Год активного солнца. Количество психов не то, что возросло, просто они сейчас находятся в буйном состоянии. Если смотреть тенденцию во всем мире, то таких активных очень много. Я связываю происходящее с солнцем. А еще есть такое понятие «энергетическое влияние», когда на расстоянии одни больные люди заряжают других. Причем, они могут быть даже на большой дистанции. Если бы это была Америка, сами понимаете, чем бы все закончилось. Стреляли бы. Потому что нельзя на полицию нападать. А сейчас много факторов – жара, к примеру, алкоголь. Совпадут такие факторы – и все.
Автор: Валерия Босенок
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.464 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |